Фестиваль американского кино Amfest откроется в Москве 26 сентября 2018 года. В Москве фестиваль продлится до 31 октября, а его площадкой станет кинотеатр «Каро 11 Октябрь».
Американское кино – отдельная планета, на которой есть самые разные климатические пояса и природные зоны. Есть сиятельный Голливуд: звезды, золото, большой стиль. И независимое, инди-кино – территория свободы, эксперимента, интимных признаний. «Амфест» – уникальный фестиваль, который говорит на живом американском английском; панорама самого оригинального кино с лейблом Made In USA; смотр, объединяющий Голливуд и инди.
Большой, мозаичный фестиваль включает почти три десятка фильмов и состоит из нескольких программ. Gala – это российские премьеры громких хитов, кино широкой души – и для огромных экранов. Открытие «Амфеста» – громкая музыкальная мелодрама «Звезда родилась», новая версия великого голливудского стандарта о судьбоносной встрече стареющего музыканта и начинающей певицы. Дуэт Леди Гага и Брэдли Купера – самый горячий (и самый мелодичный) актёрский союз этого киносезона. «Поиск» – захватывающий микс триллера и классического детектива, снятый в радикально новаторском формате: всё происходящее разыгрывается на компьютерном мониторе, в паутине социальных сетей и видеохостингов. Продюсер «Поиска», придумавший целую линейку «десктоп-фильмов», – Тимур Бекмамбетов, связующее звено между американским и прогрессивным российским кино. «Чёрный клановец» неистового Спайка Ли взорвал Каннский фестиваль (и уехал оттуда с Гран-при): роскошная политическая комедия-детектив – среди самых актуальных фильмов года. «Дикая жизнь» – еще одна киносенсация-2018, изумительное ретро, пронзительный семейный роман о любви и измене. С этим фильмом родилась новая звезда режиссуры, хотя имя Пола Дано известно давно: он – среди лучших молодых актеров Америки. Продолжает открывать новые актерские времена Дебра Граник, «крестная мать» Дженнифер Лоуренс: на фестивале её пронзительная драма «Не оставляй следов». Английская актриса Андреа Райзборо стала душой и сердцем трогательной и таинственной картины «Нэнси». А завершающая кода «Амфеста» – гала-премьера «Человека на Луне», виртуозной и поэтичной кинобиографии Нила Армстронга, первого астронавта, ступившего на лунную дорожку. Это – новый фильм Дэмьена «Ла-ла Ленд» Шазелла и Райана Гослинга: пропу-стить – преступление.
Особое место в программе «Амфеста» занимает коллекция острых фильмов на вечную тему «Легко ли быть молодым?» Поколение next ищет смысл жизни задиристо, резко, наполняя кадр драйвом. Фильмы из программы My Own Private Me бесстрашно погружаются во внутренние миры героев, используя для такой остросюжетной экспедиции и драму, и комедию. «Неправильное воспитание Кэмерон Пост» – победитель «Сандэнса», главного кинофестиваля Америки. Частная история школьницы, заключенной в интернат, исправляющий «неправильную» ориентацию, превращается в глобальную метафору борьбы за личную свободу. «С любовью, Саймон» обыгрывает тему подросткового каминг-аута с неожиданной иронией. «Кто в пятницу родился» – криминальная драма взросления, изобретающая незабываемый визуальный язык. «Соллерс Пойнт» и «Мы койоты» – драмы с восходящей звездой независимого кино, брутальным и уязвимым одновременно МакКолом Ломбарди в главной роли. Каждый день вызывает молодость на бой, покой – только снится, даже если ты живешь в пригороде портового Балтимора или на окраине Лос-Анджелеса.
Музыка и любовь объединяют экранизацию романа Ника Хорнби «Голая Джульетта», нежную семейную киноповесть «Громко бьются сердца» и умную романтическую комедию «Пазл». Groovу Movie – праздник непослушания, новый фильм арт-террориста Джоэля Потрикуса «Релаксер»: такой диковинной комедии вы ещё не видели. Синефильски хулиганская выходка – бенефис «горе-творца» Томми Вайсо. Без этого эксцентрика, маргинала и человека-загадки на карте новой кинематографической Америки остались бы белые пятна. В дополнение к его горе-шедевру «Комната» – две части новой дичь-дилогии «Т(о)варищи на века».
Специальное событие «Амфеста» – мини-ретроспектива Ричарда Линклейтера, в которой, кроме знаменитой лирической трилогии «Перед рассветом», «Перед закатом» и «Перед полуночью», впервые в России будет показано эпическое «Отрочество».
Фестиваль также чествует культовое кино показом фантастического психотриллера Ричарда Келли «Донни Дарко». Добро пожаловать в космос Великого Американского Кино.
Все фильмы демонстрируются на английском языке с русскими субтитрами. 18+
Фестиваль также пройдет в других городах России. Список городов: Санкт-Петербург (Аврора), Новосибирск (Победа), Владивосток (Океан), Воронеж (Спартак), Омск (Слава), Самара (Вертикаль), Ростов-на-Дону (Большой), Казань (Каро), Калининград (Каро), Екатеринбург (Ельцин центр), Нижний Новгород (Империя Грёз Небо), Волгоград (Киномакс), Краснодар (Киномакс), Киров (Киномакс), Челябинск (Киномакс), Ярославль (Киномакс), Рязань (Киномакс), Владимир (Киномакс), Томск (Киномакс)
Расписание фестиваля:
26 сентября, 20:00 – Звезда родилась / A Star Is Born
США, 2018, 135 мин.
Режиссёр: Брэдли Купер
В ролях: Леди Гага, Брэдли Купер, Сэм Эллиотт, Дэйв Шаппелл, Энтони Рамос, Д.Дж. Пирс
Джексон Мэйн (Брэдли Купер) – ветеран фолк-рока, чьи лирические баллады, задушевные и величественные, как просторы Америки, всё ещё собирают стадионы. Его улыбка рубахи-парня, его озорной прищур и то, как щегольски носит Мэйн шляпу, непременный атрибут настоящего бога блюза, всё ещё приводят поклонниц в восторг. Однако возраст всё чаще напоминает о себе; алкоголь, ветреный друг молодых лет, становится опасным для жизни; слава больше раздражает – да и долго ли еще эта слава продлится, тоже вопрос. Но спасительница-судьба приводит Мэйна в клуб, где как cover-исполнительница выступает Элли (Леди Гага): она слишком не уверенна в своем таланте и своей внешности, чтобы петь собственные песни. И Мэйн, покоренный Элли с первого взгляда, берется это исправить...
