Во Дворце фестивалей Auditorium Parco della Musica в рамках 13-го Международного кинофестиваля в Риме (Rome Film Festival) 23 октября 2018 года состоится мировая премьера фильма «Донбасс. Окраина» режиссера Рената Давлетьярова. Картина представляет Россию в официальной программе киносмотра. Фильм создан при поддержке Министерства культуры РФ. Российский прокат запланирован на весну 2019 года.
Римский Международный кинофестиваль проходит с 18 по 28 октября 2018 года. На церемонии открытия состоится мировая премьера фильма «Ничего хорошего в отеле «Эль Рояль» (реж. Дрю Годдард) с участием голливудских звезд Джеффа Бриджеса, Дакоты Джонсон, Криса Хемсворта, Джонна Хэмма и других. Почетные призы Римского кинофестиваля за неоценимый вклад в киноискусство в этом году получат выдающийся режиссер Мартин Скорсези и французская звезда с мировым статусом Изабель Юппер.
Август, 2014 г. Окраина Донецка. Молодой солдат украинской армии Андрей Соколов, направленный в зону военных действий водителем, спасаясь от обстрела, попадает в подвал жилого дома, где вынужденно знакомится с несколькими совершенно разными людьми. Они пришли с разных сторон, у них разные судьбы и мировоззрение. Но все они объединены одной мечтой – чтобы эта война закончилась как можно скорее…
Фильм о трагедии вооруженного конфликта в Донбассе в 2014 г. снят на основе реальных событий, с очевидцами которых (ставшими прототипами героев картины) был знаком сценарист, находившийся в это время в эпицентре событий.
В феврале 2014 г. в Украине в результате многомесячного политического противостояния между Президентом и оппозицией произошел государственный переворот. В Днепропетровске, Одессе, Харькове и других городах начались массовые митинги, выражавшие недоверие новой власти. В Луганске и Донецке были проведены референдумы о фактической независимости этих регионов. В ответ 13 апреля 2014 г. Совет национальной безопасности Украины принял решение начать широкомасштабную военную операцию на востоке страны.
За сухими фактами пролога к военному триллеру скрывается жестокая драма человеческих судеб. Герои фильма, которых сыграли актеры: Гела Месхи, Евгений Михеев, Сергей Холмогоров, Анна Пескова, Ульяна Курочкина, Женя Малахова, разговаривают между собой на русском и украинском языках, прекрасно друг друга понимая, но переживая болезненную самоидентификацию на фоне трагических событий.
Съемки фильма проходили осенью 2017 года в Крыму под Евпаторией, в заброшенном квартале посёлка Мирный. Из местных воинских частей был выделен БТР, а машины и автобусы свозили со всего полуострова. Для заключительной сцены использовались 50-метровые дождевые установки. Актеры, чтобы не замерзнуть, под одежду надевали водолазные костюмы.
В съемках картины были задействованы жители Крыма, некоторые актеры и участники съёмочной группы, которые родились в Донбассе. Первыми на площадку «прибыли» местные голуби. Хозяин привез их в новое место за три месяца до начала процесса, чтобы те освоились и слушались команды. На съемках за птицами следил участник съемочной группы, имеющий в Москве свою голубятню. Именно он подкармливал птиц и управлял ими, когда снимали сцены с полетами. Во время взрыва ни один голубь не пострадал.
Ренат Давлетьяров, режиссер: «Все происходящее в фильме «Донбасс. Окраина» основано на реальных событиях. Сценарист фильма c начала конфликта находился на Донбассе, где собрал несколько историй, вошедших в окончательный сценарий. Важно то, что действие происходит не сегодня, а в 2014 году, когда всё только начиналось. Это не боевик, а «простая» война, по Хемингуэю, когда есть основные задачи: выжить, найти воду, лекарства, пищу».
Алексей Тимошкин, сценарист: «Я родился в Житомире, а когда всё началось, находился в Донбассе. «Тишина в центре урагана», такую атмосферу мы хотели передать. У нас минимум боевых сцен. Всё завязано на историях людей, которые оказались в центре воронки. Период, когда все только начиналось, и ты ещё не понимаешь, кто твой враг, а кто - друг. Ощущение потерянности. Девушка — ставшая прототипом одной из героинь, рассказывала: когда раздались взрывы, она ехала в автобусе. Она выбежала и раненная забежала в квартиру, откуда забрала не деньги или документы, а ящик с утятами. И с ними спряталась в подвале. Война не «где-то там», она начинается неожиданно».
