«Россия как сон» cтартует в российском кинопрокате
20.06.2017 23:21
Просто Мария

Фильм «Россия как сон» выходит в российский кинопрокат 22 июня 2017 года. Сами авторы называют картину кинофреской, в которой сочетаются голоса режиссеров, художников и писателей, отражающие их взгляды и грезы о жизни, смерти, искусстве, обрамленные пейзажем сибирского простора. Премьера состоялась на фестивале «Киношок» в Анапе, где фильм получил Гран-При программы «Омнибус».

В небольшом городе Канск Красноярского края много лет подряд проходит международный фестиваль короткометражных экспериментальных фильмов, имеющий серьезную репутацию во всем мире. «Россия как сон» - это интернациональный проект, снятый коллективом авторов и объединивший режиссеров, художников, поэтов. Каждому из гостей проходившего в 2015 году 14-го Международного Канского видеофестиваля было предложено участие в создании общего фильма, темой которого стали отношения человека и пейзажа, цивилизации и природы, реальности и сна.

Пейзаж вечен, меняются лишь его обстоятельства: вот построили дом – дом снесли - выросло дерево – засохло дерево – срубили дерево – на пенек присел человек - выпал снег… Взгляд фиксирует пейзаж и его обстоятельства, фиксация превращает взгляд в Кинокадр, снабженный рефлексией автора взгляда. Череда взглядов образует фреску – пейзаж, запечатлевая переход сиюминутности в вечность. Впечатление включает воображение, превращая реальность в сон. Плоскость пейзажа пересекает действие Человека. Человек, живущий в пейзаже, Человек, действующий в пейзаже, Человек, чье сознание растворено в пейзаже. Монологи, портреты, потоки сознания превращают индивидуальности судеб в единый пейзаж, в вечный пейзаж – сон.

Так мы фиксируем Россию в период очевидного потрясения или в отсутствии потрясений, и все это - всего лишь дуновение ветерка в вечном пейзаже жизни...

В работе над фильмом приняли участие:  Ян Алебей (Jan Aleby);  Люся Артемьева;  Леонид Бажанов;  Бертран Госселин (Bertrand Gosselin);  Андрей Гурьянов;  Всеволод Емелин;  Даниил Зинченко;  Юрий Клавдиев;  Андрей Ковалев;  Алина Котова;  Антон Курышев;  Герман Лукомников;  Вячеслав Мизин;  Йока Олтаар (Joke Olthaar);  Патрисио Плаза (Patricio Plaza); Ангелика Рамлов (Angelika Ramlow);  Андрей Родионов;  Андрей Сильвестров;  Владимир Усольцев;  Волкер Хейманн (Volker Heymann);  Вика Чупахина;  Андре Шреудерс (Andre Schreuders). Продюсерами выступили Андрей Сильвестров,  Надежда Бакурадзе и Павел Лабазов.

Андрей Сильвестров,  продюсер,  режиссер,  автор идеи фильма,  Президент Международного Канского видеофестиваля:  «Диджитальная революция дарит нам много индивидуальной свободы, но вместе с ней обрекает на одиночество и разобщенность. Мы исследуем новые художественные коммуникации, способные объединять людей в условиях цифровой раздробленности - благодаря им появился этот необычный фильм. Благодаря им и существует наш Канский фестиваль в Канске - сейчас команде смотра не просто и все деньги, собранные в прокате, мы отдадим на проведение мероприятия».

Надежда Бакурадзе,  продюсер и арт–директор Международного Канского видеофестиваля:  «Объять необъятное можно только в беспамятстве эмоционального делания - здесь и сейчас. Фильм соткан из фрагментов "реальности", сконструированных режиссерами-персонажами, у каждого из которых свой тембр и своя энергия художественного высказывания. Все они - части немыслимого узора на большом полотне Сибири, ведь именно там природа тотально строга к  человеку: само желание "быть" становится прихотью пейзажа, зависит от цвета неба и скорости перемещения облаков. Результатом коллективного действия стала провокативная, но гармоничная картина мира, в которой сон разума не рождает чудовищ, и даже смерть похожа на ветер».

