Южноамериканский «Дакар» продолжает удивлять болельщиков сложностями, с которыми сталкиваются участники этого юбилейного марафона.
В зачете грузовиков происходит настоящее сражение и каждый старается «выжить», добравшись до финиша. Из 42 машин, стартовавших в Лиме, на старт пятого спецучастка выйдет уже лишь 20 автомобилей – более половины участников сошло с дистанции, многие из оставшихся имеют штрафное время.
В первый день все удивлялись сложности «разогревочного» этапа, но следующий день принес потери существеннее и уровень сложности только возрос, так, что вчера «цветочки» первого спецучастка не вспоминал уже никто. Каждый день классификация «встает с ног на голову» и невозможно предугадать исход каждого дня, настолько непредсказуемы пески Перу.
9 января организаторы «Дакара» вернули в гонку традицию массового старта – шикарное зрелище для зрителей и отрада для телевизионных бригад. Одновременный старт сразу несколько десятков мотоучастников, несколько линий из внедорожников и парный старт у грузовиков.
Cтарт у грузовиков вызвал всплеск адреналина как у зрителей, так и участников. Первые восемь километров спецучастка проложены по пляжу, а дальше трек уводил в феш-феш, и вот тут стоило побороться - кто первым достигнет феш-феша будет иметь преимущество в скорости.
Команда “Маз-Спортавто” после вчерашнего непростого дня и ночи, когда механикам пришлось оперативно восстанавливать грузовик Сергея Вязовича, стартовала в первой десятке.
Сергей Вязович: «Сегодня этап начался для нас с парного старта - мы вышли на спецучасток с Алексеем Вишневским, а дальше у меня была остановка в 35 минут на первом километре. Я включил восьмую передачу и у меня порвался надувной патрубок. Во время его замены увидели, что на втором тоже уже надрыв и пришлось менять оба. Доступ к этой зоне ремонта не очень хороший и пришлось поднимать кабину. Это все заняло время... Нам ассистировал экипаж Саши Василевского, его механик помогал делать ремонт, чтобы было быстрее. Далее мы уже поехали "медленно догонять" - аккуратно, чтоб пройти зону в камнях без проколов".
Обещанные 100 километров песков дались команде очень сложно - Мазы много раз "зарывались", сдавали задом, приходилось нагонять много грузовиков.
Камнем преткновения для всех стала одна из точек на заключительной трети маршрута дня – по роуд-буку ее необходимо было брать на вершине дюны, но фактически она оказалась ниже и на ровной площади.
Сергей Вязович: «Непростой день - я спешил обогнать кого-либо, они не поднимались на дюну, мы «утыкались» и приходилось тоже спускаться. Доехали до точки, которую все искали. Забрались туда же, где Дима Сотников (Камаз-Мастер) лежал, там стоял Антон Шибалов и «камазовцы» нам рассказали, что сюда лучше не лезть и лучше идти вниз или пропускать точку. Мы уже стояли на треке и думали уходить со штрафом, объехали метров пятьсот по ровному плато… и точка взялась. Мы столько времени потратили, а точка была на прямом месте».
Алексей Вишневский пробил поддон в русле реки – довольно серьезное повреждение, порвался даже сварочной шов. Экипаж Вязовича отдал ему свой запас масла и инструмент. Александр Василевский, идущий сзади, учитывая поломку, тоже отдал сокоманднику свой запас масла. Несмотря на то, что экипажи едут на разных двигателях, Василевский продолжает пилотировать Маз с тутаевским мотором, масло у всех одинаковое - G-Energy 10w-60.
Александру необходимо было починиться и успеть войти в песчаную часть этапа до наступления темноты, иначе организаторы запретили бы проезд и вывели бы к финишу, минуя пески, но с приличной пенализацией. Однако, вовремя завершить ремонт не получилось и пришлось пропустить 12 контрольных точек, уходя в обход трассы.
Однако, на бивуаке все разговоры – о непривычном уровне сложности юбилейного “Дакара” и количестве сходов. Предыдущие издания гонки проходили гораздо спокойнее: если во время марафона из первой десятки хоть один грузовик «ложился на крышу» - это было событием и сенсацией. Теперь, что ни день, ни кого не удивляет, и каждый этап несколько грузовиков переворачиваются в песках.
