С 19 сентября 2019 в кино
Воскресенье (18+)
Криминальная драма, Россия, 2019, 82 мин.
Производство: Студия Слон при поддержке Министерства культуры РФ
Режиссёр: Светлана Проскурина
Автор сценария: Екатерина Тирдатова
Продюсер: Сабина Еремеева
Оператор: Артем Емельянов
Художники: Ирина Очина, Регина Хомская
Монтажер: Максим Смирнов
В ролях: Алексей Вертков, Вера Алентова, Владимир Ильин, Александра Ребенок, Илья Викторов, Максим Битюков, Елена Мольченко, Агния Кузнецова, Мария Леонова, Марина Брусникина и другие
Дата премьеры: 19 сентября 2019 года
В российский прокат 19 сентября выходит фильм Светланы Проскуриной «Воскресенье», премьера которого состоялась на Московском Международном кинофестивале. Главные роли в картине сыграли актер театра и кино Алексей Вертков и 77-летняя актриса Вера Алентова (“Москва слезам не верит”), представшая в картине в неожиданном и смелом для себя образе. Также в картине сыграли: Владимир Ильин, Александра Ребёнок и Агния Кузнецова. Продюсером фильма выступила Сабина Еремеева, выпустившая в прошлом году громкую дебютную картину Александра Горчилина «Кислота».
Известный чиновник из мэрии провинциального российского города получает записку: «Скоро умрешь». Не придав этому значения, он готовится провести очередное воскресенье по намеченному графику — семейные вопросы, личное, работа, разное… Но это воскресенье пройдёт по-другому. С самого утра события будут развиваться непредсказуемо, а последствия разрушат не только внешнее благополучие, но и, возможно, жизнь.
В своем новом фильме Светлана Проскурина удивительно точно и открыто говорит о нелицеприятной стороне российской действительности, в которой все вопросы решаются при помощи денег. Корыстные чиновники, несчастные пенсионеры, беспризорные дети, да и просто люди, которые устали от бессмысленной борьбы с местной властью, - все это персонажи «Воскресенья». Название фильма отсылает к роману Льва Николаевича Толстого, однако сюжетно не имеет с ним связи. По признанию самой Светланы Проскуриной, «Воскресенье» запечатлел трагедию «лишнего человека» XXI века, странным образом перекочевавшего из литературы XIX века и трансформировавшегося в новых реалиях.
Уникальный кинематографический стиль и эстетика фильмов Светланы Проскуриной были высоко оценены на различных международных кинофестивалях, таких как Локарно, Монреаль, Роттердам, Венеция и Канны. На 41 ММКФ фильм «Воскресенье» получил диплом Федерации киноклубов России. Эта картина продолжает определенную индивидуальность в стиле Проскуриной, особенную серьезность, имея дело с человеческой душой.
Другие персонажи – внешне благополучные – также испытывают неустроенность жизни. Инна (Александра Ребенок), уставшая ото лжи мужу, оказывается в больнице после неудачной попытки самоубийства, бывшая жена (Агния Кузнецова) страдает от безразличия Терехова по отношению к себе и ребенку, отец школьной подруги (Владимир Ильин) пытается самостоятельно устроить жизнь уже взрослой дочери.
В картине Светланы Проскуриной много социальных вопросов и сюжетов, демонстрирующих жизнь отчаявшихся людей, у которых больше нет сил бороться с адом современной жизни. Главный герой фильма, провинциальный чиновник Дмитрий Терехов, проводит свое воскресенье, откупаясь, подмазываясь и раздавая деньги. Работники мэрии утомлены стремлением угодить Московскому начальству, а отчаявшиеся жители утратили веру в справедливость и добрые намерения местных властей. И ни у кого из героев нет понимания, куда это всё движется и к чему приведет…
Все герои «Воскресенья» живут по инерции и пытаются найти смысл настоящего дня. «Подобное настроение посещает самых разных персонажей нашей картины. Независимо от их характеров, их глубины и сути. Может быть, это связано с устойчивой утратой смыслов. Нет смысла «быть» или нет ответа на вопрос «Зачем быть?!». И тогда остается заплыть так далеко, чтобы не знать, где ты. Доплыть до состояния освобождения, как какой-нибудь затерянный, ничей кораблик, скользящий по реке мимо неизвестного города…» –– говорит Светлана Проскурина о своем фильме.
Светлана Проскурина о фильме «Воскресенье»
«Все главное, вся суть и смысл этого фильма заключены в герое, проникновенно сыгранном Алексеем Вертковым. Чудесное, не совсем из нашего времени усталое лицо. Лицо, за которое человек отвечает, и которое с трудом вписывается в окружающую жизнь, в привычный ад. Лицо, из последних сил сохраняющее свое достоинство.
Этого героя не надо судить по поступкам. Их почти нет. Он замер, самоустранился. Его надо понять – понять эту меру отчаяния от самого себя, понять страстность желания ответить на вопросы: где настоящее, какое оно?! Где настоящая жизнь, где семья, где любовь, в чем твоя состоятельность, важно ли быть успешным или в этом и есть подвох?!
Герой переходит от одной ситуации к другой и нисколько не меняется. Он устойчив. Здесь нет причинно-следственной связи. Лев Толстой писал об отце: «Бездействием он сохранял свою независимость». Это характеризует и нашего героя. Воля распадается, устраняется и торжествует одновременно. Это воля к мощному, почти насильственному к чему-то помимо нас живущему, неведомому, несформулированному.
Подобное настроение посещает самых разных персонажей нашей картины. Независимо от их характеров, их глубины и сути. Может быть, это связано с устойчивой утратой смыслов. Нет смысла «быть» или нет ответа на вопрос «Зачем быть?!». И тогда остается заплыть так далеко, чтобы не знать, где ты. Доплыть до состояния освобождения, как какой-нибудь затерянный, ничей кораблик, скользящий по реке мимо неизвестного города…
По форме мы имеем простой сюжет: один день, один герой. Сюжет повествователен, но по конечному смыслу – времени нет, и герой исчезает в пространстве, как любой герой».