Серия кинопоказов «Американский кинематограф в лицах» пройдет в кинотеатре Garage Screen
15.06.2017 23:44
Просто Мария

Музей современного искусства «Гараж» и Центр документального кино представят совместную программу «Кино о кино», которая откроется серией кинопоказов «Американский кинематограф в лицах» в летнем кинотеатре Garage Screen на площади Искусств рядом с Музеем.

Серия кинопоказов «Американский кинематограф в лицах» посвящена важнейшим режиссерам США — Альфреду Хичкоку, Стэнли Кубрику, Орсону Уэллсу и Ричарду Линклейтеру. Каждый из них создал собственный неповторимый язык, повлиявший на последующие поколения кинематографистов. Программа будет состоять из четырех парных показов: в первый вечер будет представлен документальный фильм об одном из режиссеров, сопровожденный дискуссией с участием экспертов, приглашенных КиноПоиском, а на следующий день будет демонстрироваться один из его фильмов. 

Первым героем цикла, открывающегося 20 июня, станет Альфред Хичкок. О творчестве мастера расскажет документальный хит американского фестиваля независимого кино «Сандэнс»-2017 — картина «78/52» Александра О. Филиппа, анализирующая самую жуткую сцену убийства в истории кино из фильма «Психо». На следующий день, 21 июня, будет показана отреставрированная версия этого психологического триллера. Первую серию показов представит кинокритик, киновед и переводчик Нина Цыркун, которая расскажет о режиссёрском методе Альфреда Хичкока.

Следующий блок показов будет посвящен Ричарду Линклейтеру. В первый вечер, 12 июля, зрители увидят документальную ленту «Следуй за мечтой» Карен Бернстайн и Луиса Блэка, а 13 июля будет показан второй полнометражный фильм Линклейтера «Бездельник», ставший гимном независимого американского кино 1990-х.

Третий блок, 15 и 16 августа, будет отдан Стэнли Кубрику. Документальная картина Родни Ашера «Комната 237» будет показана вместе с режиссерской — сокращенной — версией фильма «Сияния» (Кубрик лично настоял на удалении нескольких сцен, смягчающих, по его мнению, «эффект тотального ужаса», которого он хотел достичь).

Программа завершится 5 и 6 сентября показом документального фильма «Знакомьтесь, Орсон Уэллс» Клары и Жюлиа Куперберг, впервые представленного в программе Каннского кинофестиваля Cannes Classic в 2015-м, и отреставрированной версии самого загадочного фильма Уэллса «Леди из Шанхая».

Все фильмы будут демонстрироваться на английском языке с русскими субтитрами.

Программа «Кино о кино» продолжает сотрудничество Музея современного искусства «Гараж» и Центра документального кино. Первым совместным проектом, реализованным в 2014–2015 годах, стал цикл показов «Выставка на экране» (Exhibition on Screen), состоявший из фильмов о крупнейших музейных экспозициях современности. В 2016 году ЦДК представил в кинотеатре на крыше Музея программу документальных фильмов об искусстве.

Куратор программы:  Майя Кузина

Кинопоказы пройдут на языке оригинала с русскими субтитрами и доступны глухим и слабослышащим посетителям.

 

Фильмы программы:

 

«Кино о кино. Альфред Хичкок»

 

20 июня 2017

«78/52» (18+)

Режиссер:  Александр О. Филипп

США,  2017,  91 мин.

Мировая премьера:  кинофестиваль «Сандэнс»

 

21 июня 2017

«Психо» / Psycho (18+)

Режиссер:  Альфред Хичкок

США,  1960,  109 мин.

 

Альфред Хичкок (1899–1980) — английский и американский кинорежиссер, одна из самых почитаемых фигур мирового кинематографа, творческий расцвет которого пришелся на время его работы в Голливуде. Саспенс, дробный монтаж и эмоциональный, драматический киноязык стали идеальной формулой коммерческого успеха Хичкока, сумевшего объединить в своих работах ресурсы студийного кинопроизводства и собственный талант авангардного режиссера.

Хотя «Психо» является одной из самых страшных и сильных по своему эмоциональному воздействию картин Хичкока (ее первые зрители истошно кричали, а девушки отказывались после просмотра заходить в ванную комнату, опасаясь быть убитыми), это в первую очередь невероятно тонко и нестандартно сконструированный фильм, определивший жанровую рамку психологического триллера.

Одна из важнейших сцен «Психо» — убийство Мэрион Крейн, героини Джанет Ли, — детально разобрана в документальной ленте «78/52» Александра О. Филиппа, специализирующегося на кино о кино. Среди его предыдущих работ — история жанра зомби-муви и документальная комедия «Народ против Джорджа Лукаса», повествующая о вселенной «Звездных войн» и ее бесчисленных фанатах. 78 планов и 52 монтажные склейки — такова формула двухминутного эпизода в «Психо», перевернувшего представление о жанре фильма ужасов. Детально разбирая эту сцену, герои «78/52», среди которых Питер Богданович, Элайджа Вуд, Гильермо дель Торо, Элай Рот и ряд кинокритиков и историков кино, кадр за кадром анализируют ее структуру и смысл.

Перед показом пройдет лекция Нины Цыркун. Нина Цыркун — старший научный сотрудник НИИ киноискусства при ВГИК им. С.А. Герасимова, автор сотен статей об американском и европейском кинематографе, переводчик книги Франсуа Трюффо «Хичкок/Трюффо».

 

«Кино о кино. Ричард Линклейтер»

 

12 июля 2017

«Следуй за мечтой» / Dream is Destiny (16+)

Режиссеры:  Карен Бернстайн,  Луис Блэк

США,  2016,  90 мин.

