С 4 октября 2018 в кино
На районе (16+)
Драма, Россия, 2018, 97 мин.
Производство: Марс Медиa, DK Entertainment
Режиссёр и автор сценария: Ольга Зуева
Продюсеры: Рубен Дишдишян, Данила Козловский, Сергей Бобза, Андрей Коробов
Оператор: Федор Лясс
Композитор: Даша Чаруша
Художник-постановщик: Юлия Феофанова
Художник по костюмам: Татьяна Убейволк
Художник по гриму: Евгения Гнедова
В ролях: Илья Маланин, Данила Козловский, Ангелина Стречина, Ольга Зуева, Владимир Афанасьев (Нигатив), Елена Оболенская, Андрей Амшинский, Эдгар Гизатуллин, Александр Мизев, Владимир Хацкевич
Дата премьеры: 4 октября 2018 года
Вова и его лучший друг Киса зарабатывают деньги, занимаясь нелегальной деятельностью. Их жизнь проходит на волне веселья, в погоне за острыми ощущениями и кратковременными удовольствиями, пока очередной заказ не приводит их дружбу к главному испытанию, заставив каждого ответить на вопрос: кто ты?
Из жизни – на экран
Ольга Зуева, автор сценария и режиссер, исполнительница роли Лиды: «Это не первый мой сценарий, продюсеры выбрали его для реализации из двух предложенных. Меня всегда интересовала жизнь моих сверстников мужского пола. Я уехала из Владивостока, стала моделью, училась, а у ребят, выросших вместе со мной, в таких же условиях, жизнь сложилась совсем иначе… Я вижу, что молодому человеку в России очень сложно найти себя. Потому что перспектив немного, и социальных условий для роста тоже, особенно сложно реализоваться в маленьких городах и на окраинах. В фильме «На районе» я рассуждаю на эти темы. Это такое путешествие в мир: что было бы со мной, если бы я была парнем и жила во Владивостоке?..
У меня есть младший брат и большинство вопросов, которые я задаю себе и зрителю в фильме, я обсуждала с ним много раз. Брат когда-то работал на стройке, и много об этом рассказывал. Еще на тот момент на меня сильно повлиял сериал «Во все тяжкие». Он изначально сформировал мое сознание, с него началось желание снимать мужское кино. В этом сериале зритель наблюдает как из затюканного школьного учителя рождается гангстер. И этот новоиспеченный крестный отец начинает кайфовать сам от себя и от того, что он делает, от опасности. Это история роста и падения одновременно, причем падение как будто без сожаления. Я не могла оторваться от этого сериала, иногда смотрела сразу по 6 серий. И одновременно училась в Университете и писала сценарий, который, можно сказать, и стал зачатком сценария «На районе». Это была история про простого парня, занявшегося криминальной деятельностью, потому что честным путем денег он заработать не мог, никогда».
Данила Козловский, продюсер, исполнитель роли Кисы: «Сценарий зацепил меня – неожиданный, нетривиальный. И не сразу понятный персонаж. И то, что это кино – пацанская история, которую снимает девочка, которая очень хорошо все про это знает, точно знает, о чем говорит. И ее женственность, нежность дают этому грубому материалу какой-то интересный нюанс и оттенок. Когда я начинал читать сценарий, Оля сказала – это будет неожиданно для тебя и крайне интересно, и оказалась права. Другая причина, по которой я согласился, помимо продюсерской, – это актерское желание сыграть необычную, интересную роль».
Рубен Дишдишян, продюсер («Марс Медиа»): «Наша компания с удовольствием стала сопродюсером картины, так как мне очень понравилась идея фильма, которую предложили Данила и Ольга. Оля сама написала сценарий, основываясь на личных воспоминаниях о родном городе, поэтому он получился максимально живым и точным».
