В четверг, 10 января, на «Дакаре» стартовал марафонский этап, который состоит из дистанций двух дней, разделенных ночным перерывом, где экипажам своими силами нужно ремонтировать транспортные средства без возможности пользоваться поддержкой сервисных команд.
Машины сервисных служб остались на бивуаке в Арекипе. Часть пелотона уехала на маршрут, ведущий к бивуаку Такна, готовый принять лишь гонщиков на грузовиках, «SxS» и автомобилях, а также автомобили судейских служб, организаторов ралли. Для зачетов «Мото» и «Квадроциклов» маршрут дня был иным и сегодня пути зачетных категорий разошлись – они ночуют на бивуаке в Мокегуа.
Поскольку помощь механиков этим вечером запрещена, а какой-никакой ремонт может понадобиться, на старт автомобили вышли с дополнительным весовым гандикапом в виде груза запасных частей и инструмента, что значительно увеличило массу спортивной техники. К счастью, маршрут дня проходил по твердым покрытиям - песчаные трассы и дюны отсутствовали.
Экипажи «Маз-Спортавто», выступающие при поддержке компании «Газпромнефть – смазочные материалы» и премиального бренда масел G-Energy, успешно завершили день, добравшись до финиша.
Четвертый этап состоял из двух спецучастков суммарной дистанцией 405 километров, разделенных 53-километровой зоной нейтрализации. Почти половина гоночного каравана в предыдущий день прибыла на бивуак в Арекину поздно ночью, экипаж Сергея Вязовича заехал в расположение сервисной команды около четырех утра - времени на сон той ночью было катастрофически мало. Ведь уже в 8:56 экипаж грузовика стартовал в сторону старта четвертого спецучастка, до которого надо было преодолеть 85 километров лиазона.
Первая часть дистанции скоростного участка была проложена по бездорожью с секциями «феш-феш» и непростой навигацией, во второй части преобладало каменистое, гравийное покрытие. Пришлось аккуратно проезжать высохшие русла рек и узкие каньоны, изобилующие камнями и коварными «ступеньками».
Лучшее время из трех экипажей «Маз-Спортавто» показал Сергей Вязович, он финишировал четвертым на СУ-4. И улучшил свою позицию, поднявшись с 22-го места в итоговой классификации на 17-е. Алексей Вишневский имел небольшие проблемы с автомобилем и после их устранения, смог добраться до финиша, обосновавшись на 14-й строке в протоколах хронометража. Александр Василевский отыскал «золотую середину» и финишировал 12-м без каких-либо происшествий и приключений.
Сергей Вязович, пилот грузовика № 501: «Для нас спецучасток прошел без происшествий, разве кроме того, что мы остановились около Леши Вишневского, у которого открутилась турбина. Ребята сами справились, помощь оказалась не нужна. Мы сегодня стартовали из «хвоста» и, пожалуй, у меня за семь лет участия в «Дакаре» столько обгонов не было, сколько сегодня. Соперники были медлительными, всё прошло успешно, тут наконец-то удача вернулась к нам. На самом деле хотите верьте, а хотите нет, но на «прологе» натерло ремнем мне крестик на шее, который я снял и два дня не надевал, сегодня надел».
Алексей Вишневский, пилот грузовика № 511: «Первую часть спецучастка мы проехали неплохо, в зоне нейтрализации перед стартом второй части СУ остановились, осознав, что у нас оторвалась выхлопная гофра. Попытались починить на месте. Стартовали на вторую часть, успев «в свою минуту», а через 20-ть километров пришлось остановиться – выяснилось, что у нас открутилась турбина и именно из-за этого порвалась гофра. Пришлось всё закручивать на три болта, так как к четвертому нам было в таких условиях не подступиться и потребовалось бы все разобрать. Сейчас, когда мы ехали, узел снова раскрутился, и мы чудом добрались до финиша».