Анна Пескова, сопродюсер, актриса (Оксана): «Этот фильм не затрагивает политические межгосударственные взаимоотношения, он рассказывает о человеческих судьбах и о выборе, который приходится делать каждому герою. Как и в жизни, в нашем фильме персонажи, совершая определенный поступок, сами предопределяют свою дальнейшую судьбу».
Гела Месхи (Анатолий): «Большинство крупных мировых событий мы видим и знаем очень поверхностно, не вдаваясь в подробности и не понимая, что же происходит внутри. Наша картина как раз даёт возможность углубиться в историю, которая так или иначе коснулась всех нас. И всё это через художественный фильм, при просмотре которого можно и плакать, и улыбаться сквозь слезы, и сопереживать. Несмотря на катаклизмы, стихийные бедствия и войну мы, люди, должны заботиться друг о друге и помогать, невзирая на расу, веру, национальность и страну проживания. Об этом наш фильм».
Сергей Холмогоров (Колосовский): «В картине есть и лирические, и смешные моменты. На войне, как в жизни, все случается - и смех, и слезы, и трагедии, и смерти, и любовь, и рождение. И взрывы, и погони, и драки: здесь всё это есть в нашем фильме, хотя, конечно, здесь больше трагизма и человеческой боли».
Женя Малахова (Наталья): «Моя героиня находится в подвале всего несколько часов, но если принимать во внимание что происходит наверху, то эти несколько часов - как целая жизнь. Когда я проходила по этим улицам, у меня действительно было ощущение того, что мы находились в самом эпицентре. И страшно представить, что это не игра, а настоящая жизнь».
Екатерина Мцитуридзе, генеральный директор Роскино: «Для России, в сегодняшней социально-политической обстановке, участие наших фильмов в программе престижных международных кинофестивалей и рынков, имеет принципиальное значение. Во-первых, творческое высказывание, каких бы взглядов ни придерживался автор - это точка зрения и призыв к обсуждению, обозначенной темы. А диалог, как известно, лучший способ преодоления отчуждения как между людьми, так и между странами. Во-вторых, российская киноиндустрия, которая сегодня во многом сконцентрирована на коммерческом успехе на внутреннем рынке, что само по себе задача понятная, не должна упускать из виду актуальные мировые тенденции – экспансии на международные рынки, как способ донести свой взгляд до максимально широкого круга зрителей не только в своей стране, но и во всем мире. Мы рады, что отборщики Римского кинофестиваля, а это известные киноэксперты, включили новую картину Рената Давлетьярова «Донбасс. Окраина» в свою официальную программу. Тема фильма острая, вызывающая боль у любого человека, способного сопереживать. Тем важнее международный резонанс.
Мы участвовали в работе Римского кинофестиваля в 2012 году с большим успехом - с фильмом открытия «В ожидании моря» Бахтияра Худойназарова. Я хочу отметить, что Рим город, влюбленный в кино, публика доброжелательная и благодарная. Надеемся, что картина из России и в этот раз в Риме вызовет живой интерес».
Донбасс. Окраина
2018 г., Россия, 96 мин.
Жанр: военная драма, триллер
Режиссер-постановщик: Ренат Давлетьяров
Автор сценария: Алексей Тимошкин
Оператор: Кирилл Клепалов
Художник: Резо Касаткин
Композитор: Роман Дормидошин
Монтаж: Матвей Епанчинцев
Продюсеры: Ренат Давлетьяров, Григорий Подземельный, Анна Пескова
Производство: «Интерфест», «ДАПродакшн», «Пропеллер Продакшн» при поддержке Министерства культуры РФ
Российский прокат: весна 2019 года
В ролях: Гела Месхи (Анатолий), Евгений Михеев (Андрей Соколов), Сергей Холмогоров (Колосовский), Ульяна Курочкина (Татьяна), Анна Пескова (Оксана), Женя Малахова (Наталья), Валентина Попова (Анна Васильевна), Иван Неклюдов (Витя)