Павел Лабазов,  продюсер фильма и директор Международного Канского фестиваля:  «Идея фильма прекрасна, как и само искусство. Коллектив - уникален, а исполнение просто великолепно».

Тихон Пендюрин,  продюсер фильма:  «Разные режиссеры, разные страны, Россия, эксперимент удался. Видео-арт, кино и музыка стали друзьями в этом проекте, рекомендую к семейному просмотру».

 

Россия как сон

2016,  Международный коллектив авторов,  70 мин,  DCP

Идея фильма:  Андрей Сильвестров

Авторы композиции:  Андрей Сильвестров,  Даниил Зинченко

Оператор-постановщик:  Владимир Усольцев

Список авторов:  Ян Алебей (Jan Aleby);  Люся Артемьева;  Леонид Бажанов;  Бертран Госселин (Bertrand Gosselin);  Андрей Гурьянов;  Всеволод Емелин;  Даниил Зинченко;  Юрий Клавдиев; Андрей Ковалев;  Алина Котова;  Антон Курышев;  Герман Лукомников;  Вячеслав Мизин;  Йока Олтаар (Joke Olthaar);  Патрисио Плаза (Patricio Plaza);  Ангелика Рамлов (Angelika Ramlow);  Андрей Родионов;  Андрей Сильвестров;  Владимир Усольцев;  Волкер Хейманн (Volker Heymann); Вика Чупахина;  Андре Шреудерс (Andre Schreuders)

Продюсеры:  Андрей Сильвестров,  Надежда Бакурадзе,  Павел Лабазов

Креативный продюсер:  Ури Гершович

Сопродюсеры:  Тихон Пендюрин,  Александр Стариков

Режиссер монтажа:  Даниил Зинченко

Звук:  Андрей Гурьянов,  Антон Курышев

Производство:  Международный Канский видеофестиваль,  Космосфильм,  Кинокомпания Эликсир

Дистрибьютор:  Reflexion Films

В прокате с 22 июня

Дети играют в прятки в лесу, растворяясь в пейзаже русского леса. Человек пишет на рельсах Транссибирской магистрали монолог одинокой души из пьесы Чехова. Молодая девушка бродит среди березовой рощи, циклично напевая неизвестный мотив. Пустой старенький советский автобус едет по дорогам города Канск, соединяя своим движением импровизированные монологи различных людей о собственной смерти. Его сменяет сцена-вертеп в провинциальном Доме культуры, где проходит самодеятельный концерт. Женщина сидит в лодке у берега реки Кан и читает стихотворение о том, как жизнь умеет изумлять. Камера скользит по автомобильной свалке, где среди металлического мусора застыли безмолвные люди. В конце проселочной дороги повернувшись спиной, стоит поэт и произносит лишь одно слово «или». На фоне ночных и дневных видов городка гости фестиваля рассказывают о своих впечатлениях: шведский архитектор Ян Алебей комментирует застройку города, удивляясь невозможности понимания, где находится центр; немецкий продюсер Ангелика Рамлов делится охватившем ее чувством сюрреалистического сна; русский драматург Юрий Клавдиев, сидя на обгоревших обломках деревенского дома, поет строчки из лиричной песни о расставании; французский архитектор Бертран Госселин рассказывает о пронзительном опыте, который он пережил, находясь в водах канской реки; голландский режиссер Пим Звиер читает текст об устройстве шхуны, находясь в Музее Канского Морского кадетского корпуса. Президент фестиваля Андрей Сильвестров рассказывает, как впервые оказался на канской земле, предчувствуя приближающиеся изменения. Видео-зарисовки, как путевые заметки в дневнике, состоят из калейдоскопа чувств и впечатлений. Они складываются в многожанровый и многоголосный узор общей фрески, главной темой которой звучит переживание цивилизации, культуры, жизни и смерти, как трудноуловимого сновидения.

