Нелюбовь
01.06.2017 23:45
Просто Мария

С 1 июня 2017 в кино

Нелюбовь (18+)

Драма,  Россия,  2017,  127 мин.

Производство:  Россия,  «Нон-Стоп Продакшн» совместно с компанией «Фетисов Иллюзион»,  “Why Not Productions”(Франция),  “Les Films du Fleuve”(Бельгия),  “Senator Film”(Германия),  “Arte France Cinema”,  при поддержке Eurimages,  Arte France,  Canal+,  WDR, Cine+

Режиссёр:  Андрей Звягинцев

Сценаристы:  Олег Негин,  Андрей Звягинцев

Продюсеры:  Александр Роднянский,  Сергей Мелькумов,  Глеб Фетисов

Оператор:  Михаил Кричман R.G.C.

Композитор:  Евгений Гальперин

Художник:  Андрей Понкратов

Монтажер:  Анна Масс

Формат:  2D

В ролях:  Марьяна Спивак,  Алексей Розин,  Матвей Новиков,  Марина Васильева,  Андрис Кейшс, Алексей Фатеев,  Сергей Борисов,  Наталья Потапова,  Анна Гуляренко,  Артём Жигулин и другие

Дата премьеры:  1 июня  2017 года

Фильм рассказывает о современной московской семье, переживающей тяжелый, мучительный развод. Главные герои (Женя и Борис) – еще супруги, но каждый из них уже фактически начал новую главу жизни, и потому им не терпится покончить с формальностями и развестись. В череде конфликтов и бесконечных взаимных претензий Женя и Борис пренебрегают своим единственным ребенком, 12-летним Алёшей, который чувствует абсолютную ненужность обоим родителям. Неожиданно, после их очередной ссоры, Алёша исчезает.

Режиссер Андрей Звягинцев о фильме «Нелюбовь»:  «В основе повествования знакомая многим история конфликта внутри семьи. Развод мужа и жены – сюжет вполне тривиальный. Это своего рода «сцены из супружеской жизни», только разворачивающиеся в другую эпоху, в другой социальной среде, с персонажами, лишенными особенной рефлексии, сегодняшними типичными городскими обывателями, представителями среднего класса.

Уставшие друг от друга – мужчина и женщина – прожившие долгую совместную жизнь, предполагают каждый открыть свой «новый проект». Начать с чистого листа, войти в отношения, где их ждёт иная участь: новые партнёры, свежие чувства, новая полнота и перспектива. Есть только обременение из прошлого опыта – оказавшийся чужим для обоих двенадцатилетний сын.

«Я буду другим. Теперь я не сделаю тех ошибок, что привели меня к разочарованиям. Я все начну с нуля», – так думает человек, видя в окружающих виновников своего фиаско. Как если бы он играл в пьесе, в которой остальные актёры не справляются со своими ролями. Он полагает, что лучшим выходом будет их поменять. Ему невдомек, что даже если заменить всех до единого, сам он так и останется в своей пьесе, как в глубокой колее, из которой не выскочить. Сюжет не поменять, он написан для тебя прежнего. Лист, который кажется тебе чистым, будет в кляксах прошлого опыта, а новые исполнители будут произносить все тот же опостылевший тебе текст. Потому что изменить можно только себя самого. Лишь тогда всё вокруг заиграет по-новому и с новой силой, даже надоевшие тебе прежние исполнители обернутся другими.

Такова одна из самых очевидных линий фильма. В глубине повествования будут затронуты и другие, не менее важные темы: ответственность родителей перед своими детьми, «дурная наследственность», или – по точному выражению психологов – «сценарий, написанный родителями для своих детей», агрессивность и равнодушие, как воздух нынешней эпохи. Захламлённое избыточной информацией постиндустриальное общество индивидуумов, каждого из которых мало интересует другой. Этот другой уже давно стал разменной монетой или средством достижения целей. Никто уже и не скрывает этого. Тут каждый сам за себя. Эта история болезненно коснётся каждого, кто будет готов признать в себе наличие пусть незначительной, пусть даже крохотной территории нелюбви».

Продюсер Александр Роднянский о фильме «Нелюбовь»:  «Нелюбовь» - очень эмоциональная история, пронзительно артикулирующая самое важное в семейных и шире - человеческих отношениях. Звягинцев исследует поступки и мотивы поведения своих героев во внешне заурядных, но внутренне насыщенных обстоятельствах. И, как всегда, фильм многослоен - за частной историей конкретных людей, живущих в конкретных российских обстоятельствах, скрывается глубокое исследование человеческой природы в целом.

Замысел фильма возник в 2015-м году, когда мы с Андреем обсуждали идеи для следующего фильма. Я вспомнил «Сцены из супружеской жизни» Ингмара Бергмана и обратил внимание Андрея на это – и так эта картина стала одним из источников вдохновения.

