В рамках социально-культурного проекта Роскино и Сбербанка «Кинообразование без границ» в кинотеатре «Иллюзион» при поддержке Госфильмофонда России с 4 по 9 июля пройдёт тематическая ретроспектива «Восхождение», посвященная преодолению сложностей героями, добивающимися успеха, несмотря на врожденные особенности развития или неблагоприятную среду. Мультиформатный инклюзивный проект «Кинообразование без границ» направлен на вовлечение людей с ограниченными возможностями в индустрию творческих профессий. Цель проекта – развитие доступной среды и интеграция всех категорий россиян в полноценную культурную и общественную жизнь.
Куратор ретроспективы - кинокритик Борис Нелепо включил в программу 9 фильмов. «Восхождение» – это путешествие по истории кинематографа с 1974 по 2019 год, энциклопедия разнообразных жанров – от компьютерной анимации и фильмов-эссе до дневниковых картин и криминальных комедий. Широко представлена география, охватывающая девять стран на разных континентах: например, американский документалист отправляется на Филиппины, а японский режиссёр навещает своего русского друга в Сургуте. Программа состоит из российских и международных премьер фильмов ключевых режиссеров авторского кино.
Фильмом открытия станет «Быть живым и знать это» французского классика Алена Кавалье. Это первый показ картины сразу же после премьеры на недавно завершившемся Каннском международном кинофестивале. Предваряет сеанс российская премьера альманаха короткометражных картин студентов мастерской режиссера Николая Лебедева в Высшей школе кино «Арка» при Высшей школе экономики. Шесть фильмов на тему «Милосердие – капитал будущего» сняты в формате Instagram в рамках совместного проекта Роскино и Сбербанка «Кинообразование без границ».
После каждого сеанса запланировано обсуждение с авторами, в котором примут участие также и ученики киношколы для людей с инвалидностью «Без границ» – первой российской школы, обучающей кинематографическим профессиям людей с ограниченными возможностями здоровья.
Екатерина Мцитуридзе, генеральный директор Роскино: «Поддержка людей с ограниченными возможностями сегодня - один из самых актуальных вопросов во всем цивилизованном мире. В России эта тема также важна и благодаря многим социальным инициативам, общество постепенно обращает на нее внимание. Благотворительность, милосердие становится частью нашей жизненной культуры. Я хочу поблагодарить Сбербанк и лично Германа Грефа за поддержку проекта «Кинообразование без границ». После мини-фестиваля, который мы готовим с одним из лучших критиков и кураторов кино Борисом Нелепо, мы планируем провести public talk с участием крупного мецената, а также мастер-класс одной из звезд мирового кино, человека, к которому, обозначенные в нашей ретроспективе темы, имеют личное отношение. Мы рады предварять сеансы показом минутных фильмов нашего альманаха «Милосердие – капитал будущего», снятого талантливыми молодыми режиссерами. Непросто снимать истории про людей, жизнь которых тяжела и далека от идеала, но делать так, что с фильма выходишь не раздавленным, а окрыленным, это особое мастерство. Судя по без преувеличения восторженному приему гостей Российского павильона на Каннском кинофестивале, где и состоялась премьера проекта, во всех маленьких картинах, которые мы создали, есть живая душа. Надеюсь, наша ретроспектива вызовет такой же резонанс у российского зрителя».
Вход свободный. Обязательна регистрация на
Программа и расписание показов
4 июля, 20:00
Открытие ретроспективы
Альманах из шести короткометражных фильмов (хронометраж 60 секунд) на тему «Милосердие – капитал будущего». В программу вошли фильмы студентов мастерской режиссера Николая Лебедева в Высшей школе кино «Арка» при Высшей школе экономики: «Заряд» (Антон Шебанов), «Кража» (Заур Цогоев), «Кукла Надя» (Елена Нодель), «Повторение» (Вячеслав Ширяев), «Пожалуйста, повернись ко мне» (Ольга Тарасова), «Ученик» (Ирина Садчикова). Российская премьера.
