Со 2 ноября 2017 в кино
Скрюченный домишко
Crooked House (16+)
Драма, криминал, детектив, Великобритания, 2017, 115 мин.
Режиссёр: Жиль Паке-Бреннер (“Темные тайны”, “Ее зовут Сара”)
Сценаристы: Джулиан Феллоуз (“Аббатство Даунтон”), Жиль Паке-Бреннер, Тим Роуз Прайс, Агата Кристи
Продюсеры: Джозеф Абрамс, Джеймс Спринг, Sally Wood, Эндрю Босвелл, Андерс Эрден, Джей Файастоун, Джейн Хукс, Эмили Прешес, Джеймс Суорбрик, Лиза Волофски
Оператор: Себастьян Винтерё
Композитор: Юго де Шер
Художники: Саймон Боулз, Сион Кларк, Саймон Ламонт, Дэвид Вуд, Коллин Келсалл, Ребекка Гиллис
Монтажер: Питер Кристелис
В ролях: Кристина Хендрикс (“Учитель на замену”, “Драйв”), Джиллиан Андерсон (“Секретные материалы”, “Крах”), Гленн Клоуз (“Опасные связи”, “Стражи Галактики”), Макс Айронс, Теренс Стэмп (“Особо опасен”, “Всегда говори «ДА»"), Аманда Аббингтон, Стефани Мартини, Джулиан Сэндс, Роджер Эштон-Гриффитс, Кристиан МакКэй и другие
Дата премьеры: 2 ноября 2017 года
«Скрюченный домишко» – адаптация романа Агаты Кристи о загадочном убийстве в Англии в конце 50-х годов ХХ века.
Долгожданную свадьбу Софии и Чарльза срывает семейная трагедия: кто-то из домочадцев отравил дедушку невесты — владельца миллиардного состояния. Взявшись за расследование, Чарльз выясняет, что мотив мог быть у всех. Даже у невесты?
О производстве
Загадка Кристи:
За прошлый век лучший автор детективных романов всех времен Агата Кристи продала более двух миллиардов экземпляров своих пьес и романов. Английская писательница прославилась своими оригинальными детективными историями, ее работы легли в основу многочисленных телевизионных постановок, особенно с участием ее любимых героев – сыщика Эркюля Пуаро и мисс Марпл. Продюсер Джозеф Абрамс заметил, что произведения Кристи давно не появлялись на большом экране, и решил воспользоваться этой ситуацией.
«Много лет не было ни одного хорошего фильма по произведениям Кристи, а зря, – говорит он. – Зрителям они необходимы». Вместе с партнером-продюсером Салли Вуд он изучил каталог Кристи и перечитал 66 ее романов, чтобы выбрать один для экранизации. «Мы написали на листе бумаги то, что выбрали, и сверили, – вспоминает Джозеф Абрамс. – У обоих на первом месте оказалась одна и та же книга – «Скрюченный домишко».
Роман вышел в свет в 1949 году. Кристи назвала эту историю об убийстве в благополучном английском семействе одной из своих самых любимых. «Мне было интересно изучить конкретную семью», – писала она в 1972 году. «Мне кажется, ей было приятно создавать это произведение, судя по тому, как оно написано, судя по его оригинальности и некоторым элементам», – говорит внук Кристи Мэтью Причард.
По сюжету, Чарльз Хейуорд расследует смерть известного олигарха Аристида Леонидиса по просьбе его внучки Софии, с которой у Чарльза был роман во времена его работы дипломатом в Каире. Прибыв в «Три фронтона», обширное поместье Леонидисов, он знакомится с семьей Софии, которую она называет «безжалостной». «Это сильная история, – отмечает Абрамс. – Главные герои – молодой детектив и молодая женщина из его прошлого, которая может стать либо подозреваемой, либо следующей жертвой».