Мировая премьера:  кинофестиваль «Сандэнс»

 

13 июля 2017

«Бездельник» / Slacker (16+)

Режиссер:  Ричард Линклейтер

США,  1991,  97 мин.

 

Ричард Линклейтер (род. 1960) — признанная икона независимого американского кинематографа, дважды номинант на премию «Оскар», двукратный призер Берлинского кинофестиваля и обладатель двух «Золотых глобусов». История его творческого пути — от режиссера малобюджетных фильмов до обладателя престижных кинонаград — подробно изложена в трогательном и честном биографическом фильме «Следуй за мечтой», в создании которого принял участие Луис Блэк, друг Линклейтера и основатель ведущего американского независимого кинофестиваля SXSW. Вместе с друзьями — Мэтью Макконахи, Джеком Блэком, Жюли Дельпи и Итаном Хоуком — Линклейтер рассказывает о главных картинах в своей карьере: «Бездельнике», «Под кайфом и в смятении», романтической трилогии «Перед рассветом» — «Перед закатом» — «Перед полуночью» и о своем самом грандиозном проекте «Отрочество», съемки которого заняли 12 лет.

«Бездельник» — вторая полнометражная работа Линклейтера. Серия вроде бы не связанных друг с другом забавных эпизодов постепенно знакомит зрителя с эксцентричными жителями города Остин, штат Техас, среди которых и сам режиссер, появляющийся в первой сцене. Это образцовый пример независимого американского кино 1990-х: снятый за рекордно смешные $20 тыс., в прокате фильм собрал более миллиона долларов и попал в список главных кинокартин XX столетия. «Бездельник» задал вектор развития всему инди-кинематографу на последующие десятилетия и создал точный портрет поколения Х, не способного относиться всерьез к суетным попыткам влиться в «систему» и предпочитающего позицию безучастного наблюдателя.

 

«Кино о кино. Стэнли Кубрик»

 

15 августа 2017

«Комната 237» / Room 237 (18+)

Режиссер:  Родни Ашер

США,  2012,  102 мин.

Мировая премьера:  кинофестиваль «Сандэнс»

 

16 августа 2017

«Сияние» / The Shining (18+)

Режиссер:  Стэнли Кубрик

США,  1980,  119 мин.

 

Стэнли Кубрик (1928–1999) — американский и британский кинорежиссер, одна из самых влиятельных фигур культуры XX века. В своих экранизациях произведений Владимира Набокова, Энтони Бёрджесса, Артура Кларка, Стивена Кинга и других, Кубрик всегда предпочитал визуальную интерпретацию смыслов, а не их прямую вербализацию, благодаря чему вошел в историю кино как один из самых зрелищных режиссеров. Многоуровневая структура образов в его фильмах, для съемок которых он изобрел невероятное количество технических приемов, и таинственные умолчания в нарративе породили многочисленные аналитические теории, представляющие собой попытки расшифровать философские и символические значения, заключенные в картинах Кубрика.

Экранизация романа Стивена Кинга «Сияние» — история писателя Джека Торренса (его роль исполнил Джек Николсон), для которого работа над новым романом в закрытой на зиму гигантской гостинице обернулась кровавым мистическим кошмаром, — считается самым энигматичным фильмом Кубрика и наиболее сложным по своему визуальному решению.

Документальная картина Родни Ашера исследует самые невероятные теории, порожденные «Сиянием» (одна из них гласит, что первый полет американцев на Луну был инсценирован, и произошло это при участии самого Кубрика). Покадрово анализируя фильм, Ашер вместе с другими преданными поклонниками ленты погружает зрителя в сложноустроенный кинематографический мир Кубрика, в котором нет места случайным деталям.

 

«Кино о кино. Орсон Уэллс»

 

5 сентября 2017

«Знакомьтесь, Орсон Уэллс» / This is Orson Welles (15+)

Режиссеры:  Клара и Жюлиа Куперберг

Франция,  2015, 52 мин.

Мировая премьера:  Каннский кинофестиваль

 

6 сентября 2017

«Леди из Шанхая» / The Lady from Shanghai (18+)

Режиссер:  Орсон Уэллс

США,  1947,  87 мин.

 

Орсон Уэллс (1915–1985) — один из мэтров кинематографа XX века, повлиявший не только на развитие киноязыка, но и на систему кинопроизводства в целом, выступая при создании своих фильмов сразу в нескольких ролях — актера, сценариста, режиссера и монтажера. И хотя при жизни Уэллс регулярно сталкивался с резкой критикой в адрес собственного авторского стиля, его главные работы — «Гражданин Кейн», «Процесс», «Чужестранец» и «Леди из Шанхая» — являются сегодня наиболее цитируемыми картинами в истории кинематографа.

Фильм «Леди из Шанхая», таинственный и завораживающий образец нуар-кинематографа, был признан американскими критиками лишь спустя десятилетия. Запутанный сюжет, оригинальные визуальные решения и невероятная популярность актрисы Риты Хейворт, сыгравшей в нем главную роль, не принесли фильму успеха в прокате, но сделали его культовой картиной, среди поклонников которой Мартин Скорсезе и Ларс фон Триер.

В документальной ленте «Знакомьтесь, Орсон Уэллс» вместе с подробностями съемок «Леди из Шанхая» в деталях рассказывается о важнейшем фильме в истории кино — «Гражданине Кейне», а также о личной жизни «главного фокусника» Голливуда. Среди участников фильма — режиссеры Мартин Скорсезе и Питер Богданович, историк кино Джозеф Макбрайд, друзья и родственники режиссера. 

Добавить комментарий