«Анна» (Anna), Бруно Зукров (Bruno Sukrow), 2014, Германия, 25 мин. Московская премьера
Однажды ночью муж Анны пропал в их новом доме. Слишком странное исчезновение: ей никто не верит. Анне приснился сон: молодой девушкой она находит часы, идущие в обратном направлении...
Представить впервые в Москве Бруно Зукрова – это особая честь для нас. Режиссеру 91 год, несколько дней назад он закончил свой 66-й фильм. Зукров – затворник, до восьмидесяти лет никогда не снимавший кино. После смерти жены он открыл для себя мир компьютерной игры Second Life, которой увлекались многие. Ей вдохновлялся Бертран Бонелло, документалист Крис Маркер обустроил в игре собственный дом и музей, журнал Cahiers du Cinéma проводили там фестиваль. Но Зукров создает полноценные фильмы в этой вселенной, работая во многих жанрах – от вестерна до хоррора. Second Life даёт фундамент для компьютерной анимации, а режиссёр и члены его семьи и знакомые озвучивают героев, следуя изощренным сценарным ходам. «Анна» – одна из его самых личных и эмоциональных работ, в центре которой – утрата, скорбь, невозможность отпустить любимого человека. Для этой истории выбрана форма готического рассказа в духе Эдгара Аллана По. Заколдованный дом, мёртвые вороны, картины Дали и Адриана Баккера, наконец, сложное повествование, где переплетаются сны и флешбеки. Ничего подобного вы ещё никогда не видели.
«Быть живым и знать это» (Être vivant et le savoir), Ален Кавалье (Alain Cavalier), Франция, 2019, 82 мин. Международная премьера
Ален Кавалье – классик французского кино, автор «Непокоренного» (1964) с Аленом Делоном и «Смятения» (1968) с Катрин Денёв в главных ролях. С 1996 года Кавалье снимает на видеокамеру дневниковое кино, не имеющее аналогов в мире. «Быть живым и знать это» 87-летнего Кавалье посвящен ближайшим друзьям, с которыми режиссер символично прощается. Одна из героинь, французская писательница Эмманюэль Бернхайм - сценарист фильмов Франсуа Озона «Под песком», «5x2», автор романа «Пятница, вечер», экранизированного Клер Дени, наконец, супруга бывшего директора французской Синематеки и президента UniFrance Сержа Тубиана. Изначальный замысел фильма заключался в экранизации её автобиографического романа «Всё прошло хорошо»: отец Бернхайм в 89 лет перенес инсульт и решил добровольно уйти из жизни. Кавалье хотел сыграть его, чтобы хотя бы в кино «выбрать самому, когда умереть». Бесстрашное желание сыграть свою смерть вовсе не делает фильм безысходным.
Кавалье вечно разгадывает окружающий мир, подвергает интерпретации. «Быть живым и знать это» при всей простоте технических средств — один из главных фильмов Каннского фестиваля-2019, потому что это мастер-класс искусства режиссуры и мизансцены. Камера Кавалье и его глубокий голос преображают реальность, с помощью монтажа выхваченные им случайные фрагменты жизни превращаются в художественный текст. Голуби в окне – словно гости с рисунков Жана Кокто. Лепесток цветка напоминает птичку. Мане перед смертью нарисовал обычную вазу. Или вот написанная неизвестным фламандским живописцем картина «Мертвая девушка». Возможно, её последним желанием было успеть съесть яичницу. С двух яиц каждое утро начинает свой день Кавалье. Надеемся, еще долго будет начинать.
5 июля, 19:00
«Чистое сердце, или Убийцы на колясках» (Kills on Wheels), Аттила Тилл (Attila Till), Венгрия, 2016, 107 мин.