Вслед за «Еленой» и «Левиафаном», «Нелюбовь» стала нашим третьим совместным проектом. Без преувеличения можно сказать, что Андрей Звягинцев – один из немногих режиссеров, по фильмам которого за пределами России судят о состоянии дел в российском кинематографе, российской культуре и даже шире – в российской жизни. При этом умение Звягинцева очень простыми средствами, рассказывая внешне аскетичную, сегодняшнюю историю, говорить о вечном, наполняет его кино универсальным содержанием, понятным в любой географической точке мира. Именно поэтому новые фильмы Звягинцева становятся особенно ожидаемыми авторскими высказываниями.

«Елену» мы снимали на собственные средства, «Левиафан» производили с частичным государственным финансированием. Фильм «Нелюбовь» сделан без государственных денег, это полностью международная копродукция, с участием европейских партнеров и российского продюсера Глеба Фетисова и его компании Fetisoff Illusion.

Съемки фильма «Нелюбви» проходили в Москве и Подмосковье. Звягинцев -  художник абсолютно бескомпромиссный – делая картину на современном материале, он стремился к абсолютной правде и убедительности происходящего. Именно поэтому, несмотря на множество объектов для съемок, которые предоставляла нам сама городская столичная среда, на съемочной площадке «Нелюбви» был создан полноценный мир современной России. Но как обычно в фильмах Звягинцева, за предельно конкретными реалиями современной России, зритель должен будет почувствовать наличие более глубокого размышления, большой метафоры – образа сегодняшней страны, запутавшейся в подлинном и мнимом, стоящей на краю моральной пропасти... Переживания героев фильма абсолютно симметричны чувствам огромного количества людей и потому его кинематограф – универсальное послание, легко пересекающее географические и языковые границы.

Мы должны были завершить съемки фильма еще осенью 2016-го года, но природа вмешалась и внесла свои коррективы. Аномально рано выпавший в Москве снег (это случилось 27 октября 2016-го) не позволил нам доснять необходимые экстерьерные сцены – пришлось ждать весны 2017-го. Между тем, крайний срок подачи фильма на рассмотрение отборочной комиссией Каннского кинофестиваля был назначен на 10 апреля. Утром 10 апреля, взяв с собой черновую версию фильма, я полетел в Париж – показывать его каннским селекционерам. А уже через три дня, 13 апреля, на пресс-конференции, директор фестиваля Тьерри Фремо объявил основную конкурсную программу фестиваля – и первой в ней была названа именно «Нелюбовь» Звягинцева».

 

Нелюбовь. Факты

– «Нелюбовь» - результат совместных усилий шести компаний из четырех европейских стран. Фильм снят без поддержки Министерства культуры, Фонда кино и других государственных денег компанией «Нон-Стоп Продакшн» совместно с компанией Глеба Фетисова “Fetisoff Illusion”, французской компанией “Why Not Productions”, бельгийской компанией братьев Дарденн “Les Films du Fleuve”, немецкой “Senator Film”, при участии Европейского фонда по поддержке проектов совместного производства «Евримаж», (Eurimages), европейских телеканалов Arte и Canal+, немецкого телевещателя WDR и компании Cine+.

– Еще до старта съемочного периода фильм «Нелюбовь» установил рекорд по продаже международных прав на прокат на зарубежных территориях.

– Замысел кинофильма возник летом 2015-го года. Проект был запущен в работу на основании короткого тритмента, изложенного на нескольких страницах. К ноябрю 2015-го Олег Негин закончил литературный сценарий. К этому времени часть объектов для съёмки была уже найдена. В частности, прогулка Алеши в овраге (сходненский ковш) появилась в режиссерском сценарии именно благодаря тому, что уже осенью 2015-го был утвержден главный натурный объект: место проживания семьи Слепцовых. К этому времени уже были готовы первые эскизы главных интерьеров фильма: квартира Слепцовых, квартира Маши и апартаменты Антона.

– Поиск, репетиции и утверждение актёров проходили с конца января по август 2016-го года и заняли в общей сложности 7 месяцев.

– Так вышло, что Марьяна Спивак, исполнившая роль Жени Слепцовой, была первой актрисой, пришедшей на пробы в кинокартину.

– В поисках мальчика на роль Алёши Слепцова было отсмотрено более 250 детей из Москвы и Санкт-Петербурга. Собеседование и пробу одной из сцен с каждым из них проводила кастинг-директор проекта Элина Терняева. В итоге было отобрано семеро «финалистов», которым предстояло пройти пробы с режиссёром. В их числе оказались Матвей Новиков, в результате и сыгравший Алёшу, и Артём Жигулин, исполнивший роль друга и одноклассника Алёши – Кузнецова. Примечательно, что мальчики дружат в жизни и ранее уже снимались вместе.