В 1937-м году в Голливуде придумали мелодраму «Звезда родилась» – о стареющем, крепко пьющем актере и официантке, обращенной им в кинозвезду. Сегодня название того фильма, породившего уже три ремейка, звучит как отдельный жанр – сага об успехе и его цене, зрелости и юности, столкновении профессии и личной жизни. Режиссерский дебют Брэдли Купера ориентируется на версию «Звезды» 1976-го года – в ней герои, роскошно сыгранные Крисом Кристофферсоном и Барброй Стрейзанд, превратились в музыкантов. Дуэт Купера, сыгравшего Мэйна без всякого самолюбования, и Леди Гага, отказавшейся от привычного сценичного блеска, неожиданно земной и трогательный, не уступает великим предшественникам. Большое голливудское кино живо. А часть концертных эпизодов снималась на легендарном британском рок-фестивале в Гластонбери: приятный вклад старой Европы в искусство Нового Света.
Фильм предоставлен компанией Каро Премьер. В прокате с 4 октября.
Награды и фестивали: Международный кинофестиваль в Торонто — участник программы
27 сентября, 20:00 – Поиск / Searching
США, 2018, 102 мин.
Режиссёр: Аниш Чаганти
В ролях: Джон Чо, Дебра Мессинг, Джозеф Ли
Дэвид Ким (Джон Чо, франшиза «Стартрек») – вдовец и отец, души не чает в своей дочери-подростке Памеле. В один ужасный день девочка исчезает. Следователь Вик (Дебра Мессинг, «Женщины», The Women; «С праздниками ничто не сравнится», Nothing Like the Holidays) делает всё возможное, но, увы, полиция бессильна. Возможный ключ к разгадке – содержимое компьютера Памелы: Дэвид подбирает пароль и с головой погружается в параллельную реальность соцсетей и видеоблогов. Начинается поиск.
Дебют Аниша Чаганти, показанный на легендарной Пьяцце Гранде фестиваля в Локарно, самом большом open air кинозале Европы, спродюсирован Тимуром Бекмамбетовым. Этот экспериментальный триллер – часть придуманного Бекмамбетовым направления «десктоп-фильмов». Всё, что мы видим на киноэкране, – компьютерный монитор; мозаика XXI века, которую «Поиск» наполняет саспенсом и превращает в остросюжетное расследование.
Фильм предоставлен компанией Walt Disney Studios Sony Pictures Releasing. В прокате с 27 сентября
Награды и фестивали: Кинофестиваль «Сандэнс» — приз зрительских симпатий, приз им. Альфреда П. Слоуна
Международный кинофестиваль в Локарно — участник программы
Международный кинофестиваль в Сиднее — участник программы
28 сентября, 20:00 – Пазл / Puzzle
США, 2018, 103 мин.
Режиссёр: Марк Тёртлтауб
В ролях: Келли Макдональд, Ирфан Кхан, Остин Абрамс, Мандела Беллами, Мирна Кабелло
Агнес (Келли Макдональд) – скромная домохозяйка из пригорода, которая каждое утро просыпается если не от храпа мужа, то от звонка будильника. Рутинная изнуряющая повседневность, дни, неотличимые друг от друга, – обыкновенный ад, давно ставший нормой. Одна отдушина для добропорядочной католички – пазлы, пусть муж и ворчит, мол, детская забава. Откликнувшись на объявление о поиске партнера по собиранию мозаичных картин, Агнес знакомится с харизматичным индийцем Робертом (Ирфан Кхан) – и жизнь будто начинается сначала...
Второй полный метр маститого продюсера Марка Тёртлтауба (в его активе – три десятка фильмов, среди которых «Маленькая мисс Счастье», Little Miss Sunshine; «Безопасность не гарантируется», Safety Not Guaranteed; и «Громче, чем бомбы», Louder Than Bombs) – мягкая драматическая комедия, в которой популярное настольное развлечение превращается в ёмкую метафору. Сложить пазл – кропотливое занятие, помогающее поверить в себя. Убедиться в возможности делать правильный выбор и управлять судьбой. Впрочем, пазл – только пусковой механизм, всё необходимое, чтобы жить, а не существовать, уже заложено в каждом из нас. И уникальный дуэт шотландской актрисы Келли Макдональд, звезды «Трейнспоттинга», кажется, ничуть не постаревшей за 22 года, и сделавшего прекрасную карьеру в Америке болливудца Ирфана Кхана работает на подтверждение этой истины.
Награды и фестивали: Кинофестиваль «Сандэнс» — премьера
Международный кинофестиваль в Эдинбурге — фильм открытия
Международный кинофестиваль Heartland — приз Truly Moving Picture
29 сентября, 13:00 - Неправильное воспитание Кэмерон Пост / The Miseducation Of Cameron Post
США, 2018, 91 мин.
Режиссёр: Дезире Акхаван
В ролях: Хлоя Грейс Морец, Саша Лэйн, Форрест Гудлак, Джон Галлахер мл., Дженнифер Эль, Стивен Хаук
1993-й год. Кэмерон (Хлоя Грейс Морец) учится в благопристойной школе, где каждому учащемуся полагается не расставаться (хотя бы в переносном смысле) с Библией. Но телу не прикажешь – и после уроков Кэмерон предается любви с одноклассницей, которую почитает за идеал. Бойфренды у девчонок, тем не менее, есть – всё же должно быть чинно, как заведено. Так всё и шло, пока один из парней – вот скандал – после выпускного не застукал подружку на заднем сиденье машины. Кэмерон – сирота, и её опекунша отправляет девочку в религиозный интернат God’s Promise: там, под чутким руководством наставников, преподобного Рика (Джон Галлахер-младший) и директрисы-психолога Лидии Марш (Дженнифер Эль), подростков избавляют от влечения к своему полу...
«Неправильное воспитание» – не фильм ужасов: в нем неожиданно много смешного, и последнее, чего хочет Дезире Акхаван, – запугать рассказом о насилии над «неправильными детьми». В God’s Promise насилие вообще не в ходу, это не тюрьма, не психушка, каждый при поступлении сюда подписывает контракт и живёт относительно вольно. Драматизм «Неправильного воспитания» возникает из изначальной патологичности ситуации: с какой стати личность подвергается попыткам коррекции? Промывание мозгов и вторжение в частное пространство – тоже насилие, пусть и без использования электрошока или таблеток. Сильнее же социальных обличений Акхаван волнует личная сторона дела – стремление только-только входящих в самостоятельную жизнь молодых людей понять самих себя. И не только в плане сексуальной ориентации.
Награды и фестивали: Кинофестиваль «Сандэнс» – лучший фильм
Международный кинофестиваль в Далласе — участник программы
Международный кинофестиваль в Иерусалиме — участник программы
Международный кинофестиваль в Сиднее — участник программы
Международный кинофестиваль в Сиэтле — участник программы
Международный кинофестиваль «Молодость» — участник программы
29 сентября, 19:30 – Нэнси / Nancy
США, 2018, 87 мин.