Как ни странно, «Скрюченный домишко» почти не знаком читателям, в отличие от таких знаменитых романов, как «Смерть на Ниле» и «Убийство в Восточном экспрессе», хотя концовка шокирующая. Даже издатель просил ее изменить. Вероятно, поэтому роман никогда не экранизировали. «Это один из лучших сюжетов Кристи, но с фантастическим поворотом. Она превзошла сама себя», – говорит другой продюсер Салли Вуд, которая ранее имела дело с наследием Кристи, благодаря работе в издательстве, и входила в совет директоров общества "Agatha Christie Ltd».
Затем Абрамс и Вуд занялись воплощением этого классического произведения Кристи на большом экране. Сначала надо было согласовать вопрос с наследниками Кристи. Они связались с ее внуком, Мэтью Причардом, а потом с председателем Agatha Christie Ltd., чтобы получить права на экранизацию «Скрюченного домишки».
«Поскольку наши взгляды совпадали, для них, как и для нас, было важно сохранить замысел Агаты Кристи, – указывает Абрамс. – Говорят, многие потратили миллионы долларов, пытаясь написать сценарий по произведениям Агаты Кристи, считая, что могут что-то изменить. Но она знала, как описывать загадочные убийства. Она делала это не без причины. Если сдвинуть какую-то часть, всё рассыплется».
Как сказал Мэтью Причард, «достоверность» и «простота» – основные условия успешной адаптации романов его бабушки. «Мне кажется, самые успешные сценарии по произведениям Агаты Кристи отличала простота, они были максимально приближены к тому, что написала бабушка. Я говорю это не по традиционным или историческим причинам. Я считаю, что тогда люди лучше воспринимают произведения такого блестящего автора».
Найти сценариста, который мог бы потягаться с Кристи умом и сообразительностью – это непростая задача, но продюсеры остались довольны выбором. Оригинальный сценарий написал лауреат премии «Оскар» Джулиан Феллоуз. «Я большой поклонник его работ, включая «Госфорд парк». Он прекрасно чувствует материал, – говорит Абрамс. – Он проделал всю первоначальную работу». Однако невероятный успех «Аббатства Даунтон» заставил Феллоуза отложить работу над «Скрюченным домишком», и к написанию сценария привлекли Тима Роуз Прайса («Поцелуй змея»).
Во время работы к Абрамсу и Вуд присоединился продюсер Джеймс Спринг из «Фред Филмс», который уже работал с Абрамсом в 2008 году над адаптацией книги Ноэла Кауарда «Легкое поведение», после чего начался поиск возможных режиссеров. Одним из первых, кто пришел им на ум, был французский кинематографист Жиль Паке-Бреннер. Спринга, Абрамса и Вуд впечатлил его фильм 2010 года «Ее зовут Сара», в котором блистала Кристин Скотт Томас, номинированная на премию «Сезар» в категории «Лучшая актриса».
Когда Паке-Бреннер получил сценарий, он заканчивал в 2015 году триллер «Темные тайны» по роману Гиллиан Флинн. Его сразу захватила идея, особенно когда на последних страницах разоблачили убийцу. «Я подумал, как они собираются экранизировать концовку?», – вспоминает он. Продюсеры сразу развеяли его опасения: по договору, любое изменение концовки означалось бы, что в фильме нельзя использовать имя Агаты Кристи.
Более того, представление Паке-Бреннера о фильме совпадало с видением продюсеров. «Мы хотели показать современную Агату Кристи, – говорит Спринг. – Поэтому мы сдвинули действие с 1947 года, когда была написана книга Кристи». В первоначальном сценарии действие фильма происходило в 1953 году, а Паке-Бреннер перенес его еще на несколько лет – в 1956-57 гг., когда произошел Суэцкий кризис.
«В мире случился серьезный культурный сдвиг, – указывает он. – Я понял, что это было рождение рок-н-ролла. Рождение подростковой культуры, потому что того мира больше не существовало». Появился шанс перенести действие в свингующий Сохо с Томми Стилом и «Тедди Бойз». Это был идеальный способ показать конфликт поколений, уже описанный в романе. «Неожиданно мы почувствовали, что есть возможность показать в произведении Агаты Кристи нечто большее», – добавляет Паке-Бреннер.
