Выставочный проект «Казимир Малевич. Не только «Черный квадрат» в павильоне «Рабочий и колхозница» посвящен реформатору искусства XX века, создателю супрематизма Казимиру Севериновичу Малевичу (1879–1935). Проект ставит своей целью продемонстрировать разные грани творчества великого мастера, в том числе и те, что не совсем укладываются в уже укоренившиеся зрительские представления о личности и достижениях одного из знаковых художников прошлого столетия.
Казимир Малевич. Дети на лужайке. 1908. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
На выставке будут показаны живописные и графические работы, представляющие все этапы творчества художника — от ранних произведений 1900-х годов, футуристических картин 1910-х и супрематических композиций до портретов начала 1930-х, когда Малевич после супрематизма вновь вернулся к фигуративному искусству. Экспозиционное ядро выставки составят произведения из собраний российских региональных музеев, куда работы Малевича попали в 1920-е годы из фонда музейного бюро Наркомпроса — фонд служил базой для формирования Музея живописной культуры в Москве и аналогичных музеев в других городах страны. Высокое качество работ Малевича из Саратовского государственного художественного музея, Нижегородского художественного музея или Самарского областного художественного музея не в последнюю очередь обусловлено собственным выбором художника, который целенаправленно продавал в государственный фонд лучшие свои произведения.
Казимир Малевич.1924. Российский государственный архив литературы и искусства
Одним из сюжетов выставки станет работа Малевича над оформлением футуристической оперы Михаила Матюшина и Алексея Крученых «Победа над солнцем» — в экспозиции «Рабочего и колхозницы» можно будет увидеть созданные художником эскизы декораций и костюмов к опере. Супрематический период представлен беспредметными композициями, некогда отобранными Малевичем для показа на знаменитой «Последней футуристической выставке картин «0,10». Также будут представлены малоизвестные широкой публике гелиогравюры из «Юбилейного альбома Московского Художественного театра», над которыми художник работал в начале 1910 года, и «патриотический лубок» — литографированные плакаты и открытки, созданные Малевичем в начале Первой мировой войны (тексты к лубкам сочинял Владимир Маяковский).
Казимир Малевич. Дама и рояль. 1913. Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова
Куратор выставки — один из ведущих исследователей русского авангарда, доктор искусствоведения Александра Шатских — автор трудов, посвященных творчеству Казимира Малевича и Марка Шагала.
Александра Шатских: «Черный квадрат» Малевича, став общепризнанной иконой ХХ века, отчасти заслонил другие стороны наследия русского авангардиста. Меж тем великий художник в течение отведенных ему судьбой трех с небольшим десятков лет творческого пути работал в полную мощь: под именем «Казимир Малевич» как будто действовал целый отряд творцов, сумевших сказать первое, а нередко и определяющее слово во многих сферах художественной культуры, — Казимир Малевич обладал феноменальным даром генерирования новых идей. Это у него, живописца, родился замысел футуристической оперы «Победа над солнцем» (декабрь 1913 года), ставшей вехой в развитии радикального искусства. Творения русского авангардиста с их оглушающей новизной порой настолько выламывались из границ, рамок своей эпохи, что их понимание оказывалось возможным лишь спустя десятилетия. Это относилось и относится не только к «Черному квадрату» и супрематическим монофигурам, предвосхитившим эстетику минимализма второй половины ХХ века, и не только к рисункам середины 1910-х годов, где в отточенном и зрелом виде предъявлены потенции концептуализма, но также к поздней фигуративной живописи, которую и поныне сторонники традиционного искусства считают поражением Малевича, свидетельством его отказа от «бесплодного» абстрактного искусства».
Выставка сопровождается обширным документальным материалом из государственных и частных архивов. Фотографии, письма, книжные издания, дневники, инфографика и реконструкции иллюстрируют путь Малевича как художника, теоретика и культурного деятеля и раскрывают новые, неожиданные аспекты его личной и творческой жизни.
Казимир Малевич. Жизнь в большой гостинице. 1914. Самарский областной художественный музей
На выставке будут представлены работы из собраний Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственного музея В.В. Маяковского, Государственного Эрмитажа, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова, Московского музея современного искусства, Нижегородского государственного художественного музея, Российского государственного архива литературы и искусства, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Самарского областного художественного музея, Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева, Тульского областного художественного музея, коллекции Валерия Дудакова и Марины Кашуро (Москва), Sepherot Foundation (Женева) и др.
Малевич Казимир Северинович (1879–1935) — художник, теоретик искусства, основоположник абстрактного искусства.