Режиссёр: Кристина Чоу
В ролях: Андреа Райзборо, Стив Бушеми, Энн Дауд, Джон Легуизамо, Дж. Смит-Камерон
Нэнси (Андреа Райзборо) – девушка тридцати с небольшим лет, вынужденная ухаживать за полупарализованной приемной матерью (Энн Дауд). В жизни Нэнси мало отрады: писательство, не находящее отклика у издательств, рыжий кот Пол да невинные странности – то одурачит коллег из стоматологической клиники рассказом о турпоездке в Северную Корею, то, прикинувшись беременной, вступит в чат с человеком (Джон Легуизамо), потерявшим ребенка. У Нэнси собственные комплексы по поводу материнства и детства: иногда ей кажется, что она была похищена. После скоропостижной смерти матери Нэнси случайно натыкается на телесюжет о супружеской паре (Стив Бушеми и Джей Смит-Кэмерон), чья дочь пропала 30 лет назад. Сравнение с фотографией исчезнувшей девочки убеждает Нэнси, что она и есть то самое пропавшее дитя...
Сюжет об одержимости своим происхождением можно превратить в триллер, а можно, как делает дебютантка Кристина Чу, в негромкую и щемящую драму – о поиске тепла и близких людей. Предполагаемые кровные узы становятся поводом для дружбы – которая, возможно, не закончится и после титра «Конец фильма».
Награды и фестивали: Кинофестиваль «Сандэнс» — Приз имени Уолдо Солта за лучший сценарий
Международный кинофестиваль в Сиджесе – участник программы
Международный кинофестиваль в Довиле – участник программы
30 сентября, 15:00 - Не оставляй следов / Leave No Trace, Q&A Алиса Таёжная
США, 2018, 109 мин.
Режиссёр: Дебра Граник
В ролях: Томасин МакКензи, Бен Фостер, Майкл Дрэйпер, Джеффри Риффлард, Дерек Джон Дрешер
Уилл и Том (Бен Фостер и Томаcин МакКензи) – отец и дочь, которые живут в лесу. Точнее, в лесопарке Портленда, добровольно изолировав себя от общества – где войны, травмы, беды; лучше пить дождевую воду и питаться дарами природы, лишь изредка предпринимая краткосрочные вылазки в город, – только так и спасешься. Проблема в том, что с точки зрения властей, бездомным быть дозволяется, жить на общественной земле – нет. После того, как полиция и рейнджеры обнаруживают нелегальных Робинзонов, социальные службы вынуждают Уилла и Том переселиться из заповедника...
Уверенная драма Дебры Граник, автора выдающейся «Зимней кости», метко попадает прямо в сердце. В фильме есть эффектная панорама той части американского общества, что обычно оказывается за кадром, есть размышления о парадоксальной опасности цивилизации и утопичности попыток её избежать. Однако акцент у Граник – на отношениях отца и дочери, странной и непростой любви. И на взрослении Том, проходящем в таких экстремальных условиях. Томаcин МакКензи невольно сравниваешь с Дженнифер Лоуренс, сыгравшей у Дебры Граник великую роль в «Зимней кости» (Winter's Bone, 2010), – и новая восходящая звезда это сравнение выдерживает с честью.
Награды и фестивали: Кинофестиваль «Сандэнс» – премьера
Международный кинофестиваль Heartland – приз Truly Moving Picture
Международный фестиваль независимого кино в Бостоне – лучший фильм
Международный кинофестиваль в Кливленде – участник программы
Международный кинофестиваль в Сиэтле – участник программы
Международный кинофестиваль в Сиднее – участник программы
30 сентября, 18:00 - Голая Джульетта / Juliet, Naked
США, 2018, 105 мин.
Режиссёр: Джесси Перец
В ролях: Роуз Бирн, Итан Хоук, Крис О’Дауд, Меган Доддс, Джимми О. Ян
Энни (австралийка Роуз Бирн) – англичанка средних лет; когда-то идеальные отношения с бойфрендом Дунканом (Крис О’Дауд) медленно, но верно превращаются в обузу; и радикальных изменений в них не предвидится – о том, чтобы завести ребенка, с Дунканом говорить бесполезно. Он еще и ревнует Энни, только ревность эта не совсем обычного толка: меломан Дункан одержим жизнью и творчеством рок-идола Такера Кроу (Итан Хоук), который исчез из поля зрения фанатов 20 лет назад, но вот вдруг прислал демо своего нового альбома ‘Juliet, Naked’, который Энни – о, ужас! – решилась первой отрецензировать в сети. Рецензией дело не ограничилось: Эмми и Такер вступают в переписку, да и многообещающее личное знакомство не откладывают надолго...
Энни и Такер вступают в «трансатлантическую» связь – как и режиссер, американец Джесси Перец («Экс-любовник», Fast Track, 2006; сериал «Девочки», Girls, 2012-2017), взявшийся за экранизацию романа английского беллетриста Ника Хорнби. Вышло по-американски бодро и по-британски элегантно.
Награды и фестивали: Кинофестиваль «Сандэнс» — премьера
Международный кинофестиваль в Нантакете — участник программы
2 октября, 20:00 - Соллерс-Пойнт / Sollers Point
США, 2017, 101 мин.
Режиссёр: Мэттью Портерфилд
В ролях: МакКол Ломбарди, Джеймс Белуши, Том Гайри, Зази Битц, Марин Айрлэнд
Борзый парнишка Кит (МакКол Ломбарди) мается под домашним арестом в душном Балтиморе – даже кондиционер лишний раз не включишь, отец (Джим Белуши) тут же напомнит о счетах за электричество. Встречает бывшую, Кортни (Зази Битц), привезшую прямо к порогу дома остатки его личных вещей. Собирает металлолом – мелкий, но всё же заработок. Тщетно просит куратора отпустить на день рождения к племяннице. Под арест Кит попал за мелкую розничную торговлю легкими наркотиками: бывают проступки и посерьезнее, и этот срок скоро заканчивается. Но понять, зачем живешь, непросто и без браслета на ноге, когда твоя свобода передвижений не ограничена ничем внешним...
Мэтью Портерфилд – независимый американский режиссер, чьи работы больше востребованы в Европе, чем на родине. От большинства коллег-соотечественников его отличает на редкость непрагматичная интонация: Портерфилд – наблюдатель, создающий этот фильм-очерк неброскими штрихами, без нервозности и нагнетания. Его стиль адекватен одноэтажным задворкам Балтимора – здесь нет небоскребов, слишком высоко не взлетишь. Но режиссерскую сдержанность вполне компенсирует ураганная актерская энергия МакКола Ломбарди, открытого два года назад шедевром Андреа Арнольд «Американская милашка» с Сашей Лэйн в главной роли (не пропустите эту девушку в другом фильме фестиваля, «Неправильное воспитание Кэмерон Пост»).
Награды и фестивали: Международный кинофестиваль в Сан-Себастьяне — премьера
Международный фестиваль Американского Киноинститута — участник программы
Международный фестиваль на Елисейских полях — участник программы
3 октября, 20:00 – Релаксер / Relaxer
США, 2018, 91 мин.