Экранизация не избежала влияния кинематографа. Паке-Бреннер большой поклонник фильмов в жанре нуар, особенно ленты Романа Полански «Китайский квартал», действие которой происходит в Лос-Анджелесе, и шедевра Орсона Уэллса 1941 года «Гражданин Кейн» с мифическим персонажем Чарльзом Фостером Кейном – медиамагнатом, которого сыграл Уэллс. «Меня заинтриговал главный герой, которого вы не видите. В «Скрюченном домишке» это Аристид», – объясняет он.
«Роман очень современный. Человек, обладающий огромной властью и гордыней, правит миром, где только можно, и делает окружающих несчастными. Я подумал, люди это поймут, это будет иметь отклик. Я почувствовал, что, хотя действие происходит в другом времени, это интересная возможность провести параллель с сегодняшним днем, с миром, где всё сдвинуто», – добавляет он.
Кто это сделал и почему
В «Скрюченном домишке» множество важных персонажей, поэтому выбрать актеров было непростой задачей. Но найти тех, кто хотел бы сыграть в фильме по произведению Агаты Кристи – это одно, а согласовать их расписание – это другое. «На тот момент самым сложным был график съемок», – говорит Адамс.
Всё встало на свои места, когда Паке-Бреннер уговорил Гленн Клоуз сыграть леди Эдит. «Это стало своего рода гарантией, потому что она актриса невероятного обаяния, – отмечает режиссер, который познакомился с американской звездой в Лондоне в Вест-Энде, когда она участвовала в постановке «Бульвар Сансет». – Когда она согласилась, всё стало намного проще».
Клоуз, прославившаяся в таких современных триллерах, как «Зазубренное лезвие» и «Роковое влечение», сразу ухватилась за сценарий. «Мне всегда было интересно попробовать себя в новых жанрах, и я никогда не снималась в детективах по книгам Агаты Кристи, – говорит она. – Мне понравилась история. Такая неожиданная концовка – жесткая и дерзкая по сравнению с остальными произведениями Агаты Кристи».
Роль леди Эдит привлекла Клоуз тем, что это традиционная английская аристократка, уважаемая британка. «Во многих отношениях она никто, потому что нигде не говорится о ее истинных отношениях с убитым зятем. Что годами удерживало ее в том доме? Что заставило ее взяться за воспитание детей покойной сестры? Почему она не вышла замуж? Эти тайны не раскрываются в сценарии, но это часть моих секретов, которые помогли объяснить поведение леди Эдит», – обращает внимание она.
Спринг называет леди Эдит «фундаментом» «Скрюченного домишки»: «Она сильная фигура и появляется на протяжении всего фильма. Нам было важно, чтобы участвовал прекрасный актер, обладающий авторитетом. Мы были в полном восторге от того, что нашли всё это в Гленн, и даже больше». Абрамс добавляет: «Нам понравилось, что Гленн согласилась на роль и наслаждалась ею. Временами диалог был остроумным, но были острые и трагические моменты. Для нас это стало краеугольным камнем, с которого мы стали строить фильм».
Еще одна актриса, которая сразу согласилась на съемки, Кристина Хендрикс. Она уже работала с Паке-Бреннером в «Темных тайнах». Ее пригласили на роль Бренды, танцовщицы из Лас-Вегаса, ставшей второй женой Аристида. «Эта роль совершенно отличается от того, что я играла в «Темных тайнах», – говорит Хендрикс. – Мне было лестно, что Жиль увидел меня в другой роли. Я это ценю».
Хендрикс и режиссер сочли интересным противопоставить остальным персонажам ее героиню – изгоя, по большому счету, которую считают охотницей за богатством: «Мы с Жилем обсудили некоторые нюансы. Ему нравилась ранимость Мэрилин Монро. А я считала, что ранимость некоторым образом свойственна слабым натурам, а у моей героини есть сильные стороны и чувство самосохранения. В глубине души она полна решимости. Тогда я придумала ей свою историю».
