Русский леттеринг представят на ВДНХ победители второго сезона проекта «Взлет»
16.11.2017 23:12
Просто Мария

Отчетная выставка победителей проекта в области современной культуры «Взлет» по направлению «Графический дизайн» откроется на ВДНХ 24 ноября 2017 года. Прием заявок на конкурс проходил с 30 августа по 1 октября 2017 года.

Победителей нового конкурса определил куратор направления «Графический дизайн», педагог, руководитель авторской Школы шрифта и типографики Тагир Сафаев. Ими стали авторы двух групповых заявок:

– студенты четвертого курса Высшей школы печати и медиаиндустрии Московского политехнического университета Егор Головырин, Валерия Елунина, Варвара Гончарова, Вероника Карзакова и Александра Корсакова с проектом «Шило на мыло»;

– выпускник Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана, дизайнер интерфейсов и видеоспецэффектов Роман Кузнецов и выпускник Британской высшей школы дизайна, художник, фотограф, графический дизайнер и куратор Алексей Партола с проектом «Ищу, нет нигде».

В основу концепции экспозиции «Шило на мыло» заложена интерпретация известных русских пословиц и просторечий. Знакомые с детства фразеологизмы воплощены в формате трехмерного леттеринга и рельефных композиций. Все экспонаты созданы из традиционного русского материала — хозяйственного мыла, который позволяет весьма убедительно имитировать стиль белокаменный резьбы.

«Создание концепции «Шило на мыло» началось с поиска техники и материала, обладающих необычным характером и интересными пластическими качествами», — комментируют авторы проекта.

«В русской традиции явление, которое сейчас называется леттерингом, существовало в двух проявлениях: на плоскости — в виде орнаментированных буквиц в манускриптах, и в объеме — в архитектуре, белокаменной храмовой резьбе. В пространстве выставки мы обратились к трехмерному леттерингу, но не стали ограничиваться традициями рельефной резьбы и решили смело экспериментировать.

Почему мыло? Мы хотели поместить в непривычное пространство выставки бытовой, знакомый каждому человеку материал. У мыла свой характер и интересные пластические качества, это позволило нам свободно работать с формой, объемом и техникой.

508398f7cbdeff87514d5f365837c75a0e2370d18c9.jpg

Центральный объект выставки — кубическая скульптура. Здесь все буквально: шило на мыле. Эксперимент с формой и смыслами продолжается и в рельефе: всем известные пословицы и поговорки, как и мыло, приходят из русского быта и меняются, все так же буквально «привязываясь» к материалу. Выставка приглашает зрителей включиться в игру с буквами, для этого сделан еще один объект — «пятнашки».

Проект «Ищу, нет нигде» инспирирован общими детскими воспоминаниями авторов о поиске ценных объектов в траве, постепенно переросших в творческий поиск Русской Идеи как образа. Любознательный зритель в зарослях мха сможет распознать прорастающие символы древнерусского шрифта. По мнению авторов, проект весьма оптимистичен, поскольку поиск русской идеи всегда актуален, непрерывен и искренне волнует каждого русского человека.

51069823a0d61305fc5a9f2c14e6b15a0e235faad09.jpg

Куратор Тагир Сафаев о конкурсе и выставке «Русский леттеринг»:  «Образ нельзя вычислить и разложить на части, его можно передать, лишь уловив его дух. Русские буквы также имеют образ, и найти его не так просто, для этого надо быть художником и чувствовать природу кириллицы. Русская азбука тесно связана с культурой, историей России и тем трудноуловимым, что называют русским духом. Работа со шрифтом, буквами в режиме творческих поисков с разными материалами процветает в Москве уже добрых два десятилетия. Неудивительно, что мероприятие, которое поначалу предполагало общую тему: «Город, типографика, шрифт», после долгих обсуждений вылилось в конкурс проектов под названием «Русский леттеринг». Это название многозначное и объемное, ровно настолько новое и неожиданное, насколько требует такого рода случай».

Проекты победителей по направлению «Графический дизайн» будут представлены в павильоне №16 «Гидрометеорология» на ВДНХ с 24 ноября 2017 года по 8 января 2018 года.

Проект «Взлет» стартовал на ВДНХ 21 мая 2016 года. Его основные цели — открытие новых имен и поддержка молодых профессионалов в области современной культуры. В рамках проекта молодым авторам предоставляется возможность воплотить в жизнь свою творческую идею и стать участником выставки на ВДНХ.

Победители конкурса работают под руководством опытных кураторов и в ходе проекта знакомятся с технологией организации и проведения выставочных проектов.

В первом сезоне проекта «Взлет» по итогам открытого конкурса были выбраны пять победителей и проведено пять выставок. Площадкой проекта стал самолет Як-42, установленный на площади Промышленности на ВДНХ, который превратился в выставочный зал. Пять выставок проекта «Взлет» посетило более 24 000 человек.

Во втором сезоне конкурс «Взлет» проводился по пяти направлениям: «Современное искусство», «Графический дизайн», «Мода», «Фотография» и «Видеоарт». Выставки проекта проходят на двух площадках. Это открывшийся после ремонта павильон №16 «Гидрометеорология», который уже принял выставку молодых фотографов «ВДНХ. Реконструкция» (13.07.17–10.09.17, куратор Михаил Розанов) и в котором пройдет выставка победителей направления «Графический дизайн», а также самолет Як-42, в котором устраивалась выставка победителя конкурса в направлении «Современное искусство» — инсталляция Екатерины Чопоровой «Поле» (29.09.2017–05.11.2017, куратор Иосиф Бакштейн).

Добавить комментарий