Режиссёр: Джоэль Потрикус
В ролях: Джошуа Бёрдж, Давид Дастмалчян, Андре Хайланд, Адина Ховард, Джо Андерсон
Накануне 2000 года Эбби сталкивается с главным вызовом в своей жизни. Нет, речь идет не о том, чтобы найти работу. Ведь работа для слабаков. Эбби должен пройти 256 уровень Pac-Man – непосильная задача даже для чемпионов видеоигр. И пока Эбби не добьется желаемого, он не встанет со своего дивана. То есть – не встанет буквально. Поэтому ему придется стать выживальщиком – найти способ, как ходить в туалет, и позаботиться о том, чтобы не умереть с голоду.
Приготовьтесь к тому, что все действие будет происходить в одной локации – маленькой задрипанной комнате. Ричард Линклейтер, Кевин Смит, Майк Джадж и даже братья Коэны в 1990-е эстетизировали и романтизировали образ американского поколения Х – обаятельных бездельников, не желающих участвовать в крысиной возне и стремиться быть социально успешными.
Сценарист и режиссер Джоэль Потрикус, начав с «Полудурка», продолжает изящно и не без глумления разрушать сложившийся миф о слэкерах и показывает, насколько это сложно быть настоящим релаксером. Люди на расслабоне, оказывается, напрягаются похлеще самых упертых карьеристов. Несмотря на то, что речь идет о 1990-х, фильм лишен модной сегодня ностальгии по давно прошедшей эпохе. Так что Потрикус идет сразу против двух конвенциональных трендов. «Релаксер» – жесткий, сатиричный и бескомпромиссный. И очень crazy.
Награды и фестивали: Фестиваль SXSW — участник программы
4 октября, 19:30 - Чёрный клановец / Blackkklansman, Q&A Антон Долин
США, 2018, 135 мин.
Режиссёр: Спайк Ли
В ролях: Джон Дэвид Вашингтон, Адам Драйвер, Лора Хэрриер, Роберт Джон Бёрк, Брайан Тарантина, Алек Болдуин
Афроамериканец Рон Сталлуорт (Джон Дэвид Вашингтон, сын великого Дензела Вашингтона) – полицейский, которого руководство отправляет на службу в провинциальный Колорадо-Спрингс – что почти немыслимо для Америки первой половины 1970-х, когда афроамериканское население страны гораздо больше нуждалось в защите своих прав, чем сегодня. Вряд ли темнокожий коп мог всерьез рассчитывать на карьеру. Если бы не подвернулось одно невероятное дело: коротая часы в участке, Рон набрал номер местной куклуксклановской ячейки и выдал себя в телефонном разговоре за истового расиста. Так началась великая авантюра по разоблачению преступной организации: Рон вёл телефонные переговоры, ну а представлять мнимого клановца во плоти выпало коллеге-еврею Флипу Циммерману (Адам Драйвер).
Название нового джойнта Спайка Ли (именно джойнтами, а не фильмами, он называет все свои работы) напоминает о blacksploitation-триллере 1966 года – там отец внедрялся в куклуксклан, чтобы отомстить за убийство дочери. Но Ли сделал комедию – это раз; и основана комедия исключительно на реальных событиях и автобиографии Сталлуорта – это два. Жизнь часто превосходит любые фантазии. Спродюсирован «Черный клановец» вместе с Джорданом Пилом, автором хоррор-фарса «Прочь» (Get Out, 2017). Обращение к прошлому для Ли и Пила – повод говорить о проблемах современной Америки, где президентствует Трамп. Актуальность темы – не помеха зрелищности: «Чёрный клановец» – чемпион профессиональных и зрительских симпатий. На Каннском фестивале он получил Гран-при, а на фестивале в Локарно покорил восьмитысячную аудиторию площади Пьяцца-Гранде.
Фильм предоставлен компанией Universal Pictures. В прокате с 4 октября.
Награды и фестивали: Каннский кинофестиваль — Гран-при жюри, приз экуменического жюри (особое упоминание)
Международный кинофестиваль в Локарно — приз зрительских симпатий
Международный кинофестиваль в Сиднее — участник программы
Международный кинофестиваль в Иерусалиме — участник программы
5 октября, 20:00 - С любовью, Саймон / Love, Simon, Q&A Владимир Барченков
США, 2018, 110 мин.
Режиссёр: Грег Берланти
В ролях: Ник Робинсон, Дженнифер Гарнер, Джош Дюамель, Кэтрин Лэнгфорд, Александра Шипп, Талита Бэйтман
Саймон Спир (Ник Робинсон) – обычный подросток, как он сам заявляет. Папа (Джош Дюамель) – красавчик и бывшая звезда школьной футбольной команды. Мама (Дженнифер Гарнер) – тоже красавица, да еще и отличница. Младшая сестра (Талита Бейтман) – умница и любимица семьи. Дом – для жителей с достатком выше среднего. Друзья – образцово хороши собой внешне и внутренне. Школа? Школа как школа, но буллинг в ней если и случается, то в легких формах, вроде пары обидных реплик, на которые можно огрызнуться и не получить по лицу. В общем, для «обычного подростка» как-то даже слишком хорошо, но есть у героя один большой секрет. Ему нравятся парни. А тут еще в школьном блоге завелся загадочный сверстник, поэтично сообщающий о той же проблеме.
К теме подросткового каминг-аута авторы фильма «С любовью, Саймон» постарались подойти серьезно, но без драматизма. То есть так, чтобы Саймон страдал не потому, что мир вокруг открыто враждебен, но потому, что даже в комфортных условиях (понимающие родители, отличные друзья, благополучная школа) сама необходимость выйти вперед и сообщить о себе что-то – пугает. А жизнь «в шкафу» не ужасающе, но все-таки мучительна. Кому рассказать не так страшно: маме, старинной подружке, новой подружке? Нужно ли потом менять джинсы и худи на что-то поярче? Режиссер Грег Берланти иронично обыгрывает клише, связанные с репрезентацией гомосексуальности в кино. А обостряет тлеющий внутри героя конфликт инцидент с шантажом и цепочкой лжи, которая превращает отношения с друзьями в комедию вроде шекспировских, но попроще. В итоге получается кино с легким сердцем, где неминуемы и ошибки, и благополучное их исправление.
6 октября, 15:00 - Громко бьются сердца / Hearts Beat Loud
США, 2018, 97 мин.
