Премьера экспериментального полнометражного фильма «Прорубь» состоится в рамках конкурсной программы «Кинотавра»-2017. Выполненная в стилистике телешоу, картина показывает, как телевидение постепенно все больше и больше подменяет собой настоящую действительность. В ролях: Андрей Родионов, Михаил Ефремов, Дмитрий Брусникин, Ксения Орлова, а также Анна Монгайт, Денис Катаев.
Андрей Сильвестров, режиссер фильма: «Мы очень рады представить фильм на «Кинотавре». Создание кино - усилие многих людей, а особенно такого фильма как наш, который снимался без серьезной финансовой поддержки и во многом на энтузиазме.
Я очень благодарен моим невероятно талантливым коллегам, с которыми мы вместе совершили эту работу. Особенно - потрясающему актерскому ансамблю, в составе которого такие мэтры как Михаил Ефремов и Дмитрий Брусникин, а также талантливые молодые театральные артисты: как ученики мастерской Дмитрия Брусникина, так и уже состоявшиеся актеры, обладатели многих наград; к примеру, Ксения Орлова и Алексей Юдников лауреаты «Золотой маски».
Особо хочу выделить телеведущих Анну Монгайт, Дениса Катаева, Михаила Фишмана, ведущих телеканала «Дождь», и Марианну Минскер и Ксению Ермакову, телеканал «РБК», которые так органично вписались в проект».
В основу фильма легла одноименная пьеса Андрея Родионова и Екатерины Троепольской. Впервые пьеса была представлена на Фестивале молодой драматургии «Любимовка» осенью 2014 года. Также по ней ставился одноименный спектакль в Центре им. Вс. Мейерхольда (сезон 2015-2016, реж. Андрей Сильвестров). В ближайшее время пьеса будет опубликована в издательстве НЛО в книге пьес «Оптимизм».
Екатерина Троепольская и Андрей Родионов, сценаристы фильма: «В работе над фильмом мы использовали выдуманную нами технику поэтического вербатима. Она состоит в том, чтобы зарифмовать любой документальный текст, ничего в нём не меняя. Таким образом, создается очень реалистичный контекст для центральных выдуманных сюжетов. Репортаж о свадьбе, форумы любителей закаливания, изобретение незамерзающей проруби – всё это реальность, которую нетрудно погуглить».
На кинофестивале «Кинотавр»-2017 картину представят режиссер Андрей Сильвестров, автор сценария и исполнитель главной роли Андрей Родионов, соавтор Екатерина Троепольская, продюсеры Тихон Пендюрин и Александр Стариков, оператор Андрей Костянов.
Премьерный показ фильма запланирован на 9 июня. Пресс-конференция с создателями состоится 10 июня.
Александр Стариков, продюсер фильма: «Между «Теснотой» и «Нелюбовью» на «Кинотавре» - «Прорубь» (смеется). Вот такое приятное соседство ждет нас в рамках киносмотра».
Тихон Пендюрин, продюсер: «Прорубь» для меня - совершенно особенный фильм, я рад, что нам удалось сохранить его первоначальный концепт, по-настоящему завораживающий, гипнотический: герои фильма смотрят бесконечное телешоу о проруби, и это все настолько абсурдно, что и сам ты не можешь оторваться от фильма».
В российский прокат «Прорубь» выйдет 22 сентября, до этого выступив фильмом закрытия 16-го Международного Канского видеофестиваля (Канск, 23 - 27 августа) - одного из главных мероприятий в области инновационного, авангардного кино. 31 августа в 1-м зале киноцентра «Октябрь» картина откроет Эхо Канского фестиваля в Москве.
Интересные факты о фильме:
Первый съемочный день фильма состоялся 19 января 2015 года. Фильм снимался в течение двух лет.
Для создания фильма была создана кинокооперация, которая объединила в единую художественную группу съемочную команду и артистов, работающих в проекте на альтруистических началах.
Однако для реализации кинопроекта было необходимо финансирование, которое в большей своей части было обеспечено несколькими меценатами, ставшими продюсерами фильма, а также небольшая часть денег собиралась с помощью краудфандингого портала «Planeta.ru».
Для съемок фильма было специально подготовлено 7 прорубей.
Сцена ток-шоу «На дне» снималась под водой в тренировочном бассейне дайвинг-клуба. Смена продлилась 15 часов, все это время актеры, участвующие в сцене, провели в воде.
В роли телеведущих снимались известные телеведущие Анна Монгайт, Денис Катаев и Михаил Фишман с телеканала «Дождь» и Марианна Минскер и Ксения Ермакова с телеканала «РБК».
В массовых сценах фильма принимали участие члены клубов ЗОЖ и опытные моржи, которые по команде режиссера терпеливо из дубля в дубль опускались в холодную воду.