Герои из соседнего двора
Ольга Зуева, автор сценария и режиссер, исполнительница роли Лиды: «Мне не хотелось, чтобы главный герой был «героем» в смысле героизма, так как это понятие не из «моего района». Мы нечасто оказываемся в ситуациях, когда можно проявить настоящий героизм, но каждый день мы должны платить по счетам, решать – как мы поступим, расставлять приоритеты. И в какой-то момент мой главный герой понимает, что он хочет поступать по сердцу. Он хочет быть честным в первую очередь с собой. Для меня он – воплощение простого парня, который живет в каждом дворе. У него нет больших возможностей или талантов. Он обычный человек, со своими слабостями, страхами и желаниями, похожий на миллион других парней. А Киса – это темная половина главного героя. Мне кажется, Киса есть в каждом из нас. Это некое желание быть богатым, знаменитым, иметь крутую машину, иметь все, неважно какой ценой. Подобные желания в том или ином возрасте возникают у всех, и только, когда мы становимся старше и мудрее, приходит понимание, что душевное спокойствие дороже крутой тачки, а дело по сердцу важнее статусной работы, которая приносит большие деньги, но убивает в тебе Человека. Киса живет инстинктами: он хочет свободы, веселья, внимания, мимолетных ощущений. А в Вове есть глубина, которую он сам еще не до конца понимает. Антагонизм героев не был задуман изначально. Так сложилось в ходе написания сценария. Мы знакомимся с Вовой и Кисой как раз в тот момент, когда из парней они превращаются в мужчин. И их поступки уже нельзя списывать на молодость».
Илья Маланин, исполнитель роли Вовы: «Мой герой, Вова, мне достаточно близок. Его трудно назвать суперпринципиальным, да и в жизни нет людей, которые никогда не ошибаются. В работе над образом я из себя ничего не выдавливал, просто подстраивался под «жизнь Вовы». Пытался понять – как бы поступил он. И мне хорошо знакома та самая безысходность молодых людей, которые не понимают – а что дальше? У меня тоже такое было, правда, лет в 14. Я тогда понимал, что, если не окончу школу хорошо и не поступлю на бюджет, то никогда не уеду из своего маленького города. А Вова задумался о будущем намного позже. Если у него мысль, что пора что-то менять, зародилась в 26 лет, то и, слава богу! Да и позже можно – главное, чтобы это случилось в жизни человека».
Ольга Зуева, автор сценария и режиссер, исполнительница роли Лиды: «Персонаж Кисы я во многом создавала, отталкиваясь от каких-то шуток Дани, его хулиганства. В сценарии много шуточных фраз из жизни. У Дани есть такой персонаж, маска – провинциальный гопник, и он иногда его «включает», это очень смешно. И Киса стал вырисовываться из этого очень узнаваемого образа. Мы все знаем таких ребят как Киса. Они есть в каждом классе, в каждом вузе: им нужно быть в центре внимания, они безостановочно шутят и доказывают свою крутость, рассказывают, что от девчонок отбоя нет, им нужно быть постоянно в центре внимания. Это парень с района, который вырос на фильмах Тарантино и чувствует себя немного гангстером из американского кино, таких сейчас очень много. А многим девочкам действительно нравятся хулиганы. Все это я со страстью вкладывала в Кису».
Данила Козловский, продюсер, исполнитель роли Кисы: «Я – полная противоположность своему герою Кисе: у меня нет татуировок, я не читаю рэп, хотя с уважением отношусь к этой музыке, к умному рэпу. Я не умею читать и должен был овладеть этим искусством к съемочному процессу. Для Оли это было очень важно… Вообще, все началось с того, что я за камерой, в обычной жизни, дурачусь, надевая на себя какие-то своеобразные «наряды» непохожих на меня товарищей. И в том числе у меня есть образ дворового парня, «будучи» которым я люблю поговорить, пошутить. Оля за это зацепилась, и мы это развили. Про таких героев говорят, что он – настоящий, абсолютно нерафинированный, неотшлифованный человек, какой есть, такой есть, в нем – проявление настоящей жизни. Он сначала скажет, потом задумается, сначала сделает, потом начнет анализировать. У него иная философия: он живет здесь и сейчас».
