Триллер; Германия, Швейцария, 2011
В кинотеатрах с 1 декабря 2011 года
Режиссер: Тим Фельбаум
Сценарий: Тим Фельбаум
Продюсеры: Томас Вебке, Габриэль Уолтер, Роланд Эммерих
В ролях: Ханна Херцшпрунг, Ларс Айдингер, Стипе Эрчег, Лиза Викари, Кристоф Гоглер
Награды:
Приз Немецкой Киноакадемии в категории «Лучший немецкий кинодебют», МКФ в Мюнхене, 2011
СИНОПСИС
Когда-то солнце было источником жизни, света и тепла. Но теперь оно превратило мир в выжженную бесплодную пустыню. Леса обуглились. Дороги покрыты трупами животных. И даже ночью не меркнет этот испепеляющий свет...
Среди немногих спасшихся - группа молодых людей. Однажды один из них увидел птицу, скрывшуюся в горах. В поисках воды и источников пропитания ребята устремляются за ней. Но что если поманившая их надежда – всего лишь хитрая ловушка, расставленная иной, более могущественной силой? Очень скоро ребята оказываются втянуты в безжалостную борьбу за выживание. На что им придется пойти, чтобы выжить?
История создания фильма
Тим Фельбаум начал работу над фильмом еще во времена учебы в Академии Кино и Телевидения в Мюнхене. В качестве учебного фильма он снял кино про зомби «На Флаухер» («Am Flaucher»), в котором в некотором смысле предвосхищается тема и атмосфера «Конца ночи». «На Флаухер» был впервые показан публике в 2006 году на кинофестивале в Хофе, Германия, где картину увидел кинопродюсер из Мюнхена Томас Вебке. Вебке, который продюсировал популярные, получившие положительные отзывы критиков картины «23», «Сумасшедший», «Анатомия» и «Летний шторм», вместе со своим бывшим коллегой Якобом Клауссеном сочли первый опыт Фельбаума весьма убедительным. «Мы увидели в нем кинематографиста, - говорит Вебке, который умеет создать то самое напряжение не с помощью ухищренных спецэффектов, а с помощью мрачной реальности».
Вместе с однокурсником Оливером Калем, который выступил в проекте как соавтор сценария, Фельбаум и Вебке начали работать над черновым сценарием, который прошел серьезную полноценную обработку. «Первоначально я собирался снять классический для этого жанра фильм с зомби, - рассказывает Фельбаум - Но благодаря Томасу Вебке, который настаивал на необходимости придумать оригинальный сюжет, в конце концов, у нас родилась идея с солнцем». Хорошо, что в реальности Северной Европе не грозит такое смертельное пекло: большинство климатологов, к которым обращались за консультацией создатели фильма, утверждают, что ужасный сценарий «Конца ночи» не может повториться в реальности.
Сценарий был начальным этапом в создании мрачного триллера, который основан на примитивных страхах человека и представляет ближайшее будущее как шаг назад в прошлое, где достижения цивилизации грубо заменены элементарным варварством. «Предпосылки «Конца ночи» - всего лишь фантазия, - объясняет Фельбаум, - Игра «Что-будет-если». Мы стремились рассказать эту историю от лица обычной молодой женщины, которая оказавшись перед лицом катастрофы, вынуждена вести борьбу за выживание. События фильма развиваются в трехдневный период. Мы хотели лишь слегка коснуться темы апокалипсиса, это оказалось серьезным вызовом для наших ведущих актеров, которым еще не приходилось заниматься чем-то подобным ранее. Это короткий, личный взгляд на постапокалиптический мир».
«Я очень много внимания уделял образам, - поясняет Фельбаум - Я сразу же решил снимать не в студии для передачи ощущения достоверности и применять компьютерную графику в минимальных объемах. Изначально мы планировали использовать 50 спецэффектов, в конечном итоге нам понадобилось только четыре, потому что мы смогли добиться желаемого эффекта во время съемок с помощью технических решений. Оказалось, что сценарий с солнцем - настоящее благословение, потому что мы получили возможность создать нужный пейзаж, например, убрать листья с деревьев, с помощью обычного пламени».
Основное место действия фильма – безжизненный мрачный лес. Команде удалось отыскать лес, инфицированный жуком-короедом в окрестностях небольшого баварского городка Эггенфельден. Декораторам оставалось только выкрасить стволы деревьев в экологически безопасную черную меловую краску, чтобы создать иллюзию выгоревшего леса. Примерно третью часть из отведенных на съемки 48 дней, группа работала именно здесь, включая съемки на ферме и в тоннеле заброшенной железной дороги. Дополнительные сцены снимались в большом лесу на острове Корсика, который в 2009 году серьезно пострадал от губительного пожара.
А вот что Фельбаум говорит о выборе актеров: «Для меня, как для режиссера, было настоящим подарком работать с актерами такого уровня в своей дебютной картиной. Я предпочитаю техничный подход в своей работе, а с этими актерами на съемочной площадке я мог уделять больше внимания визуальной реализации материала».
Ханна Херцшпрунг сыграла роль Мари, вынужденной стать героиней. Эта роль поставила ее в один ряд с такими голливудскими героинями поневоле, как Сигурни Уивер и Джоди Фостер. Особенно, когда ее героине приходится мобилизовать все душевные и физические силы, не смотря на роковые ошибки обоих мужчин, находящихся рядом с ней. «Подобные сценарии встречаются редко, - с энтузиазмом рассказывает актриса, - это касается и жанра, и самого сценария, когда желание узнать, что же будет дальше, опережает твои навыки скоростного чтения. Особенно приятно было исполнять роль, требующую некоторой физической подготовки с элементами экшена. В начале фильма Мари предстает перед зрителем более пассивным персонажем, которого очень легко напугать. Однако, когда жизни ее сестры грозит серьезная опасность, она собирает все свои силы и борется со всеми своими страхами, не ставя под сомнение свою ответственность за свою любимую сестру». По поводу своего выбора Фельбаум говорит следующее: «Я видел ее в «Четырех месяцах» и был настолько поражен ее игрой, что не отпускал ее образ от себя во время создания сценария. Прямо на моих глазах она трансформировалась в Мари и сохранила тот же уровень концентрации до самого последнего отснятого кадра».
Звездный режиссер Эммерих («2012»), давний друг Габриэля Уолтера и Томаса Вебке, был рядом во время всего периода подготовки и съемок. Исполнительный продюсер «Конца ночи» и настоящий эксперт по созданию образов периода постцивилизации, Эммерих выступил в качестве очень ценного консультанта. Например, он предусмотрел высокие расходы на искусственную пыль. Это оказалось весьма кстати, когда необходимо было создать эффект выжженной степи. Он привел весомые аргументы в пользу съемок на английском языке, что сделало картину более востребованной на мировом рынке. Однако Фельбаум выступал категорически против этого, мотивируя это желанием придать своей дебютной работе четко выраженную оригинальность. «У Роланда были фантастические идеи. Касались ли они деталей или каких-то общих вопросов, - рассказывает Тим. - Однако он все время оставлял последнее слово за мной».
«2016: Конец ночи», который выйдет на экраны в России 1 декабря 2011 года, станет первым немецким проектом филиала Парамаунт Пикчерз в Германии. Исполнительный директор Свен Штерн говорит: «Мы счастливы, что над первым же проектом нашего отделения в Германии нам удалось поработать с такими опытными партнерами, как Габриэль Уолтер и Томас Вебке, а также молодым, но очень талантливым режиссером Тимом Фельбаумом и приобщиться к этой удивительной истории. И тем более приятно работать рядом с таким гениальным экспертом, как Роланд Эммерих».