С 14 по 25 декабря в киноцентре «Октябрь» в рамках проекта «Каро.Арт» пройдет ретроспектива одного из самых влиятельных режиссеров за всю историю мирового кино Акиры Куросавы. Ретроспектива организована Синематекой «Искусство кино» совместно с Посольством Японии в России и Японским фондом в рамках года Японии в России.
Акира Куросава снял более 30 фильмов и заслуженно считается классиком японского кино. Его творчество оказало огромное влияние не только на национальный, но и на мировой кинематограф. Фильм Куросавы «Расёмон» (1950) стал первым неевропейским фильмом, получившим «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале.
В рамках ретроспективы будет показано 8 фильмов режиссера: «Еще нет», «Скандал», «Тихий поединок», «Идиот», «Дерсу Узала», «Семь самураев», «Трон в крови» и «Ран».
Кинокритик, главный редактор журнала «Искусство кино» Антон Долин отмечает: «Совершенно ясно, что Куросава — это не просто один из японских режиссёров, не просто великий мастер, но человек, который, по сути, сделал и японский кинематограф, а в известной степени и японскую культуру открытыми для всего мира: и для Европы, и для Америки. Его влияние колоссально. Отпечаток его фильмов мы можем увидеть и в европейском кино, и в российском, и у Тарковского, и даже в Голливуде. Известно, что тот же Джордж Лукас позаимствовал именно у него сюжет для первых «Звёздных войн». Поэтому напомнить о том, как прекрасен Куросава, и продемонстрировать его величие во всей красе на большом экране, в какой-то степени было нашим долгом.
Мы хотели представить весь спектр творчества Куросавы. Тут есть и монументальные самурайские картины, такие как «Семь самураев», и его интерпретация Шекспира, «Трон в крови» и «Ран», и с другой стороны, фильмы драматические, интимные, современные, которые можно назвать источником вдохновения для многих режиссёров сегодняшнего социального кино».
В фильмах о самураях и феодальной Японии Куросава создавал «образ добрых людей и великих героев, которые жили в старые времена». В «Семи самураях» (1954) режиссер рассказывает историю воинов по найму, вызвавшихся защитить деревню от разбойников. «Семь самураев» быстро завоевали популярность, как в стране, так и за рубежом, и стали объектом многочисленных подражаний, из которых наиболее известным является фильм Джона Стерджеса «Великолепная семёрка».
«Я почти уверен, что самым ажиотажным будет показ «Семи самураев», - подчеркивает Антон Долин. — Опыт показывает, что наиболее знаменитые картины собирают больше зрителей, что, конечно, обидно. Приятнее было бы видеть переполненные залы на редких фильмах. Но «Семь самураев» — один из шедевров Куросавы, фильм, который совсем недавно, по итогам очередного опроса, был назван фильмом всех времён и народов. В этих обстоятельствах, я думаю, интерес зрителей совершенно неизбежен».
Часто Куросава обращался к сюжетам Уильяма Шекспира, перенося их в декорации средневековой Японии. «Трон в крови» (1957) вдохновлен пьесой «Макбет», а шедевр батального кино «Ран» (1985) — «Королем Лиром» и самурайским эпосом.
Заметное влияние на творчество Акиры Куросавы оказала русская литература. Режиссер создал фильм «Идиот» (1951) по мотивам одноименного романа Федора Достоевского. Действие картины происходит в послевоенной Японии. Фильм «Дерсу Узала» (1975) он снял в Советском Союзе на студии «Мосфильм» по одноименной повести русского исследователя Владимира Арсеньева. За этот фильм Куросава получил премию «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм».
Есть в фильмографии Куросавы и фильмы о человеческих взаимоотношениях и жертвах, на которые приходится идти ради близких. Фильм «Тихий поединок» (1949) показывает трагедию военного хирурга, случайно заразившегося сифилисом во время операции и из-за болезни принявшего решение навсегда расстаться со своей невестой. «Скандал» (1950) поднимает темы неуважения к личной жизни и подмены понятий и ценностей в угоду личным интересам.
Биографическая драма о жизни японского академика Хяккэна Утиды «Еще нет» (1994) стала последним фильмом Куросавы. Картина получила четыре премии Японской киноакадемии.