Каст мечты
Ольга Зуева, автор сценария и режиссер, исполнительница роли Лиды: «Кастинг был для меня самым сложным процессом. Передо мной стояла задача найти главного героя, чьего лучшего друга играет Данила Козловский. Хотя изначально я думала, что главную роль будет играть Даня. Когда он прочитал сценарий, то сразу сказал, что хочет продюсировать и играть главного героя. На тот момент я была просто счастлива, что, прочитав мой сценарий, он не сказал, что это плохо, а полюбил его, захотел помочь мне его улучшить, осуществить и сыграть главную роль. Но потом, когда мы углубились в процесс, пришли к выводу, что Даня должен сыграть Кису. Даня – человек с невероятной способностью заполнять пространство вокруг себя и в кадре, и в жизни. Рядом с ним многие просто теряются, даже меркнут. Я понимала, что будет очень непросто найти молодого человека, который мог бы сыграть его лучшего друга. С Ильей я познакомилась на «Кинотавре». Тогда, среди алкогольно-веселой, разгульной кинематографической братии он мне показался самым интересным человеком. Мы с ним проговорили минут 20 у бассейна. И мне показалось, что мы с ним общаемся на одном языке. Мне очень понравилось, что в нем есть какая-то цельность, несвойственная молодым людям его возраста. Он очень глубокий, думающий, чувствующий человек. Человек, который задает себе много вопросов. Всем этим Илья мне очень близок. Когда я начала кастинг, то знала, что в любом случае попробую его на главную роль. И так случилось, что он был лучшим. Он показал высокий уровень подготовки даже на уровне проб. Он горел желанием играть Вову Столешникова. Среди актеров много вылощенных, элегантных и утонченных, а мне хотелось настоящей уличной фактуры. Илья из Кабардино-Балкарии, он там был чуть ли не единственным блондином и всегда отличался, априори он был иной. Я чувствую, когда в человеке есть надломленность, глубина, идущая из детства. В Илье это есть.
Существует такое мнение, что в России живут красивые женщины и некрасивые мужчины. И даже в кино этот стереотип закреплен. В моих любимых советских фильмах нет культа мужской красоты, как будто мужчина не должен быть красивым. Я с этим категорически не согласна. У меня, конечно, не было сверхзадачи, чтобы наш главный герой был красив, потому что уже есть Данила. Я думала, что возьму харизматичного, худого, странного, помнится, хотела лопоухого. Но нашелся Илья, с какой-то иностранной, шведской фактурой, как мне кажется, непохожий на русского парня, и сложился самый красивый мужской дуэт. Для Ильи это первая главная роль в кино. Даня поддержал меня в этом выборе, как, впрочем, и в других главных сегментах создания фильма».
Илья Маланин, исполнитель роли Вовы: «На кастинг меня пригласила сама Ольга, мы с ней уже были знакомы. Мне очень понравился сценарий. Я каждый день работал с ним еще до утверждения: встречался с другом в парке, и мы проговаривали, репетировали сцены, которые будут на пробах и т.д. У меня было огромное желание попасть в проект, наверное, благодаря этому все и получилось. Первые пробы я делал с кастинг-директором, а на следующем кастинге, с Ольгой, я зачитал кусочек из песни группы «Триада». После выяснилось, что в фильм будут пробовать Вову Нигатива, бывшего участника «Триады»… Мы с Олей сразу нашли общий язык. На площадке у меня к ней было полное доверие, ведь это ее история. И как режиссер-девушка она могла лучше подмечать какие-то эмоциональные вещи.
И с Даней очень удобно работать, он невероятный. Сначала мне было сложно на площадке, я был не очень уверен в себе, хотя и много готовился перед съемками. И Данила мне помогал, если чувствовал какие-то мои сомнения. И Оля мне повторяла, что мы будем снимать, пока меня не устроит моя работа, пока сомнения не уйдут».
Ольга Зуева, автор сценария и режиссер, исполнительница роли Лиды: «Лида – такая девочка, которая не вписывается в окружающее ее общество. Я часто чувствую это в себе. Мне показалось, что я элементарно подхожу на эту роль. Мне было интересно сыграть томную femme fatale, манерную, и дико одинокую девочку, которая думает, что она красивая и ей все можно. И вдруг у нее на пути возникает какой-то мальчик, который ее не хочет… Но главная героиня, конечно, была для меня важнее. Это образ «уходящей чистоты». Эта девушка задает себе вопросы и хочет от жизни чего-то настоящего. Она выбирает парня, которого ее одногруппницы, например, назвали бы «неперспективным». Она идет за своими чувствами. Мне кажется, таких девушек, по которым не прошелся инстаграм, становится все меньше. Я долго искала, кто бы мог сыграть героиню, отсмотрела очень много красивых девочек, но выбор остановила на Геле. Кроме красоты я почувствовала в ней невинность и душевную чистоту. И самое главное – в ней была естественность, это редкое явление в наши дни. Многие в гонке за глянцевой, публично признанной красотой теряют уникальность и естественность. У кого получается ее сохранить – по-настоящему красивые для меня. Так что в Гелю я влюбилась с первого взгляда, она покорила меня своей уникальностью, элегантностью, простотой и девичьей нежностью».