– Исполнители главных ролей Жени и Бориса – Марьяна Спивак и Алексей Розин – в течение полугода прошли через 4 этапа проб.

– Алексей Фатеев (координатора ПСО) изначально пробовался на роль Бориса, но после первой же репетиции режиссер предложил ему подумать о другой роли.

– Сергей Борисов, исполнивший роль оперативника, в действительности работал инспектором ГИБДД в течение 17-ти лет.

– Прообразом поисково-спасательного отряда «Вера», задействованного в поисках пропавшего Алёши Слепцова, стал реально существующий в России ПСО «Лиза Алерт». Однако, ввиду неоднозначности сюжета, авторами фильма было принято решение не использовать название и логотип ПСО «Лиза Алерт» в картине.

– Сотрудники ПСО «Лиза Алерт» выступили консультантами проекта в области организации и проведения поисковых мероприятий, неоднократно присутствовали на съемочной площадке, а также предоставили для съемок часть оборудования – средства навигации и мобильный штаб ПСО. В обмен на эту помощь, после окончания работы над фильмом, съёмочная группа передала «Лизе Алерт» в пользование обмундирование поисковиков: теплую одежду, специальную обувь, оранжевые жилеты и куртки.

– Режиссёр хотел, чтобы роли поисковиков исполняли профессиональные актёры, не массовка. Для этого был организован отдельный кастинг, в котором приняли участие более 200 актёров, из которых отобраны были 30 человек. За работу этой группы отвечала режиссёр Мария Лойтер. Она организовала самостоятельный кастинг, результаты которого демонстрировала режиссеру фильма, и в итоге, во время съёмочного процесса была старшей в группе поисковиков.

– Все актёры, исполнившие роли волонтеров ПСО, в том числе Алексей Фатеев (Координатор) и Варвара Шмыкова (Лена), за несколько недель до начала съёмок инкогнито принимали участие в реальных поисково-спасательных операциях ПСО «Лиза Алерт».

– «Нелюбовь» – первый полнометражный фильм Андрея Звягинцева, снятый на цифровые камеры (ARRI Alexa XT и Alexa Mini). В съёмках использовалась анаморфотная оптика Cooke Anamorphic/i.

– Команда «Мотор!», ознаменовавшая начало съемочного периода, прозвучала 5 сентября 2016 года.

– Местом действия кинокартины был выбран район Южное Тушино на северо-западе Москвы. Там снимались: школа (экстерьер и интерьер), дом Слепцовых, парковка перед домом, прилегающие к ней улицы, продуктовый магазин, автобусная остановка, а также памятник природы – Сходненский ковш, тот самый овраг, в низовье которого мальчик после окончания уроков прогуливается вдоль берегов реки. Река эта зовется Сходня. В ней группа не раз наблюдала за буднями бобрового семейства.

– Аномально ранний снег, выпавший в Москве 27 октября 2016 года, внёс значительные коррективы, как в художественный образ, так и в производство картины. Снег, который по изначальному замыслу появлялся только в эпилоге, проник в эпизоды поиска Алёши в комплексе заброшенных зданий и ночной расклейки объявлений.

– В конце ноября 2016 года было принято решение о приостановке съемочного процесса. Досъемки были осуществлены весной, в период с 25 марта по 9 апреля 2017 года. В общей сложности объем весеннего блока составил 12 съёмочных дней, 15 минут полезного хронометража и чуть более 50-ти планов.

– Это первая картина, которую Андрей Звягинцев и монтажер Анна Масс были вынуждены начать монтировать еще до окончания съемочного периода, во время приостановки съемок, и не в хронологической последовательности. В процессе монтажа в картине образовывались лакуны или пустоты, которые нельзя было заполнить материалом. Оттого ритм повествования прерывался, что было достаточно некомфортным для творческого процесса. Об этом говорил сам режиссер уже весной, во время досъёмок картины.

– Черновая версия фильма была показана отборочной комиссии 70-го Каннского международного кинофестиваля еще до окончания работ по сведению звука и компьютерной графике, 10 апреля 2017 года. Уже через три дня, 13 апреля, на пресс-конференции организаторами фестиваля было объявлено о том, что фильм «Нелюбовь» вошел в основную конкурсную программу.

– «Нелюбовь» – пятый фильм Андрея Звягинцева, чья мировая премьера состоится в рамках крупнейшего кинофестиваля. Его первый фильм, «Возвращение», завоевал приз кинофестиваля в Венеции, как за «Лучший фильм», так и за «Лучший дебют». Второй фильм, «Изгнание», получил Золотую пальмовую ветвь Канн за «Лучшую мужскую роль». Третий фильм, «Елена», удостоился специального приза программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. Четвертый, «Левиафан» - приза за «Лучший сценарий» на 67-м Каннском кинофестивале, «Золотой глобус» за «Лучший фильм на иностранном языке» и номинацию на премию «Оскар».

Добавить комментарий