Текст
10.10.2019 22:42
Просто Мария

С 24 октября 2019 в кино

Текст (18+)

Драма,  триллер,  Россия,  2019,  132 мин.

Start,  «Централ Партнершип»,  Фонд развития современного кинематографа «Кинопрайм»

Режиссёр:  Клим Шипенко

Автор сценария:  Дмитрий Глуховский

Продюсеры:  Эдуард Илоян,  Денис Жалинский,  Виталий Шляппо,  Алексей Троцюк,  Вадим Верещагин,  Рафаел Минасбекян,  Михаил Ткаченко,  Клим Шипенко,  Карина Синенко,  Нана Илоян,  Дмитрий Дорогавцев

Оператор:  Андрей Иванов

Композитор:  Дмитрий Носков

Художник по костюмам:  Виктория Ефимова-Шестаковская

Художник по гриму:  Любовь Егорова

Режиссер монтажа:  Тим Павелко

Звукорежиссер:  Борис Войт

В ролях:  Александр Петров,  Кристина Асмус,  Иван Янковский,  Софья Озерова,  Максим Виноградов,  Виталий Хаев,  Дмитрий Глуховский,  Кирилл Нагиев,  Софья Карпунина

Дата премьеры:  24 октября 2019 года

В центре сюжета — 27-летний Илья Горюнов, который все время пребывания в тюрьме грезил о том, как встретится лицом к лицу с человеком, из-за которого оказался за решеткой — молодым офицером ФСКН Петром Хазиным. Илья надеялся, что дома его ждут мама, девушка и лучший друг, однако, когда он выходит на свободу, выясняется, что прежняя жизнь, по которой он тосковал, разрушена, и вернуться к ней невозможно. Во время долгожданной встречи с Петром Илья совершает необдуманный поступок и получает доступ к смартфону своего врага, а по сути — к его жизни: его фотографиям и видео, переписке с родителями и девушкой Ниной, к странным, полным недомолвок и угроз переговорам с коллегами. На время Илья становится для всех Петром — через текст на экране телефона.

Роман Дмитрия Глуховского «Текст» вышел в 2017 году и переведен более чем на 20 языков мира. Критика называет его «новым прочтением «Преступления и наказания»». Это книга на стыке триллера, романа-нуар и драмы, история о столкновении поколений, о невозможной любви и бесполезном возмездии.

Съемки экранизации романа проходили в Москве, Дзержинском и на Мальдивских островах в январе-марте 2019 года.

Чтобы погрузить героев в реальную атмосферу, многие эпизоды на улицах, в транспорте и общественных заведениях снимали спрятанной камерой. Попавшие в кадр обычные люди нередко — сами не подозревая об этом — портили дубли, когда узнавали Александра Петрова и подходили к актеру за селфи или автографом.

Сцены в метро снимались в столичной подземке после трудоемкого процесса согласования.

Эпизод в канализации снимали в реальной канализации в московском районе Тропарево-Никулино на глубине около 10 метров.

Иван Янковский сам выступил оператором сцен, снятых его героем на iPhone.

Кристина Асмус исполнила роль Нины не впервые: актриса играет героиню в спектакле по роману «Текст» на сцене Московского драматического театра имени М.Н. Ермоловой.

Автору романа и сценария экранизации Дмитрию Глуховскому досталось знаковое камео: «Честно говоря, я и не думал появляться в кадре, но Клим Шипенко уговорил. Сказал мне, что фильм будет неполным без камео автора. Играю я не себя, а случайного человека, которого Илья в исполнении Саши Петрова встречает в метро. В книге есть такая сцена. И Клим сказал: «Ну это же метро! Кто, как не ты»? И я понял: «Да, этот крест — мой. Надо нести».

Вскоре после окончания съемок разразился перекликающийся с событиями «Текста» скандал с журналистом Иваном Голуновым, по удивительному стечению обстоятельств — бывшим одноклассником режиссера фильма Клима Шипенко.

Эдуард Илоян,  продюсер:  «Мы называем «Текст» настоящим бриллиантом нашей коллекции. Нам очень повезло найти самобытный и актуальный проект, который в итоге стал одновременно и высокохудожественным произведением, и коммерчески перспективным фильмом. Получилось очень современное и динамичное кино. Мы уверены, что зрители оценят фильм по достоинству».