Ангелина Стречина, исполнительница роли Сони: «Можно сказать, что это мой дебют. На кастинг меня пригласили по электронной почте, я на тот момент училась на 3 курсе театрального института им. Щепкина. Я стала готовиться, прочитала сценарий. Перелистнув последнюю страницу, я даже не сразу поняла, что он закончился – так хотелось продолжения. Это очень насыщенная история.
После проб с кастинг-директором мне позвонили и пригласили на встречу с режиссером. Ольга сказала мне, что я не подхожу – не тот типаж, но ей все равно хотелось со мной встретиться и пообщаться. А через два месяца меня позвали на повторные пробы. Конечно, я очень волновалась. В этот раз присутствовала сама Ольга, и мы разыгрывали сцену совместно с партнером. Илья был уже утвержден. Он показался мне отстраненным, но я решила использовать это себе в плюс и, судя по тому, что меня в итоге утвердили, все получилось.
Ольга для меня – пример женщины. В этом хрупком человеке таится огромный, невероятный мир. Естественно, все, что она говорила, я пыталась максимально впитать, и даже не столько для персонажа, сколько для себя. Мы много обсуждали женскую энергию. Нам необходимо было меня «повзрослеть»: я выглядела подростком, а фильму нужна была молодая женщина. И как-то Ольга дала мне задание за неделю познакомиться с мужчиной старше 30 лет. Я долго собиралась с мыслями... Помню, как-то стояла перед дверьми автобуса и вдруг сказала себе: «А сейчас «включаем» женщину». И я тут же ощутила какое-то новое чувство, на меня сразу стали обращать внимание – хотели завязать знакомство, подсаживались поближе. Еще я сходила на «быстрое свидание», и все 15 моих новых знакомых выбрали меня. Так что я выполнила задание и в процессе открыла новые грани своей личности. Точно могу сказать, что работа на этом проекте стала для меня не просто съемками, а настоящим становлением».
Владимир Афанасьев (Нигатив), автор песен для саундтрека, исполнитель роли Шамиля: «Предложение сыграть Шамиля стало для меня большой неожиданностью. Оля подбирала саундтрек для фильма, ей попались под руку мои клипы, и понравился типаж. Согласился я сразу же. Записал дистанционно первую пробу, вполне успешно. А потом, накануне старта съемок, провалил собеседование с Олей по скайпу. Клипы – это своего рода немое кино по части актерской игры, и, как только появился игровой текст, у меня не получилось. Но я прилетел на «Мосфильм», на общие чтения по ролям, безумно переживал. Данила встретил меня в коридоре студии со словами: «О, Вован, здорово, я – Даня. Я там арбуз привез из Тамбова, пойдем есть да знакомиться». Напряжение как рукой сняло. По большому счету, Оля, Данила и Илья – те люди, кто за уши тащил всю мою игру через весь проект. Они мне кропотливо и дотошно объясняли каждый нюанс, нянчились. Спасибо им огромное за терпение и титанический труд.
Больше всего мне запомнилась невероятно крутая, сплоченная, талантливая съемочная команда. Красивейший, колоритный, захватывающий дух Владивосток. И финальный аккорд – последняя моя смена на маяке: шесть часов драки на холодном ветру под проливным искусственным дождем».
На районе во Владивостоке
Ольга Зуева, автор сценария и режиссер, исполнительница роли Лиды: «Владивосток в фильме играет ключевую роль, потому что такое кино могло получиться только в этом городе, в городе, где я выросла. Владивосток – это я, мой дом: этот морской воздух, этот хулиганский район, где каждый угол для меня что-то значит... Каждый кадр четко выстраивался и заключает в себе отдельную историю. Ничего случайного там нет. Визуально мне хотелось, чтобы Владивосток напоминал Бруклин, район Нью-Йорка в котором я долго жила. Мне захотелось таким образом соединить два дома. Это обговаривалось с оператором Федором Ляссом, моим близким другом. Он меня услышал и воплотил визуальную часть так, как нужно было и мне, и фильму, и, видимо, ему самому».
