В ГУМе 2 ноября открылась выставка «Матильда. Воссоздавая эпоху: костюмы и драгоценности к фильму Алексея Учителя».
В экспозиции на 1-й линии Главного Универсального Магазина участвуют более 70 оригинальных нарядов и аксессуаров, специально созданных для съемок кинофильма Алексея Учителя «Матильда» и блестяще сыгравших роль второго плана. На выставке костюмы будут представлены вместе с кадрами и моделями декораций из фильма.
В своей масштабной картине «Матильда» один из самых успешных отечественных режиссеров Алексей Учитель обращается к сложному историческому периоду рубежа XIX – XX веков. Он размышляет о времени больших перемен, в котором было место и для большой любви.
Матильда Кшесинская - балерина, которая при жизни стала легендой. Она родилась в год, когда Чайковский задумал «Лебединое озеро», а умерла уже после распада The Beatles и выхода человека в открытый космос, немного не дотянув до своего столетия. Одна из самых ярких судеб ХХ века – громкая слава, всеобщее признание, любовь сильных мира сего, затем вынужденная эмиграция, немецкая оккупация, унизительная нужда.
Жизнь последнего российского императора Николая II трагически оборвалась еще до достижения им 50-летнего возраста. Сложная, неоднозначная судьба одного из самых недооцененных правителей, при котором Россия в начале XX-го века достигла статуса мощнейшей державы Европы.
Фильм о любви императора и балерины стал одним из самых обсуждаемых за всю историю российского кино. Равнодушным остаться невозможно: он обязателен к просмотру. Выставка в ГУМе, которая будет проходить со 2 по 22 ноября, - это возможность погрузиться в атмосферу фильма и проникнуться его настроением.
В картине задействованы известные европейские звезды: Ларс Айдингер, Михалина Ольшанска, Луиза Вольфрам, Томас Остермайер, а также многие популярные отечественные актеры: Евгений Миронов, Ингеборга Дапкунайте, Сергей Гармаш, Данила Козловский, Григорий Добрыгин, Галина Тюнина и другие.
Для кинофильма «Матильда» было создано более 7 000 оригинальных нарядов и аксессуаров. Во время подготовки к работе, главный художник по костюмам Надежда Васильева, известная по работе с Алексеем Балабановым и Рустамом Хамдамовым, и ее коллега Ольга Михайлова изучили все дневники и фотографии того времени, частные и музейные коллекции, эскизы и картины.
«Прекрасно, что именно на такой значимой площадке, как ГУМ, в самом центре столицы, выставлена коллекция исторических костюмов из фильма «Матильда». Это настоящий подарок для посетителей магазина и потенциальных зрителей кинокартины: увидеть результат работы талантливейших художников в стенах главного магазина страны. Даже те, кто не дойдет до кинотеатров, смогут вблизи посмотреть, какие потрясающие по красоте костюмы и платья носили в ту эпоху. Мы искренне признательны сотрудникам ГУМа и лично Михаилу Эрнестовичу за такую возможность» - говорит Алексей Учитель.
На выставке в ГУМе можно будет увидеть самые впечатляющие из костюмов. Бальные, визитные и вечерние платья, военные и парадные мундиры, балетные пачки и даже корона — все они сделаны на основе исторических прототипов конца XIX - начала XX века. Потребовалось более 12 тонн шёлка, шерсти, бархата, кожи, сукна, габардина, бязи, хлопка, органзы.
Над костюмами работало около 100 человек - не только в России, но и за рубежом: ручную вышивку в основном делали в Индии, простые рубахи и штаны шили в Пскове. Ткани, обувь и аксессуары привозили из Италии, Англии, Франции, Америки, Китая. Для оптимизации процесса организовали целую мини-фабрику с полным производственным циклом: цехами со швейным и вышивальным оборудованием, красильными и сушильными камерами, собственной прачечной.
Эпоха требовала, ведь конец ХIХ века - одна из самых интересных глав в истории моды: именно в это время только начинали носить то, что без чего мы сейчас не представляем наш гардероб. Например, появились женские брюки, женский деловой костюм (блуза и юбка), мужское пальто и галстук, деним. «Во время первого в России киносеанса, который устраивает Николай, на него набрасывают куртку…. Она была сшита, естественно, не как современная джинсовая куртка в обтяжку — это была рабочая блуза, которая накидывалась сверху на мундир. А в джинсы одет брат Николая…. Мы узнавали о таких вещах из царских дневников, из записей фрейлин. Они помогают в раскрытии образов», – рассказывает художник по костюмам Надежда Васильева.
При этом никто не отказывался от имперской показной роскоши, которой теперь недостает на ставших демократичными коронациях и свадьбах королевских домов. На излете XIX века кутюрье намеренно одевали императрицу и ее фрейлин в пышные платья, стилизованные под древнерусские наряды. В частности, была полностью реконструирована парадная одежда участников торжественной церемонии коронации Николая II – технологически она изготавливалась так же, как и 100 лет назад.
