Спектакль «Нижинский. Гениальный идиот» представят в Театре Вахтангова
02.03.2019 19:24
Просто Мария

Премьера спектакля «Нижинский. Гениальный идиот» по тексту Ники Симоновой  «Танец солнца» состоится на Симоновской сцене Театра имени Евгения Вахтангова  13 марта 2019 года. Режиссер – постановщик спектакля - Лейла Абу-Аль-Кишек. Художник-постановщик – Дина Боровик. Композитор – Николай Шипулин.

Это вторая постановка молодого режиссера Лейлы Абу-Аль-Кишек и драматурга Ники Симоновой на Симоновской сцене. Почти год назад 8 апреля 2018 года состоялся их совместный дебют со спектаклем «Фрида. Жизнь в Цвете» - одной из самых ярких премьер прошлого сезона, где главную роль, как и в новой постановке, исполнила Аделина Гизатуллина.

В спектакле заняты: Аделина Гизатуллина, Денис Самойлов / Сергей Батаев, Олег Лопухов, Павел Тэхэда Карденас, Ян Гахарманов, Ася Домская, Николай Романовский, Денис Бондаренко.

Ника Симонова,  драматург:  «Для меня история Нижинского – это история о солнечном человеке,  для которого лишиться возможности танцевать – все равно, что сойти с ума или перестать существовать. История о трагическом несоответствии силы таланта и силы личности. Его балеты оскорбляли и восхищали общество. Его стремительный взлёт и такое же стремительное падение по сей день остаются притчей во языцех...».

Лейла Абу-Аль-Кишек,  режиссер:  «У Нижинского странная, трагическая судьба. Но мы не хотели говорить о болезни, нам было интересно рассказать о его творчестве. В нашем спектакле главную роль исполняет актриса. И это для нас закономерно. Нижинский навсегда остался мальчиком, который так и не вырос, не стал мужчиной, он всецело отдавался стихии танца. Нижинский был неким фантомом, сгустком гениальности. Когда в этой роли выступает актриса, возникает эффект отстранения, появляется не конкретный человек, а яркий и ускользающий образ гения. Название спектакля отсылает к великому роману Ф.М. Достоевского. Наивный ребенок, гений танца Нижинский любил роман «Идиот» и сам был в чем-то сродни князю Мышкину».

7c46dd1d9f60d0c1c0b34426e0b8f75c7afcf92b87a.jpg

Вацлав Фомич Нижинский (1889-1950) – легендарный танцовщик и хореограф русского балета. Уже в первых его выступлениях на сцене Мариинского театра отмечали удивительный, огромный прыжок с долгим зависанием в воздухе, неповторимую индивидуальность и грацию. В Европе его сразу нарекли «русским чудом» и «современным Вестрисом» по имени легендарного итальянского танцовщика XVIII века.

Стремительное восхождение Нижинского к славе связано с «Русскими сезонами» – театральными программами с участием русских танцовщиков, певцов, музыкантов и художников, дававшимися с 1909 года на европейских сценах. Организатором и вдохновителем «Русских сезонов» был Сергей Дягилев – знаменитый театральный антрепренер.

С именем Нижинского связывают рождение неклассического стиля в балете. Танцовщик, дошедший до вершин виртуозности в классической хореографии, оказался гораздо более смелым экспериментатором в танце, чем даже Михаил Фокин – ведущий хореограф «Русских сезонов».

Нижинский нашел в танце ярчайшее выражение трагической дисгармонии, показав странное и удивительное сплетение звериного начала с человеческим, неживой и живой природы, древности и современности. Танцовщик Нижинский создал знаменитые образы Фавна – получеловека-полузверя («Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси, 1912); и Петрушки – неуклюжей куклы, наделенной тонкой поэтической душой («Петрушка» на музыку И. Стравинского, 1911). Хореограф Нижинский первым поставил балет в современных костюмах и почти без декораций, почерпнув образность и механику движений в спортивных играх («Игры» на музыку К. Дебюсси, 1912); первым воплотил в танце древний языческий ритуал («Весна священная» на музыку И. Стравинского, 1913).

Жизнь Нижинского разделена роковой чертой на две половины. В первой половине – стремительное движение к славе, всемирный успех и признание; во второй – тьма, охватившая разум. Говорили, что Нижинский сумел подняться в своем искусстве до таких духовных высот, выше которых только небо и Бог.

Бог был единственным собеседником Нижинского в его торопливых записках 1919 года, отразивших последние проблески творческого сознания. Себя самого в этих записках он называл «шутом Бога». Свои записки он считал книгой и хотел назвать ее «Чувство». Название это не случайно: Нижинский обладал абсолютным чувством в искусстве, придававшим несравненную духовную силу и узнаваемость всем его сценическим образам.

В его абсолютной чувствительности был пророческий дар: своими ролями и постановками он предсказал пути развития танца в XX веке. Но в этой же чувствительности была его беззащитность перед миром. Он ощущал XX век, заполненный войнами, как время страшной, непреодолимой и подавляющей трагедии. Излом, тревога, дисгармония так или иначе присутствуют во всех четырех балетах, которые поставил он сам.

Поэтесса Анна де Ноай написала после его смерти:  «Кто видел, как танцует Нижинский, останется навеки обездолен этой утратой и долго будет думать с содроганьем о его уходе в бездну печального безумия».

 

Нижинский. Гениальный идиот

По тексту Ники Симоновой «Танец солнца»

Режиссер-постановщик – Лейла Абу-Аль-Кишек

Художник-постановщик – Дина Боровик

Композитор – Николай Шипулин

Музыкальный руководитель – Андрей Сергиевский

Хореограф – Евгения Любашина

Педагог по классическому танцу – Ольга Каплунова

Режиссер по работе с актерами – Алексей Артемов

Художник-гример – заслуженный работник культуры России Ольга Калявина

Художник по свету – Сергей Мясников

Звукорежиссеры – Екатерина Волкова,  Вадим Магаляс

Помощник режиссера – Рогнеда Смирнова

Продолжительность спектакля:  2 часа 40 минут с антрактом

 

Действующие лица и исполнители:

Вацлав Нижинский:  Аделина Гизатуллина

Сергей Дягилев:  Денис Самойлов,  Сергей Батаев

Василий, его слуга:  Олег Лопухов

Михаил Фокин:  Павел Тэхэда Кардэнас

Игорь Стравинский:  Ян Гахарманов

Ромола де Пульски:  Ася Домская

Высокий:  Николай Романовский

Блондин:  Денис Бондаренко

В спектакле звучит песня в исполнении Кирилла Воронина. Запись музыки осуществлена в студии Театра имени Евгения Вахтангова. Звукорежиссер – Руслан Кнушевицкий.

Добавить комментарий