Премьера спектакля «Нижинский. Гениальный идиот» по тексту Ники Симоновой «Танец солнца» состоится на Симоновской сцене Театра имени Евгения Вахтангова 13 марта 2019 года. Режиссер – постановщик спектакля - Лейла Абу-Аль-Кишек. Художник-постановщик – Дина Боровик. Композитор – Николай Шипулин.
Это вторая постановка молодого режиссера Лейлы Абу-Аль-Кишек и драматурга Ники Симоновой на Симоновской сцене. Почти год назад 8 апреля 2018 года состоялся их совместный дебют со спектаклем «Фрида. Жизнь в Цвете» - одной из самых ярких премьер прошлого сезона, где главную роль, как и в новой постановке, исполнила Аделина Гизатуллина.
В спектакле заняты: Аделина Гизатуллина, Денис Самойлов / Сергей Батаев, Олег Лопухов, Павел Тэхэда Карденас, Ян Гахарманов, Ася Домская, Николай Романовский, Денис Бондаренко.
Ника Симонова, драматург: «Для меня история Нижинского – это история о солнечном человеке, для которого лишиться возможности танцевать – все равно, что сойти с ума или перестать существовать. История о трагическом несоответствии силы таланта и силы личности. Его балеты оскорбляли и восхищали общество. Его стремительный взлёт и такое же стремительное падение по сей день остаются притчей во языцех...».
Лейла Абу-Аль-Кишек, режиссер: «У Нижинского странная, трагическая судьба. Но мы не хотели говорить о болезни, нам было интересно рассказать о его творчестве. В нашем спектакле главную роль исполняет актриса. И это для нас закономерно. Нижинский навсегда остался мальчиком, который так и не вырос, не стал мужчиной, он всецело отдавался стихии танца. Нижинский был неким фантомом, сгустком гениальности. Когда в этой роли выступает актриса, возникает эффект отстранения, появляется не конкретный человек, а яркий и ускользающий образ гения. Название спектакля отсылает к великому роману Ф.М. Достоевского. Наивный ребенок, гений танца Нижинский любил роман «Идиот» и сам был в чем-то сродни князю Мышкину».
Вацлав Фомич Нижинский (1889-1950) – легендарный танцовщик и хореограф русского балета. Уже в первых его выступлениях на сцене Мариинского театра отмечали удивительный, огромный прыжок с долгим зависанием в воздухе, неповторимую индивидуальность и грацию. В Европе его сразу нарекли «русским чудом» и «современным Вестрисом» по имени легендарного итальянского танцовщика XVIII века.
Стремительное восхождение Нижинского к славе связано с «Русскими сезонами» – театральными программами с участием русских танцовщиков, певцов, музыкантов и художников, дававшимися с 1909 года на европейских сценах. Организатором и вдохновителем «Русских сезонов» был Сергей Дягилев – знаменитый театральный антрепренер.
С именем Нижинского связывают рождение неклассического стиля в балете. Танцовщик, дошедший до вершин виртуозности в классической хореографии, оказался гораздо более смелым экспериментатором в танце, чем даже Михаил Фокин – ведущий хореограф «Русских сезонов».
Нижинский нашел в танце ярчайшее выражение трагической дисгармонии, показав странное и удивительное сплетение звериного начала с человеческим, неживой и живой природы, древности и современности. Танцовщик Нижинский создал знаменитые образы Фавна – получеловека-полузверя («Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси, 1912); и Петрушки – неуклюжей куклы, наделенной тонкой поэтической душой («Петрушка» на музыку И. Стравинского, 1911). Хореограф Нижинский первым поставил балет в современных костюмах и почти без декораций, почерпнув образность и механику движений в спортивных играх («Игры» на музыку К. Дебюсси, 1912); первым воплотил в танце древний языческий ритуал («Весна священная» на музыку И. Стравинского, 1913).
Жизнь Нижинского разделена роковой чертой на две половины. В первой половине – стремительное движение к славе, всемирный успех и признание; во второй – тьма, охватившая разум. Говорили, что Нижинский сумел подняться в своем искусстве до таких духовных высот, выше которых только небо и Бог.
Бог был единственным собеседником Нижинского в его торопливых записках 1919 года, отразивших последние проблески творческого сознания. Себя самого в этих записках он называл «шутом Бога». Свои записки он считал книгой и хотел назвать ее «Чувство». Название это не случайно: Нижинский обладал абсолютным чувством в искусстве, придававшим несравненную духовную силу и узнаваемость всем его сценическим образам.
В его абсолютной чувствительности был пророческий дар: своими ролями и постановками он предсказал пути развития танца в XX веке. Но в этой же чувствительности была его беззащитность перед миром. Он ощущал XX век, заполненный войнами, как время страшной, непреодолимой и подавляющей трагедии. Излом, тревога, дисгармония так или иначе присутствуют во всех четырех балетах, которые поставил он сам.
Поэтесса Анна де Ноай написала после его смерти: «Кто видел, как танцует Нижинский, останется навеки обездолен этой утратой и долго будет думать с содроганьем о его уходе в бездну печального безумия».
Нижинский. Гениальный идиот
По тексту Ники Симоновой «Танец солнца»
Режиссер-постановщик – Лейла Абу-Аль-Кишек
Художник-постановщик – Дина Боровик
Композитор – Николай Шипулин
Музыкальный руководитель – Андрей Сергиевский
Хореограф – Евгения Любашина
Педагог по классическому танцу – Ольга Каплунова
Режиссер по работе с актерами – Алексей Артемов
Художник-гример – заслуженный работник культуры России Ольга Калявина
Художник по свету – Сергей Мясников
Звукорежиссеры – Екатерина Волкова, Вадим Магаляс
Помощник режиссера – Рогнеда Смирнова
Продолжительность спектакля: 2 часа 40 минут с антрактом
Действующие лица и исполнители:
Вацлав Нижинский: Аделина Гизатуллина
Сергей Дягилев: Денис Самойлов, Сергей Батаев
Василий, его слуга: Олег Лопухов
Михаил Фокин: Павел Тэхэда Кардэнас
Игорь Стравинский: Ян Гахарманов
Ромола де Пульски: Ася Домская
Высокий: Николай Романовский
Блондин: Денис Бондаренко
В спектакле звучит песня в исполнении Кирилла Воронина. Запись музыки осуществлена в студии Театра имени Евгения Вахтангова. Звукорежиссер – Руслан Кнушевицкий.