В конце ноября на ВДНХ в павильоне «Рабочий и колхозница» открывается выставка «Казимир Малевич. Не только «Черный квадрат». В проекте собраны работы, демонстрирующие разные грани творчества великого мастера, в том числе и те, что не совсем укладываются в уже укоренившиеся зрительские представления о личности и достижениях одного из знаковых художников прошлого столетия.
«ВДНХ, как одна из крупнейших досуговых и выставочных площадок страны, объединила произведения Казимира Малевича из коллекций ведущих московских и региональных музеев, а также из частных собраний. Некоторые из них экспонируются в столице впервые. Ретроспективная экспозиция позволяет проследить творческий путь основателя супрематизма, начиная с его ранних работ. Такие масштабные проекты всегда становятся заметными событиями в культурной жизни города. Благодарю всех, кто участвовал в подготовке выставки, и приглашаю на нее москвичей. Приходите с семьями: для детей и подростков до 16 лет, студентов, членов многодетных семей, пенсионеров и ветеранов действуют льготы», — отметила заместитель Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Наталья Сергунина.
1900-е годы — начало творческого пути Малевича — ярко характеризует натурный этюд из коллекции Sepherot Foundation «Дом с верандой» 1906 года с фрагментом картины на обороте, дающим представление о самой ранней (не сохранившейся) живописи художника.
Нечастые гости в Москве — произведения из региональных музеев, которые художник целенаправленно продавал в Госфонд как свои лучшие работы: «Косарь» (1912) из Нижегородского государственного художественного музея, «Четыре квадрата» (1915) из Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева, «Супрематизм» из Екатеринбургского музея изобразительных искусств, а также картина «Жизнь в большой гостинице» (1913) из Самарского областного художественного музея, атрибуция которой десять лет назад стала настоящим детективным расследованием.
Также выставка представит уникальную возможность познакомиться с живописью Малевича из российских и зарубежных частных собраний, включая коллекции Валерия Дудакова и Марины Кашуро («Три фигуры в поле», 1928–1930), Инге и Филипа ван ден Хурк («Портрет Елизаветы Яковлевой», 1932) и Sepherot Foundation («Супрематизм. Прямоугольник и круг», 1915). Одним из открытий выставки станет известный до сих пор лишь специалистам «Зимний пейзаж» (1929) из частного собрания.
Кроме того, на выставке покажут малоизвестные широкой публике гелиогравюры из «Юбилейного альбома Московского Художественного театра» и «патриотический лубок» — литографированные плакаты и открытки, созданные Малевичем в начале Первой мировой войны (тексты к лубкам сочинял Владимир Маяковский). Посетители выставки смогут увидеть и совсем необычного Малевича — автора флакона одеколона «Северный», выполненного для «Товарищества Брокар и Ко» в начале 1910-х годов.
Особый интерес представляют материалы, связанные с семейным окружением художника, включающие поздние декоративные графические композиции его младшего брата Мечислава Севериновича Малевича (1882–1962). Таким образом, исследователи и широкая публика смогут по-новому и более объемно увидеть личность русского авангардиста, а также понять контекст эпохи, в которой он жил и творил.
Выставочный проект «Казимир Малевич. Не только «Черный квадрат» в павильоне «Рабочий и колхозница» посвящен реформатору искусства XX века, создателю супрематизма Казимиру Севериновичу Малевичу (1879–1935). Куратор выставки — один из ведущих исследователей русского авангарда, доктор искусствоведения Александра Шатских — автор трудов, посвященных творчеству Казимира Малевича и Марка Шагала.
Александра Шатских: «Черный квадрат» Малевича, став общепризнанной иконой ХХ века, отчасти заслонил другие стороны наследия русского авангардиста. Меж тем великий художник в течение отведенных ему судьбой трех с небольшим десятков лет творческого пути работал в полную мощь: под именем «Казимир Малевич» как будто действовал целый отряд творцов, сумевших сказать первое, а нередко и определяющее слово во многих сферах художественной культуры, — Казимир Малевич обладал феноменальным даром генерирования новых идей. Это у него, живописца, родился замысел футуристической оперы «Победа над солнцем» (декабрь 1913 года), ставшей вехой в развитии радикального искусства. Творения русского авангардиста с их оглушающей новизной порой настолько выламывались из границ, рамок своей эпохи, что их понимание оказывалось возможным лишь спустя десятилетия. Это относилось и относится не только к «Черному квадрату» и супрематическим монофигурам, предвосхитившим эстетику минимализма второй половины ХХ века, и не только к рисункам середины 1910-х годов, где в отточенном и зрелом виде предъявлены потенции концептуализма, но также к поздней фигуративной живописи, которую и поныне сторонники традиционного искусства считают поражением Малевича, свидетельством его отказа от «бесплодного» абстрактного искусства.
Выставка сопровождается обширным документальным материалом из государственных и частных архивов. Фотографии, письма, книжные издания, дневники, инфографика и реконструкции иллюстрируют путь Малевича как художника, теоретика и культурного деятеля и раскрывают новые, неожиданные аспекты его личной и творческой жизни.
На выставке будут представлены работы из собраний Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственного музея В.В. Маяковского, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова, Московского музея современного искусства, Нижегородского государственного художественного музея, Российского государственного архива литературы и искусства, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Самарского областного художественного музея, Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева, Тульского областного художественного музея, коллекции Валерия Дудакова и Марины Кашуро, Sepherot Foundation и др.
«Казимир Малевич. Не только «Черный квадрат»
Даты проведения: 24 ноября 2017 — 25 февраля 2018 года
Место проведения: павильон «Рабочий и колхозница», ВДНХ, Москва
Куратор: Александра Шатских, сокуратор: Екатерина Мочалина
Организатор: АО «ВДНХ»
Время работы выставки: 11:00–22:00
Стоимость: взрослые — 300 рублей, дети от 6 до 16 лет, студенты дневных форм обучения и пенсионеры — 100 рублей
Бесплатно: дети до 6 лет, сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды, ветераны ВОВ и члены многодетных семей до достижения младшим ребенком возраста 16 лет