Лучшее время дня сегодня показал Андрей Каргинов команды «Камаз-Мастер», вслед за ним через полторы минуты финишировал Марчин Мацик на Лиазе и Айрат Мардеев замкнул тройку лидеров дня, обогнав Вязовича на 13 минут. Однако сегодняшний спецучасток был столь результативным не для всех: Тон Ван Генугтен устранял проблему со сбоем двигателя еще до старта спецучастка, для чего ему потребовался продолжительный, двухчасовой ремонт и скорее всего, ему грозит серьезная пенализация. Недалеко после старта спецучастка потерял много времени Эдуард Николаев, у Мартина Коломы были проблемы с карданным валом, оформили сход также два экипажа на «Манах» испанец Альберто Херрера и голландец Эд Вигман. В целом, до финиша четвертого спецучастка не добралось 16 грузовиков из 36 стартовавших на этом этапе.
Бивуак в Такне (расположенный на территории небольшой войсковой части) оборудован необходимыми удобствами и пилоты, по желанию, могут отдохнуть не в собственных палатках, а на двухъярусных кроватях в казармах. Огороженная территория, где спортивная техника размещена не на пыльном грунте, а на бетонном покрытии, просторная столовая, душ и туалеты – все это обещает скрасить неудобства предыдущей бессонной ночи.
По итогам четырех этапов грузовик Алексея Вишневского занимает 10-ю позицию генеральной классификации. Следом за ним на 11-м месте расположился экипаж Александра Василевского, Сергей Вязович на 17-м месте зачета "Грузовики".
Постоянная смена характеристик покрытий спецучастка – серьёзное испытание даже для гоночных грузовиков и их моторов. Пристальное внимание в команде «Маз-Спортавто» уделяется узлам, в которых работают масла – его замены проходят в процессе гонки. Каждый день технический специалист, сопровождающий команду на «Дакаре-2019», проводит анализы проб работавших масел G-Energy и в зависимости от результатов анализа масло меняют. Техник анализирует состав, вязкость и наличие металлических частиц износа деталей в пробах масла, а затем дает рекомендации, как по замене смазочных материалов, так и деталей трения. Пробы берутся ежедневно, но определенного регламента «сегодня меняем это» - нет.
На старт четвертого этапа не вышел экипаж Владимира Васильева и Константина Жильцова, выступающие в зачете «Внедорожники», и при поддержке G-Energy гонку продолжают лишь экипажи команды «Маз-Спортавто».
В пятницу, 11 января, гонщики вернутся по спортивному маршруту на бивуак в Арекипу, но для этого им предстоит тяжелый гоночный день - «дакаровцев» ждет короткий 43-километровый лиазон и спецучасток, разделенный зоной нейтрализации в 67 километров. Общая протяженность этапа составит 714 километров, из которых 197 километров приходится на лиазоны и 517 километров спецучастка.
Грузовики, автомобили и «SхS» будут стартовать попарно в живописном месте вдоль берега океана. После этого автотранспорту придется добраться до больших дюн, где организаторы обещают «приключения».
Дорожное покрытие этапа: 60% - бездорожье, из которых немного больше половины придутся на мягкий грунт, дюны и песок, а оставшиеся 40% - гравий, камни и «феш-феш». Характер спецучастка будет похож на третий СУ, вновь будут гравий, камни, движение по руслам рек, спуски и подъёмы в каньонах, а под конец трек заведет экипажи в дюны. После зоны нейтрализации нужно будет уделять повышенное внимание подвеске автомобилей и покрышкам - снова начнутся русла рек с множеством камней на треке. После финиша на скоростной дистанции останется преодолеть 153 километра лиазона до бивуака в Арекипе.
По сообщению организаторов: старт будет отложен на час по соображениям безопасности. По прогнозу метеорологов ранним утром ожидается сильный туман, который помешает поднять в воздух вертолеты – новое время старта на спецучастке для внедорожников и грузовиков 9:50.