Ужин
24.10.2017 22:54
Просто Мария

С 9 ноября 2017 в кино

Ужин

The Dinner (18+)

Триллер,  драма,  США,  2017,  120 мин.

Режиссёр:  Орен Муверман

Сценаристы:  Орен Муверман,  Герман Кох

Продюсеры:  Калдекот Чубб (в титрах: Cotty Chubb),  Лоуренс Ингли,  Эдди Вайзман,  Джулия Лебедев,  Дэйв Бишоп,  Эллисон Роуз Картер,  Ева Мария Дэниелс,  Майк Гудридж,  Леонид Лебедев,  Энджел Лопес,  Ольга Сегура

Оператор:  Бобби Буковски

Художники:  Келли МакГихи,  Гонсало Кордоба,  Катрин Джордж,  Джоэнн Линг

Монтажер:  Алекс Холл

В ролях:  Ричард Гир («Хатико»,  «Красотка»,  «Чикаго»),  Лора Линни («Шоу Трумана»,  «Жизнь Дэвида Гейла»),  Стив Куган(«Филомена»,  «Руби Спаркс»),  Ребекка Холл («Престиж»,  «Вики Кристина Барселона»),  Хлоя Севиньи,  Майкл Чернус,  Тейлор Рэй Элмонта,  Чарли Пламмер,  Шеймас Дэви-Фицпатрик,  Майлз Дж. Харви

Дата премьеры в России:  9 ноября 2017 года,  ПРОвзгляд

Один вечер в ресторане. Две семьи за столом: будущий премьер-министр Стэн Ломан и его брат Пол с женами. Изысканный ужин превращается в поле битвы, а судьба их детей — в разменную монету. Как далеко способен зайти отец, чтобы защитить сына, совершившего преступление?

В российский прокат 9 ноября 2017 года выходит психологический триллер «Ужин», снятый режиссером Ореном Муверманом по бестселлеру Германа Коха. Виртуозный актерский квартет – Ричард Гир, Стив Куган, Лора Линни и Ребекка Холл, – разыгрывает драму античного толка о жестоком противостоянии двух семейных пар за изысканно накрытым столиком дорогого ресторана.

Пол Ломан (Стив Куган), писатель и бывший школьный учитель истории, вместе с заботливой женой Клэр (Лора Линни) отправляется на ужин со своим старшим братом, влиятельным конгрессменом Стивом (Ричард Гир), который баллотируется на пост губернатора, и его второй женой, красоткой Кейтлин (Ребекка Холл). Долгая манерная трапеза в дорогом и модном ресторане, где микроскопические порции еды подают, словно безумные арт-объекты, постепенно перерастает в тяжелый разговор о самом страшном. Дело в том, что дети собравшихся – 16-летний сын Пола и Клэр и его ближайший друг и сверстник, отпрыск Стива от первого брака – совершили чудовищное преступление, которое к тому же сняли на смартфон и выложили в интернет. Родителям теперь нужно решить, что со всем этим делать. Довольно скоро, разумеется, маски вежливости слетают, фальшивое родственное участие испаряется, а каждый из героев предстает в истинном свете.

Роман нидерландского писателя Германа Коха вышел в 2009 году, стал бестселлером, был издан более чем в 50 странах и переживает уже третью экранизацию. Орен Муверман – живущий в США израильтянин, постановщик суровых драм «Посланник» и «Бастион», а также гуманистической притчи «Перерыв на бездумье» с тем же Гиром в роли бездомного.  Режиссер перенес действие из Амстердама в неназванный американской город, дополнив сюжет новыми деталями – например, одержимостью героя-историка битвой при Геттисберге во время войны Севера и Юга.

Действие в ресторане, разбитое на главы в соответствии с подачей блюд и напитков (от «Аперитива» до «Диджестива»), постоянно прерывается флешбэками – во времена десятилетней давности, когда конгрессмен был женат на другой женщине (Хлое Севиньи), или в пьяную ночь, когда подростки совершили непоправимое. Но основное напряжение фильма поддерживается долгим разговором вчетвером. Стив Куган демонстрирует мощь своего таланта, играя «ненадежного рассказчика», человека, который из едкого мизантропа превращается в пугающего персонажа с действительно поврежденной психикой. Лора Линни играет слепо любящую мать-львицу, готовую ради единственного сыночка на все – эта роль заставляет вспомнить созданный той же актрисой образ чудовищной матери в фильме «Под покровом ночи» Тома Форда. Ребекка Холл несколькими точными приемами воплощает женщину, которая добилась богатого влиятельного мужа и не согласна в одночасье лишиться всего. Наконец, Ричард Гир проворачивает самый впечатляющий в фильме психологический трюк: его герой, сначала предстающий типичным циником-политиканом, внезапно становится единственным человеком, готовым на самопожертвование во имя правды, морали и долга.