Подростки с ограниченными возможностями Золи и Барба живут в интернате. Их жизнь радикально меняется после знакомства с только что вышедшим из тюрьмы наёмным убийцей Рупасовым. Он тоже инвалид, что не мешает ему жить полной жизнью. Духоподъемное, адреналиновое «Чистое сердце, или Убийцы на колясках» – единственный в своем роде комедийный боевик, где главных героев играют непрофессиональные актеры, действительно страдающие параличом. Аттила Тилл не эксплуатирует болезнь и не взывает к жалости, напротив, стирает границы между «здоровыми» и «больными». Его бесстрашные Золи и Барба – практически супергерои, благодаря своей воле, бесстрашию и чувству юмора. Фильм был официально выдвинут от Венгрии на соискание номинации на «Оскар» за лучший зарубежный фильм, участвовал в конкурсе Международного кинофестиваля в Карловых Варах, а также получил награды на фестивалях в Чикаго, Салониках, Каире и Коттбусе.
6 июля, 13:30
«Неуправляемый ни для кого», Борис Юхананов, Россия, 1995, 17 мин.
«Да! Дауны... или Поход за золотыми птицами», Борис Юхананов, Россия, 1997, 110 мин.
После показа состоится обсуждение с режиссёром фильмов, художественным руководителем «Электротеатра Станиславский» Борисом Юханановым.
Художественный руководитель «Электротеатра Станиславский» Борис Юхананов много лет работал над спектаклем «Сад» по мотивам пьесы Чехова. Одним из его ответвлений стала театрализованная игра «Поход за золотыми птицами», к которой Юхананов привлек людей с синдромом Дауна. Она выросла в масштабную акцию, которая, по словам режиссера, предоставляет возможность увидеть мир сквозь сознание «другого» человека. Аккуратно закрепив микрофоны-петлички, то и дело оглядываясь на камеру, словно на живое существо, требующее теплоты и участия, люди с синдромом Дауна Саша, Миша и Леша размышляют о телевидении, каким они видят его и каким никогда не увидим его мы. Они играют в телевидение: дают интервью, берут интервью, ведут репортаж из заповедной страны своих душ. Репортаж превращается в исповедь, исповедь обретает формат ток-шоу, герои фильма ссорятся, мирятся, находят любовь и теряют дружбу. «Неуправляемый ни для кого» и «Да! Дауны...» – часть большого культурного проекта «Дауны комментируют мир», а также уникальное погружение в андерграундную жизнь Москвы середины 90-ых.
7 июля, 15:30
«След (Субик)» (Wake (Subic)), Джон Джанвито (John Gianvito), США-Филиппины, 2014, 277 мин., Московская премьера
Вторая часть диптиха Джона Джанвито «Например, Филиппины», начатого в 2010 году картиной «Конденсационный след (Кларк)». Отправная точка повествования — Бухта Субик, где находилась одна из крупнейших военных баз США, пока в 1992 году новое филиппинское правительство ни потребовало её ликвидировать. Режиссер следует за экологами-активистами, которые занимаются изучением оставшегося от военных токсичного следа. Загрязнение почвы и воды привели к росту раковых заболеваний, в деревнях вокруг залива рождаются дети с врожденными пороками и параличом. От микро-истории Джанвито переходит к большой Истории, разбираясь в деталях филиппино-американской войны (1899–1902). Загрязнение становится сквозным мотивом, метафорой романного повествования. Режиссер вплетает в него архивные снимки, письма солдат и генералов, речи политиков. Наследующий традиции японской документалистики «След» – «работа скорби» и урок контр-истории, подчас злое, но ни разу не дидактичное кино, где скрупулезный анализ не заслоняет подлинного внимания к человеку. В качестве бонуса в фильме звучит знаменитая песня итальянских партизан Bella Ciao в исполнении маэстро Лава Диаса, лауреата «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля и «Золотого леопарда» киносмотра в Локарно. Гонорар, полученный за разрешение на показ фильма в Москве, режиссер перечислит пострадавшим семьям, показанным в фильме.