Режиссёр: Бретт Хейли
В ролях: Ник Офферман, Кирси Клемонс, Тед Дэнсон, Тони Коллетт, Саша Лэйн, Блайт Даннер
Фрэнк Фишер (Ник Офферман) – неулыбчивый, но всё равно обаятельный бородач, владелец скромного винилового магазинчика на грани закрытия. С мечтами о собственной музыкальной карьере Фрэнк уже расстался: певицей была его мать (Блайт Даннер), сегодня превратившаяся в смешную альцгеймерную старушку; певицей была его жена, погибшая много лет назад. И дочь Сэм (Кирси Клемонс) Фрэнк растил в одиночестве – хотя тут еще не ясно, кто кого растил: в свои 50 Фрэнк всё ещё похож на мальчишку, зато Сэм мудра не по годам и собирается покинуть родной Бруклин ради медицинского колледжа в Калифорнии. Это лето – последнее лето, которое отец и дочь могут провести вместе. Фрэнк подбивает Сэм на авантюру – записать песню ‘Hearts Beat Loud’. Выкладывает её в Spotify. И трек неожиданно становится хитом, что изрядно нарушает хороший жизненный план Сэм...
Тепло – самое точное слово для описания «Сердец», независимого фильма, чей сценарий напоминает романы Ника Хорнби (экранизация одного из них – «Голая Джульетта» – тоже в программе фестиваля). Отличный актерский состав: кроме исполнителей двух главных ролей, живость фильму придают изумительная австралийка Тони Коллетт (в роли домовладелицы Фрэнка, в которую он тайно влюблен) и открытие нулевых лет – Саша Лэйн (она играет подружку Сэм; не пропустите и «Неправильное воспитание Кэмерон Пост», еще один фильм фестиваля с этой актрисой). Лёгкость в каждом кадре – и каждой ноте.
Награды и фестивали: Международный кинофестиваль в Сарасоте – лучший фильм
Международный кинофестиваль в Висконсине – лучший фильм
Международный кинофестиваль в Эдинбурге – участник программы
Международный кинофестиваль в Кливленде – участник программы
9 октября, 20:15 - Мы койоты / We The Coyotes
Франция, США, 2018, 87 мин.
Режиссёр: Марко Ла Виа, Ханна Ладоул
В ролях: Морган Сэйлор, МакКол Ломбарди, Бетси Брандт, Клео Томас, Лорелей Линклейтер, Камерон Кроветти, Николас Кроветти
24 часа из жизни Аманды и Джейка (Морган Сэйлор и МакКол Ломбарди, звезда другого фильма фестиваля, «Соллерс-Пойнт»), молодой пары из Иллинойса, приехавшей покорять столицу Голливуда. Впрочем, о кинокарьере они не помышляют: Аманда пробуется на должность администратора в рекорд-компании, ну а Джейк еще не думал ни о чем конкретном, хотя любовь к французской поэзии, возможно, приведет его на работу в небольшой книжный магазин. Непохоже, чтобы город был рад гостям: неприятность следует за неприятностью, удар – за ударом. Но в 20 лет боль проходит быстро. А Лос-Анджелес пусть себе слезам не верит; всё ещё получится...
Дебют Ханны Ладул и Марко Ла Виа переполнен крупными планами, вплотную приближающими нас к героям; не проникнуться их маленькими приключениями в большом городе физически невозможно. Эмоциональный фильм не расходует попусту ни минуты экранного времени: в каждом кадре – и идиллия, и катастрофа, расстояние между ними сведено к нулю, а любое микрособытие выглядит судьбоносным.
11 октября, 20:00 - Человек на Луне / First Man
США, 2018, 138 мин.
Режиссёр: Дэмьен Шазелл
В ролях: Райан Гослинг, Клер Фой, Пабло Шрайбер, Кристофер Эбботт, Киран Хайндс, Кайл Чандлер
Нил Армстронг – американский Юрий Гагарин. Наш герой первым полетел в космос, их – первым ступил на Луну. Впрочем, «наш», «их» – неуместные разграничения; такие герои – герои везде, Армстронга в Советском Союзе с восторгом встречали даже в разгар холодной войны. Он приезжал к нам в 1970-м – путешествовал по стране, дарил тогдашнему премьеру Косыгину образцы лунного грунта и сам получал в подарок от Валентины Терешковой памятный значок, вручение которого осенял портрет Гагарина. Фильм, выходящий незадолго до юбилея лунной высадки (потрясающее событие случилось 20 июля 1969 года, во время космической экспедиции корабля «Аполлон-11»), рассказывает о том, что предшествовало подвигу: каким он парнем, этот Армстронг, был?
«Человек на Луне» – второй после «Ла-ла Ленд» (La La Land, 2016) совместный проект режиссера Дэмьена Шазелла и актера Райана Гослинга. Их партнерство – гарантия того, что самые сухие биографические факты будут окрашены лиризмом.
Фильм предоставлен компанией Universal Pictures. В прокате с 11 октября.
Награды и фестивали: Международный кинофестиваль в Торонто — участник программы
Венецианский кинофестиваль — участник программы
11 октября, 19:30 - Дикая жизнь / Wildlife, Q&A Антон Долин
США, 2018, 104 мин.
Режиссёр: Пол Дано
В ролях: Джейк Джилленхол, Кэри Маллиган, Эд Оксенбульд, Билл Кэмп, Лекси Анастасия, Кейт Джонс, Зои Маргарет Коллетти, Сара Мур
Грейт Фоллс, штат Монтана – маленький городок с неподобающе пышным названием. Сюда переезжает семья Бринсонов – Джерри (Джейк Джилленхол), Жанетт (Кэри Маллиган) и их 14-летний сын Джо (австралийский ребенок-звезда Эд Оксенбульд); на одном месте с таким непростым, конфликтным характером, как у гордеца Джерри, долго не усидеть. И работу в гольф-клубе Джерри теряет быстро; да что за дело до работы, когда есть миссия поважнее – борьба с лесным пожаром, бушующим в горах. Тем временем Жанетт, подрабатывающая инструктором по плаванию, знакомится с местным дельцом, мистером Миллером – не самым приятным типом. Но, кажется, этот мачо – именно то, что нужно сейчас женщине, утомленной переездами и домашним хозяйством...
«Дикая жизнь» – экранизация одноименного романа Ричарда Форда, режиссерский дебют великолепного молодого актера Пола Дано. Дано оказался режиссером экстра-класса: в этом филигранном фильме детально выверено всё – от любовно воссозданных примет времени (действие датировано первой половиной 1960-х) до психологии героев. На семейную драму Бринсонов мы смотрим глазами юного Джо: бытовая история наполняется чарующей недосказанностью и тем трепетным отношением к жизни, что возможно только в нежном подростковом возрасте.
Фильм предоставлен компанией «Капелла Фильм». В прокате с 18 октября.
Награды и фестивали: Каннский кинофестиваль – участник программы
Кинофестиваль «Сандэнс» – участник программы
Дата показа уточняется - Кто в пятницу родился / Friday's Child
США, 2018, 91 мин.