Искусная камера оператора  Бобби Буковски, в медовых тонах, снимающая похожий на заброшенную виллу нелепый ресторан, где искусственный свет сочетается с глубокими тенями, создает одновременно декадентскую и жутковатую атмосферу. Дополнительный саспенс «Ужину» придает саундтрек, в котором почти 70 музыкальных тем – больше, чем во многих киномюзиклах. Вместе со знаменитым музыкальным продюсером Хэлом Виллнером режиссер тщательно выбрал треки, среди которых фрагменты песен и произведений Боба Дилана, Филипа Гласа, Нико, Леонарда Коэна, Anthony & The Johnsons и Savages.

В «Ужине» смешивается несколько жанров: остроумная сатира на общество потребления, черная комедия о современной семье, социальная драма о раздробленности общества, жестокости и расизме и, конечно, напряженный триллер. Муверман сказал об основной идее сценария так: «Феномен нашего времени в том, что мы живем в постгуманистическом обществе, – говорит Муверман об основной идее сценария – и очень не хотим признавать человечность тех, кто не входит в наше племя».

Фильм Орена Мувермана "Ужин", снятый по международному бестселлеру Германа Коха – психологический триллер о жестком противостоянии двух пар за изысканно накрытым столиком дорогого ресторана.

Стэн Ломан (Ричард Гир), популярный конгрессмен, баллотирующийся на губернаторский пост, приглашает своего непутевого брата Пола (Стив Куган) и его жену Клэр (Лора Линни) пообедать с ним и его женой Кейтлин (Ребекка Холл) в одном из самых модных ресторанов города. Вечер обещает быть напряженным.

Пол с детства затаил в себе ненависть к Стэну: он считал, что родители уделяют старшему брату слишком много внимания. Сейчас Пол – учитель истории и получает пособие по инвалидности после серьезного нервного срыва, а Стэн – популярный конгрессмен и ведет успешную губернаторскую кампанию. Это только подогревает неприязнь Пола.

Персонал ресторана расставляет пышно сервированные блюда – а вот атмосфера за столиком отнюдь не цивилизованная. Пол как будто стремится обидеть и оттолкнуть всех и каждого, а между Стэном и Кейтлин выросла стена. Стэн постоянно пытается обсудить некую важную тему – но остальные во что бы то ни стало стараются избежать разговора.

Наконец становится ясно, почему Стэн собрал всех вместе. У каждой пары есть по 16-летнему сыну – и дети сообща совершили жуткое преступление, которое потрясло всю страну. Мальчики радостно сняли свой поступок на камеру и выложили запись в Интернет. Возможно, личности сыновей в итоге не установят – но их родителям надо решать, как быть и что делать. За время ужина наши представления об истинной сущности, сидящих за столом людей, перевернутся с ног на голову, их отношения разрушатся – и каждый из участников встречи поймет, как далеко он готов зайти, чтобы защитить любимого человека.

"Ужин" – захватывающая, полная внезапных сюжетных поворотов история: жуткая притча о дикости, которая прячется за фасадом среднего класса.

 

О съемках

Роман Германа Коха "Ужин" был опубликован в 2009 году – и сразу стал международным бестселлером: его издали как минимум в пятидесяти странах. Виртуозное повествование, мрачная концепция и неожиданные грани персонажей поставили его в один ряд с такими произведениями, как "Исчезнувшая" и "Бог резни", и вызвали необычайно пылкие споры. Эта книга заставляет читателя заглянуть в те уголки собственной жизни, куда совсем не хочется смотреть. "Она задает невозможный вопрос", - говорит автор сценария и режиссер Орен Муверман, - "Что бы вы сделали, если бы ваши дети совершили жуткое преступление? На что вы готовы, чтобы их защитить?"

Когда продюсер Котти Чубб предложил экранизировать роман, Мувермана сразу заинтересовала сложная задача: место действия нужно было перенести из Голландии в США. Режиссер говорит: "Нужно не просто изменить физическое место действия – нужно переделать эмоциональный мир и метафоры, которые предлагает книга; нужно найти аналоги. А еще я хотел взять сатирический, на мой взгляд, роман, и сменить тональность на драматическую. Чтобы в США у него появился более глубокий смысл".