Важным моментом стало то, что они на раннем этапе выбрали Чарльза Хейуорда – Макса Айронса. «Я почувствовал, что у него есть классическое – в хорошем смысле – качество кинозвезды», – говорит Паке-Бреннер. Как и другие актеры, Айронс был сразу заинтригован «комбинацией факторов» вокруг этого проекта: «Прекрасный сценарий прекрасной книги, звездный состав и режиссер Жиль, который хотел снять фильм в том стиле, в каком обычно снимают англичане, особенно в плане кинематографии и общего видения».
Чтобы сыграть молодого частного детектива, Айронс изучил методы послевоенной полиции и прочел несколько книг, в том числе «Способы допроса в Англии во время Второй мировой войны» Софи Джексон. «С психологической точки зрения, их подход существенно отличался от современного, – говорит он. – Вопросы, которые задавали в начале допроса, зачастую были несущественные. На первом этапе старались установить человеческий контакт, выяснить, с кем они имели дело».
Когда сложилось это трио, начали подбирать остальных персонажей. Паке-Бреннер и другие продюсеры обрадовались, что график Джиллиан Андерсон позволил ей сыграть роль Магды – эпатажной актрисы и снохи Аристида. «Получился традиционный детектив в стиле Агаты Кристи. Я давно их не читала, – заметила она. – Хотя все персонажи были в духе Агаты Кристи, в них угадывалось что-то современное».
В представлении Андерсон, Магда – еще один член семьи, который после смерти Аристида оказался в невыгодном положении. «Думаю, поначалу, после убийства свекра, она была целиком поглощена драмой и пыталась понять, какую выгоду можно извлечь из этого, чтобы спродюсировать сценарий ее мужа, – делится своими мыслями она. – По ходу фильма становится ясно, что она алкоголичка и загнала себя в угол. Она не самая лучшая и не самая ответственная мать».
Еще один важный персонаж в истории Кристи – София, внучка Аристида, которая пригласила Чарльза в «Три фронтона», чтобы расследовать смерть своего пожилого родственника. «Мы уделили большое внимание прошлому Софии», – говорит Паке-Бреннер. В конце концов, роль досталась восходящей британской звезде Стефани Мартини, которая стала известна зрителям благодаря прекрасно сыгранной роли в сериале по сценарию Джулиана Феллоуза «Доктор Торн».
Абрамс говорит: «Когда я показал отрывки американцам, которые на тот момент не видели Мартини в телесериале, они воскликнули «Ого». Они пришли в восторг от ее игры. Она использовала голос как инструмент, и двумя слогами могла передать целый спектр эмоций. Для женщины, которой нет и 30, это поразительно».
Мартини прочла книгу и поняла, в сценарии ее персонаж несколько отличается от описанного в романе. «В книге она совершенно другая. Она прямо говорит Чарльзу, что не выйдет за него замуж, пока он не раскроет дело и не узнает, кто убил ее дедушку. В фильме моя героиня более самоуверенная. Брак для нее вовсе не самоцель. Она независима и сама распоряжается своей жизнью. Это очень сильная женщина, оказавшаяся в ситуации, когда ей стало страшно».
Звездный состав не помешал Джулиану Сэндсу согласиться сыграть роль старшего сына Аристида, Филиппа, мужа Магды, а Кристиану МакКэю – младшего брата Филиппа, Роджера. «Я рад, что Джулиан Сэндс и Кристиан МакКэй сыграли братьев, – рассказывает Спринг. – Они великолепно смотрелись вместе». «Нам невероятно повезло, что роль Клеменси, жены Роджера, блестяще сыграла Аманда Аббингтон, а легендарный Теренс Стэмп исполнил роль инспектора Тавернера, детектива Скотланд-Ярда, который впутался в это дело», – говорит Вуд.