Режиссёр: А. Дж. Эдвардс
В ролях: Тай Шеридан, Имоджен Путс, Калеб Лэндри Джонс, Джеффри Райт, Бретт Батлер
Главному герою фильма «Кто в пятницу родился» исполняется восемнадцать. Но в отличие от тех, кто покинет семью и окунется в новую жизнь где-нибудь в колледже, Ричи (Тай Шеридан – звезда блокбастера «Первому игроку приготовиться», Ready Player One; и сандэнсовского тихого шедевра «Мад», Mud) рос в системе патронатного воспитания и опеки. И теперь ему предстоит войти во взрослую жизнь со всем набором взрослых проблем, помноженных на отсутствие поддержки. Снять жилье, притащить матрас, найти работу на стройке, попытаться не потерять работу, попытаться не потерять жилье. И так непростые задачи, так еще на скользкую дорожку толкает новый знакомый, сыгранный Калебом Лэндри Джонсом («Прочь», Get Out; «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», Three Billboards Outside Ebbing, Missouri; «Твин Пикс», Twin Peaks). У этого на лице написано, что он приносит проблемы.
Проза жизни здесь сталкивается с поэзией отдельных ее моментов. Автобусное знакомство. Мелкая кража. Несчастливая красотка из мира, где трава зеленее. У другого режиссера могла бы получиться драма в традициях сурового реализма, но А. Дж. Эдвардс снимает так, будто Терренс Малик взялся за будни беспризорников. А Тай Шеридан идеально подходит на роль молодого человека с напряженно-растерянным лицом. И эта растерянность обязательно рванет в финале, превращая драму повседневного – в трагедию неизбежного. Такое сочетание поэтического взгляда на молодость с безжалостностью оценки, которую ставит режиссер миру, эту молодость ломающему, выделяет фильм среди прочих, посвященных вхождению во взрослую жизнь. Рекомендуется тем, кто беззаботным сказкам предпочитает менее оптимистичное кино о гранях американской жизни.
Награды и фестивали: Международный кинофестиваль в Шанхае — лучшая мужская роль
Кинофестиваль SXSW — участник программы
13 октября, 11:30 - Отрочество / Boyhood, Q&A Антон Долин
США, 2014, 165 мин.
Режиссёр: Ричард Линклейтер
В ролях: Эллар Колтрейн, Лорелей Линклейтер, Патриция Аркетт, Итан Хоук, Элайджа Смит
История Мейсона Эванса-младшего (Эллар Колтрейн), мальчишки из Техаса, чьи родители (Итан Хоук и Патриция Аркетт) развелись из-за беспробудного пьянства отца. Первые школьные годы, «Гарри Поттер» и «Звездные войны», незаметное взросление, первый алкоголь и свидание, выпускной, скоро в колледж: за без малого три часа экранного времени проходят лучшие годы героя, ничем не примечательного – и совершенно замечательного...
В обычной жизни маленького человека (в начале фильма Мейсон, действительно, просто маленький мальчик) отражается весь мир с его глобальными передрягами, большой политикой и глобальной поп-культурой. Мейсон Эванс-младший – такой же значимый герой, как Гарри Поттер или Барак Обама. Ну а среди мировых кинематографических достижений у «Отрочества» – почетное место: уникальный проект снимался на протяжении 12 лет, фиксируя, как персонажи меняются вместе с актерами, дополняя вымышленные, по сценарию, события реальностью. Сестру Мейсона Саманту играет дочь самого Линклейтера, Лорелей. Впрочем, каждый фильм Ликлейтера – даже тот, где не снимаются его родственники, а действие происходит в фантастическом будущем, – глубоко личный.
Награды и фестивали: Премия «Оскар» — лучшая женская роль второго плана
Премия «Золотой Глобус» — лучший фильм/драма, лучший режиссёр, лучшая женская роль второго плана
Берлинский кинофестиваль — «Серебряный медведь» за режиссуру, премия читателей газеты Berliner Morgenstern, премия гильдии владельцев арт-хаусных кинотеатров
Премия BAFTA — лучший фильм, лучшая женская роль второго плана
Премия BIFA — лучший независимый международный фильм
Международный кинофестиваль в Сан-Себастьяне — приз FIPRESCI
Премия «Независимый дух» — лучший режиссёр, лучшая женская роль второго плана
Премия «Спутник» — лучший режиссёр, лучшая женская роль второго плана
Премия «Готэм» — приз зрительских симпатий
Международный кинофестиваль в Палм-Спрингс — премия им. Сонни Боно и др.
14 октября, 13:00 - Перед рассветом / Before Sunrise, Q&A Алиса Таёжная
США, Австрия, Швейцария, 1995, 105 мин.
Режиссёр: Ричард Линклейтер
В ролях: Итан Хоук, Жюли Дельпи, Андреа Экерт, Ханно Пёшль, Карл Брукшвайгер, Текс Рубиновиц, Эрни Мангольд, Доминик Кастелл
Джесси (Итан Хоук) – разговорчивый и общительный американец, просто не мог пройти мимо прекрасной французской ровесницы Селин (Жюли Дельпи). Они познакомились в поезде из Будапешта в Вену, откуда Джесси утром следующего дня должен улететь в Америку. Селин же возвращалась на учёбу в Париж, однако, поддавшись обаятельному натиску янки, решила с Парижем повременить и провести ночь в Вене. Не в отеле – пошловатый романчик совсем не входил в планы героев. Исключительно романтическую ночь – в прогулках по ночному городу и разговорах обо всём на свете: вере и путешествиях, уже пережитом любовном опыте прошлого и планах на будущее, прозаических пустяках и сочиненных экспромтом стихах...
16 июня 1994 года: Линклейтер точно датирует события фильма, легкого, как ночной летний воздух старой Европы. Время – такой же полноправный, живой и подвижный герой, как Джесси и Селин: в их возрасте время еще не пугает, оно кажется пусть ветреным, но другом. И утреннее расставание еще не омрачено сожалениями – ведь всё только начинается, впереди – радость, и нет ни малейших сомнений в том, что следующая встреча состоится ровно через полгода, на том же историческом месте. В фильме очень много слов, но они не оседают тяжестью пустой болтовни; слова здесь заряжены энергией азартной спортивной игры; у Линклейтера даже в европейском киноопыте сохраняется победительная натура американца (в его фильмографии, кстати, есть два превосходных спортивных фильма – «Несносные медведи», Bad News Bears; и «Каждому своё», Everybody Wants Some!!). И драйв этого независимого разговорного фильма сопоставим с хорошим голливудским боевиком.
Награды и фестивали: Берлинский кинофестиваль – лучший режиссер
Кинофестиваль «Сандэнс» – участник программы
Номинация на премию MTV Movie Awards – лучший поцелуй
14 октября, 16:00 - Перед закатом / Before Sunset
США, 2004, 80 мин.