Весь день по телевизору показывают прорубь. Прорубь – тема дня, зимняя традиция, объединяющая верующих и спортсменов, звёзд и моржей, президента и безработного. В центре новостных сюжетов – Крещение, рыбалка и криминальная хроника. Президент и щука, художник и критики, олигарх и правоохранительные органы – все встречаются у проруби в поисках решений своих проблем. А безработный москвич, страдающий от вредных привычек, спускается в прорубь за женой, точно какой-то Садко. Сказочные сюжеты переплетаются с документальным контекстом, и уже непонятно, где заканчивается реальность. Вспоминая Ницше: если ты долго всматриваешься в прорубь, то прорубь тоже начнет всматриваться в тебя.
«Прорубь»
2017, Россия, 65 мин.
Авторы сценария: Андрей Родионов и Екатерина Троепольская
Режиссер: Андрей Сильвестров
Операторы-постановщики: Владимир Усольцев, Андрей Костянов
В ролях: Андрей Родионов, Ксения Орлова, Дмитрий Брусникин, Михаил Ефремов, Денис Ясик, Анна Монгайт, Денис Катаев и др.
Композиторы: Андрей Гурьянов, Ираида Юсупова
Звук: Андрей Гурьянов, Антон Курышев
Арт-директор: Максим Жуйков
Режиссер мультфильма: Илья Старилов
Производство: Лига экспериментального кино, Космосфильм, Кинокомпания «Эликсир»
Продюсеры: Вадим Богданов, Тихон Пендюрин, Андрей Сильвестров, Александр Стариков
Режиссерский взгляд:
В современной России телевидение подменило собой настоящую действительность. Зритель верит тому, что транслирует телевизор и отвергает ту реальность, что его окружает. В каждом доме стоит телевизор, ныряя в который словно в прорубь, зритель погружается в виртуальную реальность.
Дикторы и репортеры, герои и комментаторы разговаривают стихами, что придает абсолютную абсурдность происходящим событиям в фильме. Наш фильм - это своеобразный вербатим в стихах.
Фильм сделан в жанре большого телевизионного шоу, в котором присутствуют все привычные составляющие телевидения: новости, специальные репортажи и криминальные сводки, рекламные заставки, комедийный сериал и развлекательное ток-шоу. Таким образом, через ироничную презентацию сегодняшнего медиапространства, в фильме показан портрет современной России. «Прорубь» - это высокотехнологичный фильм, при создании которого используется несколько различных способов изготовления: подводная съемка целой сцены и картины в рапиде, компьютерная графика, оживляющая Щуку и современная анимация.
Ольга Столповская, кинорежиссер: «Прорубь» - это жест современного искусства, закодированный в фильм о том, как из крещенской проруби появляется щука и превращает прорубь в экран телевизора манящий леденящим светом. И люди, которые почувствовали, что современное искусство у нас в стране уже не так нужно как раньше, теперь стараются его делать в форме телешоу, которое всегда в большом почете у зрителей. Получилась завораживающая, ни на что не похожая картина».
Массимо Триа, кинокритик: «Удивительная картина Андрея Сильвестрова умно, косвенно, непринужденно приглашает зрителя заглянуть в глубину своих психических и мультимедийных предубеждений. Это нечто вроде «Хождения за три канала»: телевизионный канал, который гипнотизирует публику, принуждая ее к неосознанным и замедленным автоматизированным движениям; семантический канал передачи и формирования общественного мнения, через СМИ и лица, постоянно старающиеся влиять на массы пассивных «смотрителей», и не в последнюю очередь канал переосмысления традиционных обрядов и культурных (или, может, псевдо-культурных?) «объединяющих народ» акций-подвигов. На поверхности речь идет о купании и коллективном якобы очищении вин и ответственностей, а на глубине - о сплочении масс вокруг очередной большой политической идеи, или, скорее, вокруг отсутствия такой идеи… «Прорубь» - это леденящая анти-сказка, ценное предупреждение перед «КАНАЛизацией по щучьему веленью». Народу будет тепло».
Ури Гершович, доктор философских наук: «Мы все, бодаясь с телевизором, оказались в этой самой проруби. Я не смотрю телевизор уже лет двадцать пять. И в этом смысле это было очень сильное переживание. Теперь смотрел бы и смотрел, раз уж погрузился со всего маху. Концептуально все устроено очень красиво, вместе с телевизором и прорубью, которая по сути дела купель, новая религия. В которую можно войти и выйти, в которую можно погрузиться и вроде бы есть иллюзия, что можно оттуда выйти. Несколько пессимистически, конечно, выглядит концовка, что выйти оттуда в принципе нельзя. И возможно ситуация в России действительно такая».