"Ужин" начинается так: две пары – Пол Ломан (Стив Куган) и его жена Клэр (Лора Линни), старший брат Пола Стэн (Ричард Гир) и его жена Кейтлин (Ребекка Холл) садятся за столик в дорогом ресторане. Кухня богато представлена переменами блюд: Аперитив, Закуски, Главное блюдо, Сыр, Десерт и Дижестив, но "Ужин" – не фильм о еде и в нем почти никто не ест. "Еда нелепа – и в этом суть", - говорит Муверман. - "У этих людей рушится мир, а им подают крошеный пумперникель. По сути, ход ужина иллюстрирует ход нарратива, развитие сюжета".

Фильм не ограничивается стенами ресторана и одним вечером – он постоянно меняет место и время действия, постепенно раскрывая горькие воспоминания Пола и физически управляя эмоциональными историями четырех людей за столом. Муверман заставляет нас видеть, слышать и чувствовать за гранью очевидного. Он говорит: "Поначалу кажется, что персонажи понятны – но с течением вечера понимаешь, что первое впечатление было не вполне верным. По ходу сюжета все что-то скрывают. В итоге мы придем к тому, что всё тайное станет явным, а все карты будут раскрыты".

Главная загадка "Ужина" – истинная суть главного героя, Пола Ломана, и то, на что он способен. По словам Мувермана: "Сначала думаешь: "Ну да, он довольно беспардонно себя ведет, но он мне нравится, потому что он идет в дорогой ресторан и заявляет, что лучше бы съел пиццу". Он смеется над претенциозностью. Но чем больше о нем узнаешь, тем сильнее меняется его образ – и становится ясно, что с ним не всё в порядке". Стив Куган: "Пол теряется, когда надо выполнять действия, которые у большинства людей получаются интуитивно, потому что он страдает от навязчивых мыслей. Разум постоянно бурлит и мучает его своей гиперактивностью. Он не умеет правильно обрабатывать все эти мысли из-за личных проблем, из-за того, как его вырастили и из-за того пути, которым он шел к настоящему моменту. Он заперт в лабиринте собственных мыслей: они крутятся на месте и не понятны никому, кроме него самого".

Пол одержим Геттисбергом, штат Пенсильвания. Там произошла самая кровавая битва на американской земле: погибло пятьдесят тысяч солдат. Здесь армия Юга остановилась – и наступил переломный момент в Гражданской войне. "У него сложные отношения с ключевым событием американской истории: его волнует безумие и бесчеловечность войны", - говорит Куган. – "Но всё же она его притягивает, и он пытается найти в ней смысл". Когда Пол посетил Геттисберг с ненавистным ему старшим братом Стэном, он пережил нервный срыв – и так и не оправился от него. Куган: "Он всё еще переживает последствия нервного срыва. Смятение уже не такое сильное, но над головой висит туча из ненависти к себе и разочарования от того, что другие люди, судя по всему, справляются с этим миром и хорошо в нем себя чувствуют".

В мире Пола никто не чувствует себя лучше Стэна. Он уважаемый конгрессмен и баллотируется на пост губернатора. Этот факт подпитывает враждебность Пола. Гир говорит: "У Стэна всё получается. Политический успех у него в крови. Он дружелюбен, обаятелен, хорошо держится в толпе и умеет добиваться своего". Желчное отношение Пола к Стэну зародилось в раннем детстве: Стэну, по мнению Пола, доставалась львиная доля родительского внимания и любви. "Так это видит Пол. Но Стэн-то был вынужден расти с душевнобольным братом. Ему пришлось стать взрослым в семье, и он это ненавидел. Думаю, он – искренне щедрый и любящий брат, который решал проблемы Пола с самого его рождения".

Полу было бы сложно идти по миру без направляющей руки его жены Клэр (Лора Линни). "Клэр абсолютно предана мужу", - говорит Линни. – "Хотя они оба – сложные люди с недостатками, они словно примагничены друг к другу. Думаю, друг без друга они бы пропали. В своем единстве они черпают силу. Они слились в единое целое, и по мере того, как Пол всё больше распадался на части, Клэр в буквальном смысле тащила его вверх каждой каплей собственной энергии". Клэр часто пытается облегчить тревоги Пола, не сообщая ему всего того, что происходит в семье. "Она пытается его защитить, потому что не знает, когда его накроет очередным нервным срывом", - говорит Линни. – "Но еще я думаю, что отчасти ей нравится чувство контроля. Ей кажется, будто она лучше понимает, что нужно, – и она полностью доверяет собственным суждениям. Она много знает, и, по-моему, это большой недостаток. Он мешает развиваться. Он держит человека в узкой колее – а ее делает очень могущественной".

