В Рахманиновском зале Московской государственной Консерватории имени П.И. Чайковского 16, 23 и 29 июня 2017 года пройдут концерты цикла «Ломаем стереотипы!», приуроченные к грядущему юбилею самого загадочного факультета Московской Консерватории – ФИСИИ.
Загадочная аббревиатура ФИСИИ расшифровывается непросто: Факультет исторического и современного исполнительского искусства — заповедная территория в Московской Консерватории, уникальный, не имеющий аналогов пример в российском художественном образовании. Здесь выращивают питомцев особой породы — музыкантов, которые способны переноситься на «машине времени» в самые разные эпохи, моделируя исполнительские стили времён Баха, Моцарта, Шуберта, Кейджа. Для них барокко столь же современно, что и авангард, и наоборот.
«Нынешний всплеск интереса к барочной музыке, вообще к старой музыке — это всплеск современной культуры, когда нехватка современного ресурса или исчерпанность классическо-романтической музыки вынуждает искать что-то новое в прошлом, — размышляет один из основателей ФИСИИ, народный артист России, профессор Алексей Любимов. — Считаю, мы достигли огромнейших успехов: создали школу музыкантов очень высокого профессионального уровня, прежде всего, на клавесине и исторических фортепиано, траверс-флейте, скрипке и виолончели. Они стали победителями крупнейших международных конкурсов исполнителей на барочных инструментах».
Свой юбилейный фестиваль к 20-летию основания фисиишники назвали «Ломаем стереотипы», и это не бравада. Они смогли преодолеть суждения скептиков, считавших прогресс в искусстве необратимым и непререкаемым. Теперь исполнять фуги Баха на клавесине или сонаты Бетховена на хаммерклавире — признак «хорошего тона», востребованность выпускников факультета бесспорна, поскольку каждый — «штучный товар», разбирающийся не только в практике, но и в тонкостях истории и теории старинного исполнительства.
Три концерта, разумеется, не вмещают и доли того многоцветья творческих сил: тут задача изящнее — «зацепить» слушателя нетривиальным месседжем. 16 июня фестиваль откроется не помпезным парадом, а эфемерным клавесинным дуэтом «A&A». Анна Кискачи и Анастасия Антонова сыграют танцевальные пьесы в переложении для клавесина в 4 руки и двух клавесинов — от Пёрселла до Сен-Санса. 23 июня — транскрипции и оригиналы сочинений Доуленда, Шопена, Франка, которые приготовили Александр Браже (фортепиано), Алексей Стрельников (скрипка), Виталий Гребенников (вокал). Наконец 29 июня — самая эпатажная программа. «Американские горки», музыка для пианолы, рояля вплоть до подготовленного фортепиано, где объединятся мультиинструменталисты Алексей Любимов, Пётр Айду и Александр Зенин (пианола).
Дворжак и Сен-Санс на клавесине?! Именно так! Для дуэта A&A неординарный подход к прародителю современного рояля — творческое кредо, основа основ. Анна Кискачи и Анастасия Антонова доверяют клавесину любую музыку — от эпохи Ренессанса до наших дней. Благодаря дуэту мы становимся свидетелями переоценки возможностей клавесина, растущего интереса к нему. Того, кто всё ещё думает, что клавесин — старомодный инструмент с ограниченными возможностями, ожидает настоящее потрясение.
Экстравагантный ансамбль А&A — уникальный в России проект. Его солистки Анна Кискачи и Анастасия Антонова обучались в ведущих вузах Москвы, Зальцбурга, Вены и Мюнхена у лучших педагогов, завоевали дипломы и премии крупнейших клавесинных конкурсов в мире — им. И.С. Баха в Лейпциге, Пражская весна в Чехии, Musica Antiqua в Брюгге, им. А. Волконского в Москве, Yamanashi в Японии, Svirel в Словении. Блистательные выступления на престижных международных фестивалях принесли ансамблю европейское признание и известность.