Кинокритик Борис Нелепо:  «Россию как сон» снимали на моих глазах во время фестиваля в Канске, где мне посчастливилось побывать в прошлом году. Замысел чем-то напоминал знаменитую игру французских сюрреалистов «изысканный труп», cadavre exquis, – каждый гость фестиваля снимал по небольшому фрагменту. Признаться, идея мне показалась смелой, амбициозной и красивой, но как из этого может получиться кино, интересное кому-то ещё кроме непосредственных участников? Но скепсис в очередной раз посрамлен. Андрею Сильвестрову и Дане Зинченко удалось собрать из этих осколков зеркало, в котором вдруг оказались отражены мы все. «Россия как сон» – и выдающаяся документалистика о современной России, и сюрреалистический сказ, и полная сюрпризов игра, и очень теплое, местами горькое, посвящение любимому делу (т.е. фестивалю в Канске), и памятник сообщничеству. Действительно, вышло немного как в сказке: где-то очень далеко посреди Сибири собралось несколько людей, поверивших, что не всё ещё рассыпалось и атомизировалось; что возможно сотворчество. И на свет появилась «Россия как сон»; честная, пугающая, смешная, живая.

Креативный продюсер и консультант фильма Ури Гершовича:  «В рамках разработки трансцендетальной эстетики И. Кант выделял две формы чувственного созерцания – время и пространство. Основываясь на этой философской доктрине, М. Бахтин разработал понятие хронотопа, показав, что время и пространство по-разному определены в литературных произведениях различных жанров и именно этим во многом определяется мир того или иного произведения. Очевидно, можно говорить о хронотопе культуры и исследовать ее проявления как следствия определенного восприятия пространства и времени.

«Россия как сон» - художественный проект, исследующий, воспроизводящий и репрезентирующий российский хронотоп. Мало указать на огромные просторы России, важнее понять, к примеру, что оно устроено как множество островов, каждый из которых живет в определенном времени, текущем в собственном, отличном от других ритме.

Есть один древний сказочный мотив: человек засыпает и просыпается через семьдесят лет. Он не находит себя в новом мире, не понимает окружающих и умирает от отчаяния и бессилия. Фильм «Россия как сон» соткан из ряда зарисовок-путешествий современных молодых людей – россиян и иностранцев – во времени и пространстве России, точнее, в их художественном измерении. Вместе с наблюдающим оком камеры зритель оказывается погружен в это путешествие и может ощутить временные пласты, примеряя их на себя и на другого. Прошлое и будущее имеют определенные родовые черты, знакомые приметы.  Нет, здесь, скорее всего, не возникнет ни растерянности, ни бессилия. Напротив, - узнавание, воспоминание, предвидение. Сновидцем оказывается не наблюдатель, а культура. Сами пространство и время имеют тот же характер, что в сновидении. Это хорошо или плохо? Не следует ли проснуться? Не стоит ли примерить иной хронотоп? Нет, проект вовсе не задается подобными вопросами, не выносит оценочных суждений. Он лишь пытается всмотреться с разных точек зрения в фактуру этого сновидения, удивиться его эстетике и пережить ее».

Автор композиции Даниил Зинченко:  «Фильм «Россия как сон» можно отнести к road movie. Неотъемлемая часть этого жанра - движение по ландшафту, непродолжительное взаимодействие с людьми, местами и предметами. Место назначения не столь важно и зачастую определяется произвольно. К тому же свобода перемещения, полет, неограниченные возможности - одни из главных атрибутов сна. Или сказки, в которой полусвятой Иванушка-дурачок - собирательный образ Автора фильма, путешествуя, ищет тайну смерти по запутанной подсказке: «на море-океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце смерть». И каждый из участников фильма, находясь на территории свободы, то есть в Сибири, нашел свою утку, своего зайца и свой дуб в попытке раскрыть самую важную тайну».

 

Расписание и география показов:

 

Москва

22 июня - Центр документального кино - 19:30 показ и обсуждение

22 - 28 июня - 5 звёзд на Новокузнецкой

 

Самара

22 - 28 июня - Кинотеатр Художественный / Билеты

 

29 июня - 5 июля:

Красноярск - Дом кино

Новосибирск - Кинотеатр "Победа"

Балаково (Саратовская обл.) - Кинотеатр "Россия"

Лодейное поле (Ленинградская обл.) - Кинотеатр "Мирный"

Калининград - Кинокафе "Новости"

Добавить комментарий