И наконец, нужно было найти исполнителей не последних персонажей фильма – Жозефины и Юстаса. Престон Найман сыграл бунтующего подростка Юстаса, а 12-летняя Хонор Книфси, которая снимается порядка 6 лет и сыграла в фильме «Уже скучаю по тебе» и в телесериале «Шерлок» вместе с Аббингтон, исполнила роль Жозефины. «Она потрясающая, очень подвижная и очень умная, – с восхищением говорит Мартини. – Ей достался очень сложный персонаж. По-моему, она сыграла блестяще».
Строительство скрюченного домишки
Для «Трех фронтонов», где находится «Скрюченный домишко», играющий важную роль в повествовании, было необходимо найти подходящее место. В результате выбрали четыре площадки, где создали интерьеры и экстерьер дома. «В Англии есть много загородных домов, которые можно использовать для убийства, – говорит Паке-Бреннер. – Но мы нашли самый подходящий».
Экстерьеры снимали в особняке Минли в графстве Гэмпшир, который прославился тем, что в нем разрабатывали план Фолклендской войны. «Это поразительно героическое место, – говорит Спринг. – Именно таким и должен быть «Скрюченный домишко». В поместье Тинтесфилд в Раксолле, Сомерсет, снимали потрясающую лестницу. Мы хотели, чтобы лестница выглядела необыкновенной. По ней можно было легко попасть в другие комнаты в доме».
Хендрикс особенно потрясло место, которое выбрали для «Скрюченного домишки»: «Это было прекрасное старое семейное поместье за городом. Очень большое. Оно почти пугало своим величием. Можно представить, как по нему бродили люди. Выглядит это странно – всего чересчур и не очень уютно. Но за каждым поворотом было что-то интересное».
Съемки также проходили на студии «Пайнвуд» и, наконец, в особняке Хьюэнден и Вест-Уайкомб Хауз, где снимали большинство интерьеров. Даже имея такие великолепные физические объекты, художнику-постановщику Саймону Боулзу пришлось потрудиться. «В «Скрюченном домишке» живет несколько семей, и у каждой своя жизнь, – объясняет Спринг. – Думаю, Саймон прекрасно поработал, создав совершенно разные комнаты с непохожими характерами».
Собрать все эти различные интерьеры в один дом было нелегко, признается Паке-Бреннер: «Мы сразу обсудили это с художником-постановщиком и, чтобы знать, где снимать, нужно было составить карту дома». Он действительно составил карту, чтобы мы знали, куда что ведет, и дом обрел географический смысл.
Макс Айрон говорит, что, играя в разных интерьерах, он чувствовал, что структура дома – это понятие растяжимое: «Только когда при монтаже всё склеили, для нас всё обрело смысл. Жиль пытался нам это объяснить, но, пока мы сами не увидели, никто ничего не понял. Вы выходите из одной комнаты, попадаете в другую, но на самом деле это совершенно другой дом. Только когда всё смонтировали, всё обрело смысл. По-моему, получилось великолепно».
Режиссер не только тщательно продумал интерьер, но и позаботился о том, чтобы зрители не оставались внутри «Трех фронтонов» на протяжении всего фильма: «Я сразу почувствовал, что нужно чаще выбираться из дома, что мы и сделали. Только половина фильма происходит в доме. Он такой богатый, что вы не чувствуете себя в ловушке. Нет ощущения, что вы находитесь в одном и том же месте. Размах огромный, и фильм кажется масштабным».
Раскрытие преступления
Жиль Паке-Бреннер всегда знал, как он хотел снять «Скрюченный домишко»: «Это нуар Агаты Кристи, но ближе к барокко, чуть более театральный и фантастический». Чтобы этого добиться, он выбрал датского кинематографиста Себастьяна Винтерё: «Важно было выбрать походящего оператора. Я не хотел французского, чтобы выйти из зоны комфорта; не хотел английского, потому что англичане заранее представляют, каким должен быть фильм».