Пресса не скупится на похвалы, отмечая яркую музыкальность, интеллект, темперамент, мастерство и чувство юмора артисток. Примечателен отзыв директора фестиваля в Граце Матиса Хубера: «Анна Кискачи и Анастасия Антонова — фантастические клавесинистки. Они завораживают всем: сверхвиртуозной и осмысленной игрой, внешней привлекательностью и особенным имиджем. Их идеи весьма нетривиальны и любопытны. Это клавесинистки новой формации: кроме барокко, они исполняют музыку, которая совершенно не предназначена для клавесина. Они открывают новый подход к этому инструменту, новые звуковые краски и новое звучание произведений — как незаслуженно забытых, так и всем хорошо известных».
Дебютная программа дуэта А&A с мистическим названием Danse Macabre представляет музыкально-аллегорические фигуры Безумия, Любви, Жизни и Смерти. Прозвучат танцы пяти веков — от старинных паван и гальярд до Венгерской пассакалии Лигети, а венцом программы станет хит ансамбля — «Пляска смерти» Сен-Санса, аранжированная дуэтом для клавесина в 4 руки. Каждое произведение программы получит собственную визуальную концепцию, индивидуальный образ, созданный художником Василием Бычковым и оживший благодаря анимации от компании Artnovi.
«Роль музыки меняется, — считает Алексей Любимов. — Выплескиваясь из неслышного и невидимого общего музыкального космоса, в котором она коренится, музыка принимает разные формы. Сначала это музыка традиционных культур, связанных с отправлением религиозных ритуалов. Там она играет роль связующего звена между человеческой душой и той сферой, куда эта душа должна стремиться. Музыка в этом смысле — даже уже не музыка в нашем понимании, это носитель духовного пути. Превращаясь в ходе истории в формы, отделенные от ритуальности, становясь искусством, она оказывается языком, который люди используют, говоря не только о божественном; они стремятся понять музыку саму по себе».
16, 23, 29 июня 2017
Рахманиновский зал Московской государственной Консерватории имени П.И. Чайковского
Цикл концертов Навстречу Юбилею ФИСИИ «Ломаем стереотипы!»
16 июня 2017, 19.00
«Danse Macabre» («Пляска смерти»)
Клавесинный дуэт «A&A»: Анна Кискачи, Анастасия Антонова
Художник — Василий Бычков
Анимация — компания Artnovi
В программе:
Музыка в переложении для клавесина в 4 руки и двух клавесинов:
Ж.-Б. Люлли – Ж.-Б. Д’Англебер – «Танец безумия»
Г. Ф. Гендель – «Танец любви»
Г. Пёрселл – «Танец жизни», Британские танцы
А. Дворжак – Славянские танцы
И. Фробергер – «Танец смерти»
Д. Лигети – «Танец смерти»
К. Сен-Санс – «Танец смерти»
23 июня 2017, 19.00
Александр Браже (фортепиано), Алексей Стрельников (скрипка), Виталий Гребенников (вокал)
В программе:
Дж. Доуленд — У. Бёрд — А. Браже – Pavana Lachrymae
Дж. Доуленд — А. Браже – «Can Shee»
Ф. Шопен – Четыре мазурки, соч. 67; Соната № 2, соч. 35
А. Браже – «Valse-évolution» (вариации на тему Л.Н. Толстого)
С. Франк – Соната для скрипки и фортепиано
А. Вертинский – Избранные «ариетки»
29 июня 2017, 19.00
«Американские горки» (от пианолы до подготовленного фортепиано)
Алексей Любимов, Петр Айду (фортепиано), Александр Зенин (пианола)
В концерте принимает участие – Елисей Дрегалин (колокольчики)
В программе: Дж. Кейдж, Г. Кауэлл, Ч. Айвз, Дж. Антейл, Дж. Л. Адамс, Ф. Гласс, М. Фелдман, К. Нанкэрроу, Дж. Тенни, С. Джоплин
Фильмы: «Манхэттен» (Пол Стрэнд и Чарльз Шилер, 1921 г.), «Н2О» (Ральф Стайнер, 1929 г.)
Пианольные ролики из коллекций Юргена Хоккера (Германия) и Александра Зенина