Шестой этап ралли-марафона «Дакар-2019» завершился в Перу в воскресенье. За первую неделю соревнования, от этапа к этапу сокращается количество участников и грузовой зачет не стал исключением. «Маз-Спортавто» продолжает борьбу в полном составе, однако не все складывается так, как было задумано.
Результат в мониторинге сегодняшнего спецучастка оказался радостным для болельщиков Сергея Вязовича, который приехал на финиш первым. Кажется, вот оно – мастерство вождения все-таки может нивелировать разницу в энерговооруженности «Камазов» и «Мазов» … Однако, выяснив детали, стало ясно, что победа будет омрачена последующим назначением штрафного времени за отсутствие отметки на одной из путевых точек.
Трек от Яуки до Сан-Хуан-де-Маркона мог показаться приятной поездкой, ведь менее 100 километров отделяют эти места от побережья Тихого океана. Но «Дакар» подготовил новый вызов для участников: после довольно-таки протяженного сектора связи (лиазона) им предстояло взяться за штурм самого сложного массива дюн в ралли – дюн Танаки. Затем следовала «песочница» полегче – дюны Акари, с которыми участники уже познакомились в ходе третьего этапа, но сейчас трек был проложен по ним иначе. Проезд по пляжной полосе Пуэрто-де-Ломас был призван дать экипажам небольшой отдых после активной «рулежки». И в финальной части этапа переезд по уже известным Дюна-Гранде и Дюна-Аргентина, которые не настолько сложные, как предыдущие массивы дюн, но довольно изнуряющие для уставших к финишу гонщиков.
Вязович отлично прошел первую часть скоростной дистанции этапа, с самого старта задав высокий темп. В первых же дюнах он догнал Сотникова, Николаева и Генугтена, стартовавших на этапе перед «Мазом» № 501 — это дало преимущество в 4,6 мин. и 8 мин. перед каждым из них. В таком же порядке лидеры грузового зачета доехали до участка первой зоны нейтрализации. Стартовав на вторую часть спецучастка, буквально через 20 километров остановился с техническими проблемами Тон ван Генугтен. Вязович, Николаев и Сотников втроем продолжили движение дальше. Километров через 50 после остановки Генугтена увяз в песке Дмитрий Сотников из «Камаз-Мастер». Отметив по зеркалам заднего вида отсутствие коллеги по команде, Эдуард Николаев остановился ждать грузовик № 514 (грузовики «синей армады» страховали друг друга на трассе).
Однако, вырвавшийся вперед «Маз» Сергея Вязовича не справился с «загадкой» от организаторов: двигаясь по указаниям дорожной книги, экипаж выехал к протяженному спуску с дюны, а выше (на гребне), была «спрятана» 108-я путевая точка (WP7). Двигаясь по боковому уклону, грузовик постепенно спускался вниз, в этот момент для приборов контроля «открылась» точка, но она оказалась на песчаной гряде сверху. Огромная дюна с рыхлым песком высотой с многоэтажный дом (более 300 метров) с которой можно только спуститься и не представлялось возможным взять ее обратно штурмом. На финиш экипаж приехал первым из основных соперников, но пенализации за «не взятую» точку уже не избежать.
Сергей Вязович, пилот грузовика № 501: «День, в целом, был неплох – мы стартовали четвертым грузовиком, на финиш приехали первым. По пути обогнав Генугтена, Сотникова и Николаева. Можно было бы радоваться результату, но есть одно «но». На одном из крутых спусков, по которому можно двигаться только боком, мы не удержали грузовик на треке, и пришлось спуститься вниз, двигаясь четко по «роудбуку» как прописано, но наверху осталась одна из точек. Минут 20-ть мы пытались вернуться, но это очень высоко. Спуск был обозначен дальше, на следующей точке. Почему столь высокий песчаный массив не был указан в книге? Это нас удивляет. Риск упасть на бок, пытаясь заехать наверх, был слишком велик. Как правило, в предыдущие дни о местах, где попадались такие крутые спуски, на которых нельзя подняться обратно, организаторы еще вечером предупреждали на брифинге. И о том, что, спустившись, назад вы не подниметесь. По регламенту за отсутствие отметки на точке нам дадут час пенализации - тут рано радоваться победе на спецучастке. Хотя, с точки зрения темпа – идеальный день».
Команда «Камаз-Мастер» после дисквалификации Андрея Каргинова и технического схода Айрата Мардеева продолжает участвовать в гонке двумя машинами. Выбыли из борьбы Герт Худжик и один из сильнейших пилотов Марчин Мацик-мл. Для двух других белорусских экипажей сегодняшний день сложился тоже неоднозначно: спасательная операция по подъему Вишневского стоила дополнительного времени для Василевского, который хорошим темпом шел к финишу.
Алексей Вишневский, пилот грузовика № 511: «Сегодня нас постигла удача. Мы неплохо ехали, с хорошим отрывом от основных наших соперников. Но за 40 километров до финишной отметки, на одном из подъемов двигатель моей машины «просел» в мощности и когда я перевалил гребень дюны, грузовик упал на бок. Спровоцировала такую ситуацию «турбояма», это функциональный недостаток из-за инерционного действия турбокомпрессоров. Пришлось долго ждать экипаж Василевского - Саша приехал через час. Так как мы упали на очень высокой точке, пришлось сначала стянуть машину вниз, и только потом смогли поставить на колеса. Плюс, пока грузовик лежал, у нас вытекло масло и всю кабину залило – 40 литров масла в кабине. У нас был с собой запас масла G-Energy Racing, мы его залили заново, очистили лобовое стекло и поехали вот так. Но при этом мы не взяли точку».
Для всех гонщиков начались основные испытания, хотя впереди еще половина пути. Песчаные отрезки, которые преодолевают участники гонки, дают возможность профессионалам продемонстрировать мастерство и нарастить преимущество. Сегодня гонщики отметили трудности навигации, на порядок усложнившие и без того непростые условия соревнования.
Для подобных экстремальных условий выбор моторного масла играет большое значение, поэтому технические специалисты команды «Маз-Спортавто» подбирают характеристики масла в зависимости от того, когда и где проводится гонка. «Дакар» проходит на большой высоте над уровнем моря и в жарких условиях, а для эффективной работы требуется определенная рецептура. Вязкостные характеристики моторных масел «G-Energy» сохраняются на протяжении всего периода эксплуатации, даже под воздействием высоких температур, нагрузок и большого количества продуктов неполного сгорания топлива, попадающих в масло в процессе гонки, обеспечивая максимальную мощность двигателя во всем диапазоне нагрузок.
В понедельник запланирован «кольцевой» этап в окрестностях Сан-Хуан-де-Маркона. Стартовать экипажи будут в том же месте, где финишировали накануне.
Покрытия этапа уже известны гонщикам: «феш-феш»; высохшие русла рек с острыми камнями; дюнные массивы, которые в дорожной книге по сложности обозначены двумя восклицательными знаками, а спуски часто будут отмечены тремя знаками. Будет масса мест, где можно застрять невнимательным участникам - нужно быть аккуратными. После «полосы препятствий» с многочисленными испытаниями выход на гравийные дороги станет знаком на приближение к финишу, который расположен в пяти километрах от бивуака. Один из самых коротких лиазонов за гонку длиной в 64 километра и 323 километра скоростной дистанции – первая «петля» «Дакара-2019».