Режиссёр: Ричард Линклейтер
В ролях: Итан Хоук, Жюли Дельпи, Вернон Доптчефф, Луиз Лемуан Торрес, Альбер Дельпи
Человек предполагает, а Бог располагает: Джесси и Селин снова встретились в Европе, только не через полгода, как планировали в Вене, а спустя девять лет, в Париже. Джесси приехал во Францию уже в статусе успешного писателя – его книга о далекой венской ночи стала международным бестселлером. Селин увидела его фото на обложке и заглянула в знаменитый книжный «Шекспир и компания» на пресс-конференцию. Ситуация по иронии судьбы повторяется – у Джесси снова считанные часы до самолета. Но в этот раз он, кажется, готов пропустить свой рейс: если взамен упущенной когда-то возможности жизнь предоставляет еще один шанс, грех им не воспользоваться.
Линклейтер проявляет потрясающее режиссерское мастерство, снимая Париж – наверное, самый затертый кинематографическим туризмом город – как в первый раз, глядя на исхоженные районы-кварталы Маре и левого берега Сены ясным и свежим взглядом. И никакой усталости – ни от города, ни от жизни – в фильме нет, хотя в прошлом у героев, кажется, было не так уж много счастливых дней. Линклейтер придумал «Перед закатом» вместе с актерами, привнесшим на экран собственные автобиографические мотивы: Хоук к моменту съёмок пережил неудачное супружество с Умой Турман, Дельпи – опыт построения голливудской карьеры. Что выйдет из новой встречи их героев – скоро узнаем.
Награды и фестивали: Номинация на премию «Оскар» — лучший адаптированный сценарий
Берлинский кинофестиваль — участник программы
Номинация на премию «Независимый дух» — лучший сценарий
Номинация на премию «Готэм» — лучший фильм
Премия международного сообщества любителей фильмов — лучший фильм
15 октября, 20:00 - Перед полуночью / Before Midnight
США, 2013, 109 мин.
Режиссёр: Ричард Линклейтер
В ролях: Итан Хоук, Жюли Дельпи, Шеймас Дэйви-Фитцпатрик, Дженнифер Прайор, Шарлотта Прайор, Ксения Калогеропулу
День в Париже не прошел даром: Джесси и Селин поженились. Спустя девять лет мы встречаем наших старых знакомых на греческом Пелопоннесе, где пара проводила каникулы вместе с двумя дочками и сыном Джесси от первого брака. От романтики, кажется, не осталось и следа, всю съел быт. Но, может, это только кажется?
В третьей части Ликлейтер радикально меняет жанр: это уже не ажурная романтическая зарисовка, и не проникнутая легкой грустью драмеди о неизбежных разочарованиях, но шумная, бурлескная комедия – о вечном семейном переполохе, непрестанной атаке будней и повседневной суете. В версии Линклейтера эта суета не столько утомительна, сколько увлекательна: его бодрость выглядит неподвластной губительному бегу времени, он видит энергию жизни даже в семейной рутине. А чисто американскую режиссерскую манеру подкрепляет горячность Средиземноморья.
Награды и фестивали: Номинация на премию «Оскар» — лучший адаптированный сценарий
Номинация на премию «Золотой Глобус» — лучшая женская роль в комедии/мюзикле
Голливудская кинопремия — лучший сценарий
Номинация на премию «Независимый дух» — лучшая женская роль, лучший сценарий
Номинация на премию «Готэм» — лучший независимый фильм
Номинация на премию «Спутник» — лучший адаптированный сценарий
Номинация на премию гильдии сценаристов США — лучший адаптированный сценарий
Номинация на премию альянса женщин киножурналистов — лучшая сценаристка
Кинофестиваль SXSW — участник программы
18 октября, 19:30 - Т(о)варищи на века: Часть 1 / Best F(R)Iends Volume One
США, 2017, 102 мин.
Режиссёр: Джастин МакГрегор
В ролях: Грег Сестеро, Томми Вайсо, Кристен СтефенсонПино, Винс Джоливетт, Рик Эдвардс
Судьба сводит бродягу и попрошайку Джона Кортину (Грег Сестеро) с гробовщиком Харви Льюисом (Томми Вайсо). Харви криповый, зато сердце у него золотое. Джон воспользуется доверием нового друга и вскоре осознает, что поступил плохо…
С 2003 года аудитория Томми Вайсо разрослась до невероятия. Фанаты «Комнаты» не могли дождаться, когда их кумир, наконец, сделает очередной шаг в карьере и выдаст что-то если не равновеликое культовому хиту, то хоть что-нибудь. Все равно – что. Терпение поклонников вознаграждено. Спустя пятнадцать лет Сестеро и Вайсо воссоединились, чтобы взорвать танцпол культового кино. Несколько лет ходили слухи о том, что Вайсо работает над целым сериалом. Что ж, плохие новости: сериала не получилось. Но есть и хорошие. Получилось очень странное кино в двух томах (прямо как у Тарантино!).
Первый том позиционируют как черную комедию, но вообще это мрачное buddy movie с подходящим музыкальным сопровождением Дэниела Платцмана из Imagine Dragons. Сравнений с «Комнатой» ему не избежать. Плюс в том, что у «Т(о)варищей на века» уже есть готовая база фанатов. Минус: это совсем другой фильм. Он не настолько хорош, как «Комната», потому что не настолько плох, как «Комната». Но настолько же волнующий. На этот раз сценарий фильма писал сам Систеро, а режиссером картины стал новичок Джастин МакГрегор.
Награды и фестивали: Международный кинофестиваль «Гаспарилла»— специальный приз жюри
Международный кинофестиваль MayDay — лучшая операторская работа
18 октября, 22:00 - Т(о)варищи на века: Часть 2 / Best F(R)Iends Volume Two, Q&A Александр Павлов
США, 2018, 92 мин.
Режиссёр: Джастин МакГрегор
В ролях: Грег Сестеро, Томми Вайсо, Кристен СтефенсонПино, Рик Эдвардс, Канту Р.Дж.
Дилогию разделили на две серии не просто так. Несмотря на то, что второй том продолжает рассказывать уже знакомую нам историю, это другой фильм – как по настроению, так и по общей структуре. Теперь это, с одной стороны, криминальный триллер, с другой – совсем уже арт-кино. Поэтому мы узнаем не только то, чем закончилось преступное предприятие Джона, но и то, про что нам не рассказали в первом томе. Так, станет ясно, почему в самом начале Джон очнулся с разбитым лицом и в окровавленной майке. Кроме того, мы ближе познакомимся с героем Вайсо – Харви.
При просмотре второго тома не до смеха. Здесь еще больше мрака. Еще больше странных и сомнительных персонажей. Туманные флэшбеки сменяются обычным нарративом, который разбавляется кошмарными снами Джона. От этого кино приобретает абсолютно сюрреалистичный характер и становится в хорошем смысле слова «линчевским». Томми Вайсо здесь не так много, зато его используют строго по назначению – он просто «играет», то есть, говорит с тем же акцентом и интонацией, также фальшиво смеется и, конечно, забирает все внимание зрителей. Без первого тома смотреть второй не имеет никакого смысла. Равно как и первый без второго. Must see.
