На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2019), сразу после Пленарного заседания, 7 июня прошла экспертная сессия на тему: «Реформа российской индустрии моды: Экономический потенциал на внутреннем и внешнем рынках».
Вопросы реформы российской индустрии моды обсуждали: Антон Силуанов (Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Министр финансов Российской Федерации), Денис Мантуров (Министр промышленности и торговли Российской Федерации), Алексей Фурсин (Руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы), Александр Шумский (Президент Национальной палаты моды и Mercedes-Benz Fashion Week Russia), Дарья Белоусова (Директор по поддержке экспорта услуг РЭЦ), Дарья Веледеева (Главный редактор Harper’s Bazaar) и другие. Модератором сессии выступила Айсель Трудел (Основатель, член совета директоров Aizel.ru).
Ключевая новость сессии – создание Фонда моды. «22 мая фонд получил государственную регистрацию в Министерстве Юстиции», – об этом заявили учредители Фонда моды: Айсель Трудел и Александр Шумский. Главная задача Фонда моды – соединить ресурсы Национальной палаты моды и маркетплейса Aizel.ru и в результате оказать поддержку и лоббирование интересов российских дизайнеров для ведения успешного бизнеса.
«В России очень много хороших мастеров и брендов отечественных товаров. Многие страны ориентируются именно на российские брендовые вещи. Экспортная составляющая российской легкой индустрии растет и с каждым годом набирает обороты. Мы реализуем национальный проект по поддержке экспорта. Товары российской легкой промышленности – модные и качественные товары – пользуются все большей и большей популярностью в мире», – Антон Силуанов, Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Министр финансов Российской Федерации.
«Сегодня уже складывается неплохая кооперация с иностранными компаниями, которые размещают заказы на производство товаров легкой промышленности у нас в России для последующего экспорта в свои сети. Например, компания Zara (Inditex). Я считаю, что это хорошая тенденция, это значит, что мы уже научились делать качественную одежду, пусть даже под иностранным брендом. У нас есть свои наработки, дизайнеры и компании, которые активно продвигают свою продукцию на внешние рынки», – рассказал Денис Мантуров, Министр промышленности и торговли Российской Федерации. Он также отметил необходимость развивать платформы для интернет-продаж: «Интернет-площадки – это один из инструментов, особенно для молодых дизайнеров, для того, чтобы продвинуть свою продукцию, поэтому нужно активней наших дизайнеров здесь поддерживать».
По результатам экспертной сессии Антон Силуанов и Денис Мантуров выразили готовность оказывать всяческое содействие в продвижении отечественных брендов на мировых рынках и на территории России, также они предложили Фонду моды подготовить предложение, каким образом государство может дополнительно поспособствовать развитию российских дизайнеров и как дизайнеры могут присоединиться к национальному проекту.
«После продуктов питания, мода – вторая потребительская индустрия в мире. С точки зрения экономики в России так и не появился ни один большой бренд. По мировым меркам даже самые успешные бренды в России – это стартапы. Вместо того чтобы взращивать свои таланты, мы «встраиваем» эти таланты в международный бизнес. Конкурировать с большими международными брендами бессмысленно. Развивать молодые таланты в России необходимо. Благодаря новым технологиям бренды могут продаваться по всему миру онлайн, и уже сейчас у российских брендов есть клиенты более чем из 20 стран, помимо России. Любой маленький модный бренд сегодня является транснациональной компанией. Необходимо поддерживать и развивать это направление», – Александр Шумский, Президент Национальной палаты и Mercedes-Benz Fashion Week Russia.
«Совсем недавно мы стали оказывать услугу по содействию в получении разрешения на переработку на таможенной территории. В применении к индустрии моды это означает, что производители получили возможность ввозить ткани и фурнитуры на территорию РФ без уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов в том случае, если они планируют впоследствии экспортировать их в составе своей готовой продукции», – Дарья Белоусова, директор по поддержке экспорта услуг РЭЦ.
«Сегодня у нас есть несколько инструментов, которыми мы готовы помогать индустрии: субсидии, коллективные стенды на российских и международных выставках под брендом Made in Moscow. Расходы экспонентов на участие в них мы берем на себя. Одним из следующих мероприятий будет Неделя моды в Париже, на которой будут представлены московские дизайнеры. Прием заявок уже открыт. Список выставок на 2020 год мы также будем планировать исходя из потребностей представителей индустрии. Еще одна мера поддержки – это субсидирование затрат московских компаний на участие в российских и международных выставках», – Алексей Фурсин, глава Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы.
«Продвижение российской индустрии моды на внутренних и внешних рынках – одна из главных задач сегодня. Мы объединились с Александром Шумским и создали Фонд моды. Мы более двух лет разрабатывали эту идею. Нет задачи поговорить и разбежаться до следующего Форума. Российская мода должна выйти на новый уровень. Решать вопросы можно только сообща в конструктивном режиме и в диалоге с государством и представителями индустрии. На Aizel.ru уже представлено 150 российских брендов из 700», – Айсель Трудел, модератор сессии, основатель и член совета директоров Aizel.ru.
«Более 500 дизайнеров в год принимают участие в проектах Национальной палаты моды. У нас есть мероприятия в Москве и Санкт-Петербурге. В ближайшее время мы планируем выйти в Сочи, Екатеринбург и другие города. У нас есть Неделя моды как центральное событие, Futurum Moscow и Futurum St. Petersburg (платформы для молодых дизайнеров). У нас есть Fashion Futurum Accelerator для начинающих брендов, который мы делаем с Агентством стратегических инициатив. Год назад мы провели выставку Pop–Up Shop, которая успешно развивается. Важно, чтобы у дизайнеров были возможности себя представить, главный выхлоп для них — это продажи через Интернет. Почти 2 года назад мы начали работать с платформой Aizel.ru, и за это время количество российских брендов на сайте удвоилось. Мы соединили PR и ритейл-составляющие – это возможность для выхлопа, у дизайнеров появятся деньги», – Александр Шумский, Президент Национальной палаты и Mercedes-Benz Fashion Week Russia.
«Я призываю всех начинающих российских дизайнеров сфокусироваться на внутреннем рынке в первую очередь. Существует такая устоявшаяся иллюзия, что если мы массовым образом, с помощью государственной поддержки и дотаций, вывезем лучших и талантливых дизайнеров и представим их в лучших шоу-румах Парижа, то мы массово захватим западный рынок и покорим все мировые подиумы. Эта романтическая иллюзия мешает молодым дизайнерам и компаниям сфокусироваться на здоровом развитии бизнеса и нормальном росте внутри своего рынка», – Дарья Веледеева, Главный редактор Harper’s Bazaar.
На сессии также поднимались вопросы образования, проблемы прямых продаж брендов с российских интернет-сайтов за рубеж, маркировки тканей, вывоза коллекций за границу для участия в мероприятиях, а также вопросы кредитования и предоставления льгот для российских брендов.