Для того чтобы соединить историческую реальность с художественным вымыслом, сделать фильм понятнее и ближе современному зрителю, во многие костюмы художники вносили дизайнерские детали. Надежда Васильева, например, заметила, что в то время были популярны потайные карманы, и решила сделать на них акцент: «Личные письма Кшесинская могла хранить не только в ларце, но и в юбке «с секретом». Мы сделали одну юбку с карманами в виде кошельков, с металлическим обрамлением… Очень много вещей, которые существовали в реальности, но на их фоне мы придумывали свою дизайнерскую вещь, которая, в принципе, могла существовать».
С таким же современным подтекстом было сделано и платье, которое дарит Матильде в свой день рождения Николай. «Мы долго думали, какого оно должно быть цвета. Остальные участники этой сцены одеты в красные мундиры с золотом и в платья, цвет которых в общей массе нивелирован. Когда Матильда выходит с Николаем, ее платье должно «убить всех». И мы выбрали лимонный цвет, украсили его золотой вышивкой, цветами. Оно полностью повторяет платье того времени. Это был модный цвет. Еще платье подбито холодным розовым: когда отворачивается трен, это видно. Тоже историческое сочетание цветов, но смотрится очень современно», – отмечает Надежда Васильева.
Анекдотичная история случилась с костюмом балерины, в котором она танцует свою партию: по задумке, во время прыжка развязывается лямка, ослабленная соперницей, и лиф должен упасть, оголив грудь. «Долго не могли придумать, как эта лямка может развязаться в нужное время съемки. Пробовали леску, липучки, но ничего не помогало. На помощь пришел оператор Сергей Астахов, который придумал специальный управляемый механизм», - вспоминают художники.
Однако сложнее оказалось одеть не Матильду, а Николая II, который почти все время ходит в военном мундире: выяснилось, что современное сукно совершенно не подходит для военных костюмов. «Мундир должен сидеть идеально. Но шерсть, которая существовала в конце XIX — начале XX века не имеет никакого отношения к тому материалу, который сейчас называется сукном. В нем столько синтетики, что оно не тянется», - рассказывает Надежда Васильева.
Не менее сложным по исполнению оказалось платье Александры Федоровны для сцены коронации. Оно сделано из тяжелой серебряной ткани с металлической нитью, которую практически невозможно проткнуть иглой. Это платье вручную создавалось в Индии.
Отдельная тема выставки в ГУМе – украшения. «Подарки Наследника были хорошие, но не крупные», - позже вспоминала Кшесинская в своих мемуарах. «Первым подарком Николая был золотой браслет с большим сапфиром и двумя бриллиантами, на котором я выгравировала две особенно дорогие мне даты – нашей первой встречи в училище и его первого приезда ко мне».
Современную версию тиар и колье, которыми Николай II осыпал свою возлюбленную, создал ювелир Петр Аксенов. Сын иконописца, который так умело трансформирует тоску по безвозвратно ушедшей дворянской России в ювелирные шедевры, известные под маркой Аxenoff Jewellery, с энтузиазмом отнесся к идее раскрыть образ героинь фильма через драгоценности. «Кшесинская огромное внимание уделяла украшениям и платьям. Она верила в силу первого впечатления на сцене, и в жизни предпочитала эффектные появления», - говорит Аксенов.
В созданной для фильма коллекции Аxenoff Jewellery «Матильда» около двадцати пяти предметов: тиары, эгреты, броши, серьги и колье – многие из них представлены на выставке в ГУМе. Украшения очень помогли в фильме раскрыть тему соперничества невесты и любовницы за сердце царя. Хрупкая красавица с фарфоровой кожей и печальными серыми глазами, Александра Федоровна предпочитала романтичный жемчуг, поэтому для ее героини было изготовлено нежное ожерелье в два ряда жемчужин с белыми сапфирами. Ее любимым цветком был ландыш, и Аксенов сделал для нее усыпанную этими невинными цветами камею.
Роковая, порывистая в движениях брюнетка с огненным взглядом, Матильда, напротив, обожала блеск и сияние драгоценных камней. И вызывала немалую зависть коллег по цеху тем, что, блестяще танцуя партии заморских принцесс и царевен, крутя первой в России свои знаменитые 32 фуэте, вместо бутафорских драгоценностей прикрепляла к корсажу россыпи настоящих. Она почти не расставалась с массивным ошейником из бриллиантовых кругов, с вычурным колье из бантиков – подарками Николая, которые появляются в фильме. Но на основе ее мемуаров Аксенов создал и оригинальные вещи, например, ласточку-трансформер: драгоценную птичку с распахнутыми крыльями можно носить на тонком ободке на голове или на лифе платья как брошку.
Увидеть эту роскошь и великолепие можно будет со 2 по 22 ноября на первой линии ГУМа. Заинтересованный зритель сможет полностью погрузиться в эпоху того времени. На выставке костюмы будут представлены вместе с кадрами и моделями декораций из фильма, который снимался в Юсуповском и Константиновском дворцах, в Екатерининском и Александровском дворцах Царского села.
Костюмы и драгоценности, воссозданные по оригиналам, и уникальные предметы, изготовленные по мотивам настоящих, дают возможность приблизиться к уже далекой эпохе и лучше понять принадлежавших ей героев.
2 - 22 ноября 2017, с 10.00 до 22.00
Красная площадь, 3
ГУМ, 1-я линия
«Матильда. Воссоздавая эпоху: костюмы и драгоценности к фильму Алексея Учителя»