8 июля, 20:00
«Друг из Сибири» (Un Ami de Sibérie), Юки Кавамура (Yuki Kawamura), Япония, Франция, 2016, 82 мин. Российская премьера
После показа состоится встреча с героем фильма, режиссером Александром Монтовым.
Александр Монтов – спортсмен, увлекшийся после армии монтажом видеороликов. Когда ему исполнилось 27 лет, он лишился зрения: «Когда понял, что темнота со мной навсегда, выкурил сигарету и подумал: да, это новые условия моей жизни, и в них теперь нужно будет действовать. Очередной вызов, который следует принять». С тех пор он снимает кино, участвует в кинофестивалях, получает призы. Молодой японский режиссер Юки Кавамура случайно познакомился с Монтовым в Санкт-Петербурге и отправился к нему в гости в Сургут. Кто такой его загадочный «друг из Сибири»? Монтов презрительно относится к жалости. Он пилотировал самолет, продолжает заниматься пауэрлифтингом. «Я никогда не говорю в своих фильмах, что я слепой; нет, я просто снимаю кино». Картина Юки Кавамура – история дружбы и преодоления, а также нежный, зоркий, жадный до деталей взгляд на Россию глазами режиссера из совсем другой культуры.
9 июля, 20:00
«Жайм» (Jaime), Антониу Рейш (António Reis), Португалия, 1974, 33 мин. Российская премьера
Получасовой «Жайм» – первый фильм лидера португальского кинематографа, наставника Педру Кошты, Антониу Рейша – показывали в кинотеатрах Лиссабона спустя несколько дней после Революции гвоздик. Супруга Рейша психотерапевт Маргарида Кордейру работала в психиатрической клинике имени Мигела Бомбарды. Она случайно обнаружила на стене рисунок недавно умершего пациента Жайма Фернандеша — фермера, которому в 37 лет диагностировали параноидальную шизофрению.
Фернандеш провел в лечебнице 30 лет, а рисовать начал впервые после шестидесяти. Большинство его работ были уничтожены администрацией клиники. «Жайм» начинается с фотографии сумасшедшего художника, а дальше фильм, меньше всего похожий на традиционную документалистику, превращается в почти бессловесное визуальное путешествие, в котором поэтические заметки Фернандеша рифмуются с его немногочисленными сохранившимися картинами, ныне очень высоко ценимыми в Португалии. Его картины в фильме демонстрируются под атональную музыку Штокхаузена и шлягер Луи Армстронга, связывая воедино «наивную» и «высокую» культуру. Это своеобразный посмертный визит: Рейш и Кордейру снимают пациентов и внутренний двор, воссоздают атмосферу, породившую странные шедевры так называемого португальского art brut.
«Лицо нашего страха» (Face of our Fear), Стивен Двоскин (Stephen Dwoskin), Великобритания, 1991, 52 мин. Российская премьера
Стивен Двоскин – ключевой участник богемного нью-йоркского андеграунда начала шестидесятых. Он переехал в 1964 году в Лондон и радикально повлиял на британский экспериментальный кинематограф. Со-основатель кооператива лондонских режиссеров, автор книг о кино, фигурант многочисленных ретроспектив и выставок в музеях современного искусства по всему миру, Двоскин перенес в девять лет полиомиелит и с тех пор испытывал огромные сложности со здоровьем, оказавшись прикованным к коляске. «Лицо нашего страха» – фильм-эссе, в котором режиссер прослеживает то, как изображались люди с ограниченными возможностями и недугами в истории искусства и кино. В этом диалектическом анализе сталкиваются древнегреческие представления об идеальном теле и художественные произведения, на протяжении многих лет оскорбительно увязывавшие физические увечья с душевными (в том числе в «Докторе Стрейнджлав» Стэнли Кубрика).