Казимир Малевич с женой Натальей Малевич. 1927. Российский государственный архив литературы и искусства
Родился 11 (23) февраля 1879 года в Киеве в семье польского управляющего сахароваренными заводами южных российских губерний. В 1906 году переехал в Москву, в 1906–1910 годах учился в студии Федора Рерберга. С 1907 года начал экспонировать свои работы на московских выставках, в 1910-м участвовал в выставке объединения «Бубновый валет», в 1911−1913 годах экспонировал свои работы на выставках Союза молодежи, «Ослиный хвост» и «Мишень». В 1913 году Малевич сблизился с поэтами-футуристами Велимиром Хлебниковым, Алексеем Крученых, Владимиром Маяковским, в 1913−1914 годах иллюстрировал футуристические книги. В декабре 1913 года в петербургском луна-парке состоялись представления оперы «Победа над солнцем» (музыка Михаила Матюшина, либретто Алексея Крученых, пролог Велимира Хлебникова), декорации и костюмы, к которой были созданы Малевичем. В марте–апреле 1915 года Малевич принял участие в первой футуристической выставке «Трамвай В» в Петрограде, а в декабре на выставке «0,10» экспонировал первые супрематические работы, в том числе знаменитый «Черный квадрат», став родоначальником нового направления абстрактного искусства и одним из лидеров русского авангарда. В 1916–1918 годах он занимался организацией художественного общества «Супремус», ставившего целью распространение идей супрематизма, готовил к выпуску одноименный журнал (который так и не вышел в свет). С конца 1910-х Малевич также активно работал в области теории искусства, написав ряд посвященных обоснованию супрематизма статей и брошюр.
Казимир Малевич. Косарь. 1912. Нижегородский государственный художественный музей
В 1917–1918 годах Малевич был назначен членом комиссии по охране художественных ценностей искусства и старины и комиссаром по охране ценностей Московского Кремля, избран членом коллегии ИЗО Наркомпроса, членом Международного бюро Наркомпроса. В 1919 году был профессором Государственных свободных художественных мастерских в Москве и Петрограде. В том же году на Х Государственной выставке («Беспредметное творчество и супрематизм») экспонировал 16 супрематических холстов и окончил первую большую теоретическую работу «О новых системах в искусстве». В начале ноября 1919 года переехал в Витебск, где до 1922 года преподавал в Витебской народной художественной школе, впоследствии преобразованной в Витебский художественно-практический институт. Основной блок своих теоретических трудов Малевич создал именно в Витебске. Там же сложился круг его учеников и последователей, организовавшихся весной 1920 года в группу УНОВИС («Утвердители нового искусства»).
Казимир Малевич. Четыре квадрата. 1915. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
В 1920 году в Москве открылась первая персональная выставка художника «Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму». В 1922 году вместе с несколькими учениками Малевич уехал в Петроград, где был назначен директором Музея художественной культуры (в 1924 году преобразован в Институт художественной культуры — ИНХУК, с 1925 года — ГИНХУК, закрыт в конце 1926-го) и возглавил в институте формально-теоретический отдел. В середине 1920-х работал над архитектурными супрематическими моделями — архитектонами. В 1927 году состоялась персональная выставка Малевича в Варшаве и Берлине (в Берлине Малевич оставил значительную часть своих работ и архивов, намереваясь затем перевезти выставку в Париж, — этот план не осуществился). В 1929 году прошла персональная выставка Малевича в Третьяковской галерее. В 1930 году по обвинению в шпионаже на Германию он был арестован и два с половиной месяца провел в тюрьме ленинградского ОГПУ. В 1932−1933 годах занимал должность руководителя экспериментальной лаборатории в Государственном Русском музее. Умер 15 мая 1935 года в Ленинграде. Похоронен в подмосковном поселке Немчиновка, могила Малевича была утрачена во время Великой Отечественной войны.
Александра Шатских — доктор искусствоведения, специалист по творчеству Казимира Малевича, Марка Шагала и русских авангардистов первой трети ХХ века. Составитель, публикатор и комментатор издания «Казимир Малевич. Собрание сочинений в 5 томах» (М.: Гилея, 1995–2004), автор ряда монографий, среди которых: «Витебск. Жизнь искусства. 1917–1922» (М.: Языки русской культуры, 2001), «Театральный феномен Марка Шагала» (Витебск: Музей Марка Шагала, 2001), «Казимир Малевич и общество Супремус» (М.: Три квадрата, 2009), «Владимир Баранов-Россине. Художник русского авангарда» (СПб.: Palace Editions, 2007) и около 250 статей, посвященных как творчеству отдельных художников, так и общим вопросам развития искусства. В 2008 году за книгу «Vitebsk: Life of Art 1917–1922», изданную Yale University Press, Шатских была награждена премией Роберта Мазервелла (Robert Motherwell Book Award) за выдающиеся труды по истории искусства модернизма. Александре Шатских также принадлежат точная датировка картины Малевича «Черный квадрат» (Государственная Третьяковская галерея, 1915) и реконструкция созданного Малевичем в 1914 году новаторского художественного направления «феврализм».
Павильон «Рабочий и колхозница» ночью. Courtesy пресс-служба АО «ВДНХ»
Даты проведения: 24 ноября 2017 года — 25 февраля 2018 года
Открытие: 23 ноября 2017 года в 20:00
Место проведения: павильон «Рабочий и колхозница», ВДНХ, Москва
Куратор: Александра Шатских, сокуратор: Екатерина Мочалина
Организатор: АО «ВДНХ»
Время работы выставки: 11:00–22:00
Стоимость: взрослые — 300 рублей, дети от 6 до 16 лет, студенты дневных форм обучения и пенсионеры — 100 рублей
Бесплатно: дети до 6 лет, сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды, ветераны ВОВ и члены многодетных семей до достижения младшим ребенком возраста 16 лет