Сергей Вязович: «Откидывая пролог, у нас отлично прошел третий день, который «разорвал в клочья» весь пелетон. Несмотря, как кажется зрителям, на большие гандикапы, видя то, что происходит на трассе из кабины, поверьте мне - ни один пилот не даст никаких гарантий будет ли он завтра на финише вообще. Потому что «крыши словили» все топовые пилоты: Мардеев, Сотников, Генугтен, Лопрайш, а про ребят не из первой десятки я даже не говорю - все кувыркаются. Пока самое рекордное время подъема из ситуации переворота у нас. Все остальные теряют много минут, нам повезло.
Только сегодня мы минимум раз пять были на грани переворота, так как пески были такие мягкие и зацепа не было.
Обычно, когда грузовик имеет скорость, он способен идти в любой уклон, здесь же он не управляется, руль - как будто его нет. Не помогает ни давление, ни блокировки - мы шли со свободными межосевыми и с заблокированным центром. Инерция машины на этом мягком песке тащит ее в любое место, трек лежит между воронок, «ложек». Нас запускают после внедорожников, но они не могут взять дюны с ходу, мешают друг другу, трек раскопан. Когда идешь не первым грузовиком, обычно трек виден, здесь, на «Дакаре-2018» трека нет - как будто муравейник в разные стороны бежал. Едем до следующей точки и единственное переживание штурмана - на курсе ли мы, так как следы, кто на что горазд. Видно, что перед нами прошли опытные ребята, специалисты по пескам, но все следы грузовиков в разные стороны. Гонишь неприятные мысли, так как то и дело видишь стоящих или лежащих на боку соперников. Последние 100 километров дистанции в песках были наиболее сложными. Мало того, что дюны все со склонами, они еще усыпаны «ловушками» - воронками, обрывами песчаными. Грузовик туда затягивает. Обычно ты перевалился за гребень, увидел такую «ловушку» и по краю проходишь ее. Здесь это не прокатывает - ты скатываешься, ссыпаешься вниз, там мягко и невозможно. Вспомнили все приемы езды в песках. Сегодня "ловушка" была еще одного типа: всегда учу не сидеть на "хвосте" у кого-либо, но обгонял «Сканию», а он встал на гребне дюны. Пришлось сдавать задом, и в камеру заднего вида увидел внедорожник. Впереди грузовик, сзади «Тойота». Минут 10 просили водителя, чтоб он передвинул машину, так как нашему грузовику было не сдвинуться с места. Куча мотоциклистов и квадров продолжали носиться, когда грузовики уже были на треке - у них явно не простой день, раз они все еще не выехали со спецучастка. Они уже невменяемые, едут кучками, их не объехать, так как, заслышав "сентинель" грузовика, их кидает врассыпную. С теми приключениями, что у нас сегодня были, третье место в генеральной классификации дорого далось команде. Хотя, я считаю, что «Дакар» должен быть именно таким – это не просто гонка, это испытание для человека, для техники».
Несмотря на сложности (экипаж Алексея Вишневского пробил два колеса и поддон, у экипажа Сергея Вязовича порвался патрубок, у экипажа Александра Василевского пробито колесо), команда «Маз-Спортавто» выбралась из песчаного плена и добралась до финиша: Сергей Вязович на девятой позиции, Александр Василевский – на 15-й, Алексей Вишневский на 18-й.
10 января стартует пятый этап гонки, где мотоциклы и квадроциклы будут проходить своим маршрутом, отдельно от автомобилей и грузовиков. Как неутешительно обещают организаторы, гонка начнётся с рассветом и по пути на бивуак участников ждут дюны Танака, а дорога в Арекипу будет долгой для всех.
В генеральной классификации на третьем месте зачёта грузовиков Сергей Вязович сменил Вишневского с отставанием от лидера в 2 часа 22 минуты. Алексей Вишневский переместился на 13 место, а Александр Василевский на 15 позиции. Дакар продолжается.
Фотографии: G-Energy Team