«Когда мы стали работать с Винтерё, то изучили всё – от классики черно-белых фильмов в жанре нуар до «Бегущего по лезвию бритвы» Ридли Скотта, чтобы работать с немецким экспрессионизмом. Нуар произошел от немецкого экспрессионизма, – говорит режиссер, – поэтому мы решили вернуться к корням. Съемка с низкой точки, широкие объективы, отрицательное пространство в кадре… Вроде готики. Мы хотели создать рельефный мир, который контрастировал бы с интерьером дома. Он должен был походить на гробницу. Роскошную, но всё же гробницу».
По логике, «Скрюченный домишко» было нелегко экранизировать. «Это масштабный фильм с множеством персонажей, – говорит Спринг. – Самым трудным было расположить всех этих персонажей. Слишком большой ансамбль. Кристина Хендрикс и Джиллиан Андерсон были необычайно хороши. Мы согласовали их расписание. Самой сложной задачей было собрать их всех в нужный момент».
Труднее всего было снять сцену ужина. В сцене, уместившейся на восьми страницах сценария, присутствовали 12 актеров. Ее снимали один день, на одной неделе, когда графики всех актеров совпали. «Это была безумная неделя, – смеется Паке-Бреннер. – Собрать больше двух актеров на съемки уже трудно. А тут 12!. Но очень сильные актеры. Хорошо, что они не эгоисты. Им было комфортно вместе, это самое главное».
Для актеров эта сцена также была запоминающейся. «Все собрались за столом, – вспоминает Мартини. – Мы снимали целый день, и я думала: «Как я здесь оказалась? Это поразительно!». Мы были немного не в себе, потому что просидели за столом 8 часов. Во время каждого дубля мы снимали сцену от начала до конца. Это требовало максимальной концентрации. Учитывая, сколько народу было за столом, это заняло много времени».
Джиллиан Андерсон добавляет: «По-моему, все немного сомневались, что нам удастся снять эту сцену за один день, где за обеденным столом сидят 12 человек. Но мы сняли! Мы задали интересный ритм в этой сцене. Думаю, в конце получилось удачно. Были короткие моменты, когда показывали двух-трех персонажей за столом, потом следующий момент и следующая драма. Всё выглядело весьма разрозненно, но, по-моему, в конце вышло неплохо».
Паке-Бреннер вспоминает, как наслаждались этой сценой актеры, несмотря на то, что она была напряженной. «Они были очень дисциплинированные, потому что все играют на сцене и понимают, как это трудно, – добавляет он. – Во время написания этой сцены я думал: «Это экшн, кульминация, серьезная сцена за столом». Потом мы ее сняли, и она ожила при монтаже. И знаете, теперь это у всех любимая сцена».
На площадке также присутствовал композитор фильма Юго де Шер, который принес демозаписи нескольких треков к сценарию и сценам. «Он молодой, невероятно талантливый и определенно больше склонен к классике, – говорит Паке-Бреннер. По его словам, они черпали вдохновение у великого композитора Бернарда Херрманна, известного по фильму «Гражданин Кейн» и музыкой ко многим фильмам Хичкока – Мы использовали его музыку, что было удивительной роскошью».
«В конечном итоге, произведение Агаты Кристи ожило, – говорит Хендрикс. – Я считаю ее классиком. Люди копируют ее стиль на протяжении многих лет. Это классическая формула во многих отношениях, она не устаревает. Агата Кристи снова в моде – кто бы мог подумать? Мне нравится, что классика возвращается». Клоуз согласна: «Нет ничего лучше детектива с прекрасным сценарием».
Как зрители воспримут «Скрюченный домишко»? Мэтью Причард уверен, что поклонники будут рады, что произведение его бабушки перенесено на большой экран. «Поскольку эта история снята в духе Агаты Кристи, зрители ее увидят и полюбят, – говорит он. – Я считаю, что это важно, чтобы вы вышли из кинотеатра и прочувствовали то, что написала Агата Кристи».