Ольга Павловец, Анна Пескова и Елена Николаева рассказали о своих бабушках и дедушках, воевавших на фронте
08.05.2019 23:36
Просто Мария

Актриса Ольга Павловец

На фронте никто не воевал, бабушка и дедушка работали в любительском театре Лины Самборской, играли поочередно с артистами Вахтанговского театра в Омске. Общались с Рубеном Николаевичем Симоновым, который в то время был главным режиссёром театра имени Вахтангова. Бывали на выступлениях Александра Николаевича Вертинского, пересекались с Михаилом Александровичем Ульяновым, когда тот был еще юным начинающим артистом и занимался в студии у Лины Семеновны Самборской, выдающего театрального деятеля. Мой дедушка преподавал в той же студии, а бабушка была у Лины Семеновны ведущей артисткой. И вот в таком общении с Ульяновым они настоятельно советовали ему ехать в Москву, поступать в Щукинское училище, что он впоследствии и сделал.

7eb4f32b19f25c17ce9aba235c779f5cd4a5d4d83d2.jpg

Бабушка со стороны папы жила в блокадном Ленинграде. Она была маленькой девочкой, но пережила все эти трудности, о которых рассказывала мне, когда мы приезжали к ней домой. В Петербургской коммуналке, где жили мы с родителями, у нас была соседка, Елена Лазаревна. Она была моим первым педагогом по фортепиано, и пока я не поступила в музыкальную школу на занятия «ходила» в ее комнату. Елена Лазаревна родилась еще до революции в семье петербургских интеллигентов. Однажды она меня угостила блокадным хлебом, который хранила, как память, в тканевом мешочке. И он, вы представляете, сохранил свой вкус и мягкость.

 

Актриса и продюсер Анна Пескова

Без лишнего пафоса скажу: снимать фильмы об Отечественной войне - это святое. А сниматься в них - огромная ответственность, в том числе и перед нашими детьми, которые прошлое смогут понять через наш рассказ. К счастью, в моей фильмографии есть такой проект, это полнометражный фильм Павла Дроздова "Прощаться не будем", основанный на реальных фактах. Это история про то, как через Тверь в 1941 году немецкие войска шли на Москву. В городе не было никакой техники, танков, две тысячи человек на линии огня и страстное желание отстоять рубежи.

3b4d1b668b1b0c63014bf4159a4c695cd4a73eee39f.jpg

Мне очень помогали воспоминания о прадедушке Никитине Григории Порфирьевиче. Он был старшим техником-лейтенантом, заместителем командира танковой роты по технической части 78-го отдельного мотоциклетного батальона, 18-го танкового Знаменского Краснознаменного корпуса. Корпус воевал в составе 2 Украинского фронта. Каждый человек, прошедший войну, совершил подвиг. Был он на линии огня, в окопе или в тылу. Вступал ли он в схватку или работал на заводе. Об этих событиях важно хранить память, и хорошие военные фильмы играют в этом не последнюю роль.

 

Телеведущая и ресторатор Елена Николаева

Бабушка встретила войну совсем молодой. Она заглянула прямо в огород семьи Матюшкиных – одним летним днём. Брат и отец – на фронт. Её мама с детьми – бежать от рвущихся бомб. Я, маленькой, слушала истории бабушкиного детства, просила повторить вновь и вновь - живо рисуя в воображении картинки. Память заботлива – она, старается, от ужасов оставить лишь отдельные детали. И бабушка много рассказывала о кукле – огромная – почти с неё ростом, буквально только подаренная отцом  – её пришлось бросить – как все остальные вещи, еду, дом, книги. А дальше – бежать. По дорогам, по чужим, но неизменно гостеприимным домам, с поезда на поезд, дороги. Бабушка из-под Санкт-Петербурга – по её рассказам, они сначала попали на территорию нынешней Украины: «Дывлюсь я на нибо и думку гадаю» - напевала она о тех месяцах. Она рассказывала, как переживали холод, спали в подвалах, на полу. О вое сирен воздушной тревоги, о том, как завешивали окна. Говорила, как было страшно, холодно – подушка примерзала к стенам. У неё всю оставшуюся жизнь были больные ноги – в эвакуации приходилось таскать воду на несколько километров. Книгами – приходилось топить – согревать обледеневшие помещения. Прочитывали от корки до корки и со слезами бросали в огонь.

45d50f703215dbb9ede1998eef06015cd4a7a03cdc5.jpg

Я слушала все её истории в Ташкенте. Интеллигенцию, к которой принадлежала её семья, вместе с сотнями других, где-то в середине войны, эвакуировали в тёплый и далёкий от потрясений город, глубокий тыл, открывший душу потерявшим дома, близких. Сюда из прифронтовой полосы эвакуировали и множество заводов. Я помню, что через все рассказы бабушки – проходили люди. Доброта, открытая душа и готовность обогреть тех, кто был вынужден бежать, оставить родной дом, готовность совершенно посторонних людей поделиться куском хлеба, отдать чужому ребёнку единственное одеяло. Мы вообще много говорили о войне в моём детстве. Я читала о Гуле Королёвой, о Зое Космодемьянской. О героях, которые стояли за свою страну на фронте, которые поддерживали волю и возможности победы с тыла.

Часто, пересказывая мне вновь и вновь истории, бабушка с сестрой плакали. Сестра бабушки – Оля или - Тата – как я её звала, была намного старше её - она со мной и нянчилась часть моего детства. Оля была невероятной красавицей – «Оля – Роза, Оля – цвет, Оля – розовый букет» - писали ей поклонники. Но замуж она так и не вышла – все симпатии умерли, остались на фронтах.

В родной город, после Победы, её большая семья не вернулась. Возвращаться было некуда – вместо большого дома осталась печная труба и пара воронок. Вместе вся семья тоже не собралась – обстоятельства и обязательства раскидали братьев и сестёр по далёким регионам. Между – летали только письма.

Добавить комментарий