19 октября, 22:00 – Комната / The Room, Q&A Александр Павлов
США, 2003, 99 мин.
Режиссёр: Томми Вайсо
В ролях: Томми Вайсо, Грег Сестеро, Джульетт Даниэль, Филипп Халдиман, Кэролин Минотт, Робин Пэрис
Джонни живет как сыр в масле. У него есть работа, невеста Лиза и друг Марк (Oh, hi Mark). Но не все гладко в раю. Лиза не уверена, любит ли она Джонни, потому что Марк ей тоже нравится. История успеха (What a story, Mark!) худшего фильма в истории такова. «Комната» вышла на экраны в 2003 году и с оглушительном треском провалилась. Однако американские поклонники «таких плохих, что даже хороших фильмов» всеми силами начали распространять культ «Комнаты». Наконец, сарафан дошел до Тома Бисселла, и он в 2010 году в Harper's Magazine прославил фильм как пост-кэмп. Влогеры стали снимать ироничные обзоры на «Комнату», а исследователи кино – разбираться в феномене Томми Вайсо. Дальше больше. В 2013 году вышла книга Грега Сестеро «Горе-творец: Моя жизнь в “Комнате”, величайшем плохом фильме всех времен», которую через несколько лет экранизировал Джеймс Франко.
В результате «Комната» – главный культовый фильм XXI века. Благодаря Вайсо, сегодня мы произносим фразы «Я умираю, и никто не может мне помочь» и «Ладно, как там твоя сексуальная жизнь?», а также пьем наш любимый напиток Скотчка – волшебный микс скотча и водки. Увидеть это на большом экране означает получить невероятный опыт и осознать, что такое новейшие образцы cult classics. Захватите с собой лепестки роз, чайные ложки и бутылки с водой, чтобы в нужные моменты швырять их в экран. You’re Tearing Us Apart, «Комната»! О, привет, Марк.
Награды и фестивали: Международный фестиваль независимого кино и видео в Нью-Йорке — приз зрительских симпатий
25 октября, 20:00 – Джонатан / Jonathan
США, 2018, 95 мин.
Режиссёр: Билл Оливер
В ролях: Энсел Элгорт, Патриша Кларксон, Сьюки Уотерхаус, Мэтт Бомер, Дуглас Ходж, Джо Эгендер
Джонатан (Энсель Элгорт) – молодой обитатель Манхэттена, стремящийся к уединению даже в нью-йоркской суете. Он просыпается в 7 утра и отправляется на работу – полставки чертежника в архитектурном бюро; от полного рабочего дня Джонатан упрямо отказывается, ссылаясь на необходимость ухода за больным родственником. Но всё обстоит несколько иначе: возвращаясь из офиса, Джонатан ложится спать – чтобы проснуться следующим утром и обнаружить завтрак и видео, рассказывающее, как прошла вторая половина вчерашнего дня...
Паранойя и мелодрама – оборотные стороны «Джонатана», играющего жанрами и эмоциональными состояниями; этот фильм сродни своему герою – остросюжетный перевертыш; арт-оборотень. Энсель Элгорт, звезда «Малыша на драйве», ещё не повзрослел, но уже нарастил мускулы драматического актера: в этой хитрой придуманной «фантастике без спецэффектов» он играет двух персонажей, буквально запертых в одном человеческом теле. Назвать фильм бенефисом Элгорта не позволяет присутствие двух отличных актрис разных поколений: Патриша Кларксон играет доктора, курирующего необычного юношу с детских лет, а Сьюки Уотерхаус – барменшу, чьё появление в жизни Джонатана приводит к роковым последствиям.
Фильм предоставлен компанией «Капелла Фильм»
Награды и фестивали: Международный кинофестиваль «Трайбека» — премьера
31 октября, 20:00 - Донни Дарко / Donnie Darko, Q&A Александр Павлов
США, 2001, 113 мин.
Режиссёр: Ричард Келли
В ролях: Джейк Джилленхол, Джена Мэлоун, Мэри МакДоннелл, Мэгги Джилленхол, Патрик Суэйзи, Дрю Бэрримор
Когда 17 лет назад в прокат вышел первый фильм 26-летнего Ричарда Келли «Донни Дарко», это уже было чудом. Никто не верил в эту странную и ни на что не похожую картину, в этот чудной микс спилберговской подростковой фантастики и апокалиптических видений, снятый за 28 дней на смехотворный бюджет в четыре с половиной миллиона долларов.
Его почти не рекламировали: в ролике с неба падал самолет, а премьера была назначена на осень 2001 года и состоялась 26 октября – через полтора месяца после падения башен-близнецов. Его хотели выпускать сразу на телевидении, но, к счастью, продюсерам позвонил Кристофер Нолан и убедил их, что испытавшее шок человечество обязано увидеть пророческие видения Донни на большом экране.
Фильм все-таки вышел в прокат, но увидели его совсем немногие; он еле окупил свой бюджет. Быть может, травмированным американцам было еще слишком рано смотреть фильм про то, как проблемному подростку Донни является огромный чудовищный кролик и сообщает, что через 28 дней, 6 часов, 42 минуты и 16 секунд наступит конец света. Может, им просто не захотелось вместе с Донни выслушивать диагноз его психоаналитика («глюки, отрыв от реальности, шизофрения») и наблюдать, как семейный дом в тихом калифорнийском пригороде втягивает в себя космическая бездна.
Но потом с фильмом приключились удивительные вещи. Критики в один голос провозгласили его шедевром, а самого дебютанта Келли – гением-провидцем. В артхаусном кинотеатре в Нью-Йорке «Донни» шел два с половиной года без перерыва, а на премьеру режиссерской версии, вышедшей три года спустя, билеты были проданы за считанные минуты.
Через пять лет после «Донни Дарко» Ричард Келли снял еще одну научно-фантастическую драму – «Сказки Юга» (Southland Tales, 2006). Этот фильм ждала та же печальная прокатная судьба, но уже не столь впечатляющие отзывы критики. Еще через три года он выпустил триллер «Посылка» (The Box, 2009), который некоторые похвалили, но большинство снова проигнорировало.
Вот уже почти десять лет Ричард Келли не снимает кино, но ходят слухи, что в тиши своего офиса он готовит сиквел «Донни Дарко». Даже если это не так, лучшего фильма для того, чтобы подарить себе незабываемый Хэллоуин, не существует. Все-таки редко бывает, когда от большого произведения искусства становится по-настоящему страшно.
Награды и фестивали: Кинофестиваль «Сандэнс» – участник программы
Международный кинофестиваль в Сиджесе – лучший сценарий
Международный фестиваль фантастических фильмов в Жерармере – лучшая премьера
Номинация на премию «Независимый дух» – лучшая мужская роль, лучший дебют, лучший дебютный сценарий