Данила Козловский, продюсер, исполнитель роли Кисы: «Владивосток – абсолютно кинематографичный город. Его предательски мало в кино. Мне как продюсеру это было очень интересно».
Ангелина Стречина, исполнительница роли Сони: «Владивосток — это совершенно отдельный мир, он ни на что не похож. Там живут очень открытые люди. Я была поражена городом. Ты в нем не играешь, а просто существуешь».
Музыка на районе
Ольга Зуева, автор сценария и режиссер, исполнительница роли Лиды: «Мне хотелось найти очень современного композитора. Я долго искала, но все было не то. И, когда я познакомилась с Дашей, поняла, что она подходит. Та работа, которую она проделала, это, как и в случае с Федей Ляссом, – фантастика. Даша меня услышала и почувствовала. Это 100% совпадение».
Даша Чаруша, композитор: «Мне очень понравилось кино: сама история, то, как это снято. Мы с Олей поговорили, и мне показалось, что наша коллаборация может получиться интересной, потому что здесь не было ремесленничества, а была душа. Мне кажется, мы с ней совпали. Я показала Оле варианты, они ей понравились – так началась наша совместная работа.
Для меня музыка – очень важная часть жизни. Это не только ноты, это в принципе любая форма вибрации. Человеческое тело – тоже вибрация, следовательно, музыка. И, чтобы написать музыку к сцене из фильма, которая меня бы удовлетворила, мне надо пожить. Как минимум недели две я собираю материал и думаю о том, что и как это должно быть. Музыка – полноценный персонаж фильма.
Если говорить про музыку из картины «На районе», то она мне очень нравится. Завершив работу над треками, я 8 месяцев не видела фильм. И потом, посмотрев, сама удивлялась – как я это сделала?! Мне кажется, это хороший показатель, когда ты уже не разбираешь работу по винтикам, а просто слушаешь как целостную историю. Это моя большая гордость, я очень рада, что так все получилось».
Владимир Афанасьев (Нигатив), автор песен для саундтрека, исполнитель роли Шамиля: «Для картины было написано три трека, два из которых остались в проекте, а один не попал в настроение. И в самой картине есть несколько сцен с речитативом – это я написал в процессе съемок».
Илья Маланин, исполнитель роли Вовы: «Строчки, которые я читаю в фильме, я написал сам, но Вова Нигатив мне несколько раз правил текст, это все-таки дело профессионала. Любовь к рэпу мне привил старший брат, хотя я люблю разные жанры. А на пробах я выбрал песню Вовы Нигатива, потому что для него важен текст».
«Ты все решаешь сам…»
Рубен Дишдишян, продюсер («Марс Медиа»): «Это фильм для каждого парня или девочки в любой точки нашей страны. В нем очень современным визуальным кинематографическим языком рассказывается о том, что понятно каждому».
Ольга Зуева, автор сценария и режиссер, исполнительница роли Лиды: «Для меня это фильм о том, что ты сам строишь свою жизнь. Твой выбор и поступки создают то, что ты имеешь, формируют твою жизнь. Ты все решаешь сам. Кто-то из наших героев получает шанс жить дальше, а у кого-то – нет пути назад».
Илья Маланин, исполнитель роли Вовы: «В фильме каждый сможет найти что-то для себя. Возможно, девушки, например, увидят, какой груз ответственности лежит на мужчинах. А еще важна мысль о том, что если у человека появляется желание что-то изменить, то это уже что-то значит. Есть же ребята, которые всю жизнь в прямом смысле живут на районе: с одними и теми же людьми учатся, вырастают и до сих пор сидят на одной скамейке и пьют пиво. И они чаще всего не знают, чего хотят. А наши герои стараются разорвать этот круг и чего-то добиться».
Ангелина Стречина, исполнительница роли Сони: «Думаю, это фильм о нашем поколении. Людям часто сложно понять, чего именно они хотят от жизни. Но не менее важно понимать, каким образом ты добиваешься своих целей, насколько необходимо сохранить себя. Только ты можешь помочь себе, никто, кроме тебя».
Даша Чаруша, композитор: «Для меня «На районе» – это фильм про взросление, про возможность и способность брать на себя ответственность, про готовность совершать поступки. Оба героя совершают поступки, и это здорово! Лучше действовать и потом о чем-то сожалеть, чем бездействовать».