Летом 2017 года Музей современного искусства «Гараж» представит панораму конголезского искусства последних пятидесяти лет на выставке «Худпром Конго: живопись для народа», подготовленной Королевским музеем Центральной Африки, Тервюрен, совместно с Центром изящных искусств Bozar, Брюссель.
Через шесть лет после JapanCongo, знаменитой выставки художника Карстена Хёллера и коллекционера Жана Пигоцци, столкнувшей искусство двух богатых, но предельно далеких друг от друга культур, «Гараж» снова возвращается в Демократическую Республику Конго, бывшую бельгийскую колонию. На этот раз избран совершенно иной угол зрения: картины важных конголезских художников предстают не как экзотические объекты, а как изображения повседневной реальности, осмысляющие «прежде и теперь» страны. Работы, входящие в экспозицию «Худпром Конго: живопись для народа», происходят из коллекции Королевского музея Центральной Африки и рассказывают историю искусства страны, начиная с правления Мобуту Сесе Секо.
Кураторами выставки выступают Бамби Кеппенс из Королевского музея Центральной Африки и конголезский художник Самми Баложи. Они помещают работы из Конго в плотную сеть воспоминаний о колониальной власти, личных документов и неопровержимых фактов. В работе над выставкой «Худпром Конго: живопись для народа» Самми Баложи снова обращается к истории своей страны. С 2006 года он делает исследования, инсталляции и кураторские проекты о прошлом и настоящем Конго. Название выставки («худпром» — сокращение от «художественная промышленность») отражает масштабы явления: многие конголезские художники, выполняя частные заказы и повторяя полюбившиеся согражданам сюжеты, отличались исключительной плодовитостью.
Феномен народной живописи возник в Конго после обретения независимости от бельгийского господства в 1960 году. В начале 2000-х народная живопись получила международное признание. В 2015 году большая выставка конголезских художников прошла в парижском фонде «Картье». Экспозиция в Музее «Гараж» откроется подборкой киноплакатов, книг и фотографий колониального периода, призванных пошатнуть привычные представления об африканцах как о «неразвитых» или «нецивилизованных» народах, не имеющих отношения к западной современности и прогрессу. В 1940-е годы колониальное правительство приняло другую тактику и всячески подчеркивало свои успехи в модернизации Конго. Частные школы, открытые в колониальный период, учили местных художников хранить свою уникальность и пользоваться инструментарием французского модернизма. Поддерживая эти и другие социально значимые инициативы, Бельгия старалась предстать перед конголезцами добрым, заботливым правителем и смягчить сепаратистские настроения.
Большая часть народной живописи на выставке «Худпром Конго: живопись для народа» происходит из собрания Богумила Евсевицкого, польского антрополога, начавшего собирать коллекцию во время своей работы в Конго в 1970-е годы. Он рассматривал свою деятельность как формирование архива по истории живописи и связанных с ее созданием и распространением социальных процессов. Изначально Евсевицкий видел в мастерах лишь наивных художников, но со временем стал рассматривать их как создателей высокоорганизованной и обладающей значительной степенью рефлексии массовой культуры. Народная живопись встроена в повседневную жизнь людей Демократической Республики Конго: она напоминает о местных героях и недавнем колониальном прошлом, рассказывает сатирические и юмористические притчи о человеческом уделе, передавая все это красочным, доходчивым стилем, обращающимся к обществу напрямую, минуя институциональных посредников. Картины выставлены вместе с историческими объектами из коллекции Королевского музея Центральной Африки с целью продемонстрировать, что принятые нами понятия колониального, традиционного, этнографического, модернистского или современного относятся к одной и той же истории искусства, а истоки народной живописи лежат еще в графике и скульптуре колониального периода.
«Худпром Конго: живопись для народа» включает в себя также два архивных проекта, которые делают акцент на современном использовании традиционного конголезского искусства и его инструментализации. Самми Баложи обращается к этим вопросам с помощью концептуальной интервенции в пространство выставки. Отталкиваясь от росписи на фасаде традиционного здания суда, созданной народом мангбету, художественные формы которого в конце XIX века очень ценили колонизаторы, работа Баложи затрагивает проблемы аутентичности и «экзотизации» африканцев бельгийской колониальной администрацией. Подборка рекламных объявлений, подготовленная художником Джо Боланкоко на основе архива Королевского музея Центральной Африки, демонстрирует, насколько глубоко практика народной живописи вплетена в городскую жизнь Киншасы.
Чтобы связать «Худпром Конго: живопись для народа», а также исследование колониализма и постколониальное состояние с русским контекстом, «Гараж» подготовил выставку в выставке, посвященную искусству дальневосточного региона Чукотки, вошедшей в состав Советской России в 1920 году. Исследуя особый тип взаимодействия между метрополией и периферией, «Гараж» стремится поднять важную, но редко исследуемую тему.
«Худпром Конго: живопись для народа» — третья из серии выставок «Гаража», исследующих значение коллекционирования по отношению к более широкой деятельности музея современного искусства через выявление всего разнообразия процессов, в которых участвуют коллекционеры и институции. Эта серия выставок, созданная параллельно архивной коллекции «Гаража» и направленная на стимулирование публичных дискуссий, исследует вопрос: если музей является хранилищем знаний и опыта широкого спектра, каковы актуальные подходы к формированию и показу коллекции? Предшествующими выставками в этой серии были: «Личный выбор» (2014), собрание работ из российских частных коллекций современного искусства, и «Грамматика свободы / пять уроков» (2015), обзорная выставка восточноевропейского искусства из коллекции Arteast 2000+ Музея современного искусства в Любляне, Словения.
Кураторы выставки «Худпром Конго: живопись для народа» — художник Самми Баложи и антрополог Бамби Кеппенс. Выставка в «Гараже» организована Валентином Дьяконовым, куратором Музея «Гараж», при участии младшего куратора Музея «Гараж» Ярослава Воловода.