Отношения Пола с сыном Майклом (Чарли Пламмер) прошли точку невозврата. "Он несамостоятельный и неадекватный, а сыну нужен четкий и сильный отец", - говорит Куган. –"Майкл злится, что его отец слаб, и, как ни парадоксально, это его еще более ослабляет. Они застряли в нездоровом цикле отношений, который может уничтожить их обоих и навредить им".

Кейтлин (Ребекка Холл), вторая жена Стэна, намного младше мужа. Она отказалась от карьеры, чтобы поддерживать его политические амбиции. "Кейтлин – классический пример личности типа А: она понимает, что роль жены политика отчасти заключается в том, чтобы в совершенстве ориентироваться в его мире, обеспечивать быт и присматривать за детьми", - говорит Холл. – "Расплата сложнее, чем кажется, потому что ей нужно чем-то жертвовать, и мы не знаем, обсуждает ли она это дома". В фильме Кейтлин недовольна мужем с момента своего появления на экране. "Стэн внезапно огорошил ее своими планами на вечер", - говорит Холл. – "Она чувствует, что с ней не посоветовались, и это – последняя соломинка".

Скоро становится ясно, почему Стэн решил собрать всех вместе. Сын Пола и Клэр Майкл и сын Стэна Рик совершили ужасное преступление, и Стэн хочет обсудить ситуацию и решить, как быть. Если не делать ничего, возможно, дети выйдут сухими из воды; но правильный ли это выбор? Стэн уже знает, что будет делать он и чего он ждет от остальных. "Ему кажется, что он расскажет свою точку зрения – и дело в шляпе, но вечер разворачивается иначе", - говорит Муверман. Вскоре все очерчивают свою территорию и свою точку зрения. "Им кажется, что они загнаны в угол и вынуждены защищать своё, сохранять статус кво и своё положение в жизни", - продолжает Муверман. – "В этот момент они готовы говорить, что угодно, и верить в это. Это шок и ужас, но мы часто так делаем. Мы иногда дегуманизируем других людей, чтобы сохранить то, что дорого нам. Это жуткая человеческая черта, но очень жизненная".

Вопросы превращаются в моральные дилеммы, потому что речь идет об ответственности родителей перед детьми. "Нам нравится считать себя высокоморальными", - говорит Котти Чубб. – "Мы утешаем себя мыслями о том, что мы хорошие люди и делаем правильный выбор, и если бы обстоятельства потребовали от нас благородства, мы бы его проявили. Но эта история ставит нас в ужасное положение: все эти рассуждения нужно игнорировать, потому что первичный родительский импульс – защитить ребенка. Когда моральный императив конфликтует с родительским, наши поступки непредсказуемы. Тут не будет хорошей концовки, когда можно почувствовать себя и моралистом, и защитником ребенка". Муверман: "Некоторые без раздумий говорили мне: "Детей не подставляют, от них не отказываются, их защищают. Я за своего ребенка убить готов". У людей по этому поводу сильные эмоции. Думаю, одна из причин успешности книги в том, что она затронула нечто почти первобытное, столкнула нас с этим чувством". Гир: "Думаю, фильм интересен тем, что всех персонажей можно оправдать. В тот или иной момент фильма можно отождествиться с каждым из них".

Сцены ужина были сняты за три недели ночных съемок в Олдер-Мэнор в Йонкерсе, штат Нью-Йорк. Здание построено в начале ХХ века. Каждую ночь Муверман начинал снимать без репетиций. Холл: "Он любит внезапность. Любит своего рода маленькую истерику, которая возникает, когда актеры побаиваются отыгрывать восемь страниц диалогов, которые они еще не зачитывали вслух. Мы приходили на площадку, там ставили камеру и свет – а нам не особо говорили, где камера, кого снимают и какова композиция кадра. Он просто говорил: "Играем сцену". Куган: "У него такой подход: "Давайте прыгнем в воду, поплывем – а там будет видно, доплывем ли". Диалог становится живым и стихийным – после репетиций такого не бывает. Иногда реплики сыроваты, но они не вялые, не натужные - они всегда живые. Как режиссер он ходит по лезвию бритвы, и этим он мне нравится".

Ричард Гир хорошо знает Мувермана: они вместе работали над фильмом "Перерыв на бездумье", а еще Муверман выступил продюсером фильма Йосефа Сидара "Норманн". "Орена всегда интересуют мыслительные процессы. Для актеров это клад, потому что у нас ведь ничего нет кроме текучих, как ртуть, мыслей и эмоций. Его фильмы – как зеркало, но не прямое. Нужно вглядеться. Стекло мутное, освещение темновато, надо потрудиться, чтобы увидеть, что там отражается. Это мир теней".

Сюжет "Ужина" движется непредсказуемо: он скачет во времени и пространстве (даже вокруг самого ресторана), и значительная часть действия – это попытки персонажей не разговаривать на тему, которую отчаянно нужно обсудить. Голос Пола звучит постоянно: он рисует перспективу, которая постепенно открывается – и оказывается ненадежной по отношению не только к остальным персонажам, но и к самому Полу. Муверман: "Это непрямая стратегия нарратива. Я хотел, чтобы фильм, как и Пол, был по-своему душевнобольным, со странностями – чтобы он был неспособен удержать в поле зрения сложности семейных отношений". Чтобы помочь зрителям ориентироваться в перескоках, Муверман и оператор Бобби Буковски дали фильму три основных визуальных стиля: один – для ресторана, второй – для преступления, а третий – для семейной истории. "Смешение стилей должно способствовать зрительским попыткам разобраться в персонажах и стать к ним ближе", - говорит Муверман. Ресторан снят в теплой гамме: в каждом зале она подчеркнута огнем в камине, который рифмуется со сценой преступления.

Ночь преступления сделана в гамме, которая быстро меняется с красной на ледяную синюю. "Сцена, где они идут к банкомату, начинается с такого теплого цвета", - говорит Муверман, - "и когда они заходят, гамма меняется на гораздо более холодную, гораздо более жесткую. Экстремальная природа их преступления отражена в нестабильности цветовой палитры". Сцены из прошлого тоже имеют собственный визуальный код. "Семейная история снята в выцветшей гамме, где доминируют зеленый цвет и резкая, передержанная экспозиция. Ведь иногда воспоминания существуют в виде смутных, ненадежных образов".

Помимо этих трех основных схем, в изобразительной копилке фильма есть и четвертый элемент: визуальный язык описывает срыв Пола в Геттисберге, на месте самой кровавой битвы в Америке, поворотной точки в Гражданской войне. "Для Геттисбергской сцены я использовал субъективную цветовую схему и искаженный звук, чтобы выразить нестабильное душевное состояние Пола", - говорит Муверман. – "У фильма словно происходит собственный нервный срыв: жизнь, история и знания становятся шумом в голове Пола. Весь фильм идет к Геттисбергу, который подается сюрреалистически, абстрактно, а потом возвращается оттуда в реальность". Муверман ощутил связь с персонажем и обнаружил в Геттисберге дополнительное измерение. Он поясняет: "В моих глазах Геттисберг – своего рода национальная душевная болезнь. Война страны с самой собой лежит в основе каждой эмоциональной, физической, духовной и психологической проблемы, от которых страна еще не оправилась. Так что в Поле мы видим не только психологически травмированного человека, но и психологически травмированную страну".

В "Ужине" 66 музыкальных тем – больше, чем во многих киномюзиклах. Вместе со знаменитым музыкальным продюсером Хэлом Виллнером и редактором Рейчел Фокс Муверман создал саундтрек, в который вошли произведения таких разных авторов, как Боб Дилан, Энтони энд зе Джонсонс, Филипп Глас, Нико, Уайт Мэджик, Файеруотер, Леонард Коэн и Сэвэджес. "Это странная коллекция", - говорит Муверман. – "Я намеренно создал такой эклектичный набор. В ресторане много мест, и я хотел, чтобы в разных местах одновременно играли разные песни. Думаю, это хорошо отражает расщепленность этих людей и их мира. Еще я хотел, чтобы музыка противоречила настроению диалогов, так что в очень серьезной сцене может звучать легкомысленная песенка".

Книга "Ужин" вышла несколько лет назад, однако она мощно резонирует с тем, что происходит в мире сейчас – от Брекзита до Трампа. "Феномен нашего времени в том, что мы живем в постгуманистическом обществе", - говорит Муверман. – "Мы очень не хотим признавать человечность тех, кто не входит в наше племя. Многие действуют исключительно исходя из собственного видения своих интересов, и им тяжело признавать чужие страдания и точки зрения". Гир: "По сути, есть ощущение, что они хотят защитить своих: тех, кто похож на них, говорит, как они, на том же языке, родился там же, имеет общую с ними историю. Все остальные – чужие. Пусть сами о себе беспокоятся". Линни: "В этой истории показаны не лучшие человеческие черты. Возникает дикое, неудержимое чувство, что им, по их мнению, все всё должны. Когда у каждой точки зрения есть оправдание с позиций всезнайки, разговаривать становится очень сложно".

"Всё сводится к отдельно взятой голове в этой эпохе и в этой истории", - говорит Муверман. – "У каждого своя повестка и они будут биться за нее до победного. Но в итоге не побеждает никто, потому что победа невозможна. Единственный результат – все наконец-то раскрывают карты".

Добавить комментарий