Вадим Верещагин,  продюсер:  «У картины все составляющие успеха: во-первых, отличный каст — молодые популярные российские актеры во главе с Александром Петровым, во-вторых, успешный  режиссер Клим Шипенко, с которым мы уже работали ранее, и, в-третьих, хороший крепкий сценарий. Мы не сомневаемся, что картина станет заметным событием в прокате и вызовет широчайший резонанс. Также мы видим серьезный интерес к проекту со стороны западных коллег и партнеров и рассчитываем на успешную фестивальную и прокатную судьбу «Текста» на международном рынке».

Алексей Троцюк,  продюсер:  «Когда я прочитал книгу, мне безумно захотелось ее увидеть, так сказать, превратить текст в видео. А когда я увидел видео, я еще лучше понял «Текст». Идите в кино и ничего не бойтесь. Это большое кино про любовь, сделанное с любовью».

Дмитрий Глуховский,  автор романа и сценария:  «Я хотел написать реалистический роман. Реалистический — значит о том, что бывает на самом деле. О том, что может случиться с каждым. Невероятно, как история журналиста Ивана Голунова оказалась похожа на историю героя моей книги «Текст» Ильи Горюнова. По сути, есть только одно мистическое и необъяснимое совпадение — схожесть имен, а остальное — статистика. Каждый четвертый заключенный в стране, 140 000 человек, сидит по 228-й статье — за наркотики. И среди них наверняка есть такие же невиновные, как Иван Голунов, потому что подбросить наркотики — это самый простой способ расправиться с неудобным человеком. На мой взгляд, история Голунова — и Горюнова — сегодня не исключение, а правило.

Когда пишешь роман, его героев себе представляешь как-то... приблизительно. Иногда персонаж похож на какого-то твоего друга, иногда это что-то собирательное, иногда как будто сам рисуешь человека. А потом приходит актер — и становится этим твоим героем навсегда, и только он уже будет его воплощением. У меня были мысли принять участие в выборе актеров, но потом я решил не вмешиваться. Это режиссер должен решать, он должен создать на фундаменте твоей вещи свою собственную, и тем самым дать ей новую инкарнацию».

Клим Шипенко,  режиссер:  «Участвовать в проекте я согласился сразу, не раздумывая — настолько был впечатлен материалом. Потом прочитал книгу. Это очень кинематографичное произведение, полное ярких образов. Ты будто уже видишь фильм, когда читаешь роман или сценарий. И мы, конечно, постарались остаться верными духу первоисточника. Дмитрий Глуховский согласился учесть мои комментарии и немного доработать сценарий с учетом специфики кинодраматургии. Наше с ним сотрудничество сложилось вполне гармонично.

Саша Петров и Ваня Янковский были нашим первым выбором. Мы никого больше даже не рассматривали. А Кристина Асмус убедительно прошла пробы. Никакой связи с ее участием в спектакле по «Тексту» нет, меня впечатлили именно ее пробы. Работалось с ребятами замечательно, они — талантливейшие актеры, вдумчивые, фонтанирующие идеями. Какие-то нюансы мы с ними дорабатывали прямо на площадке. Саша всегда очень глубоко вживается в роль, и он предлагал решения, исходя из логики поведения своего персонажа.

Снимали мы в «живых» условиях: практически без массовки, в настоящей толпе, среди обычных людей; погружали актеров в реальную атмосферу центральных улиц и площадей, метро, электричек, кафе, спальных районов. Камера постоянно двигалась, мы ее маскировали под какую-нибудь сумку-переноску для собаки, например. И вокруг нас была живая жизнь, простые прохожие, которые смотрели в камеру или узнавали Сашу Петрова, просили сфотографироваться. Так что приходилось делать много дублей. Но мы были к этому готовы и пошли на это сознательно — в силу концепции, стремясь максимально приблизить к реальности нашу историю  с очень жесткой драматургией.

История остросоциальна, актуальна и затрагивает важные вечные темы: любовь, предательство, противостояние системе, месть, прощение… Но поднимается и новая уникальная тема: сейчас действительно время, когда наши телефоны стали продолжением нашей души. И, присвоив или одолжив телефон другого человека, ты в каком-то смысле забираешь и его душу. Это крутейшая концепция, ничего подобного я не видел ни в нашем, ни в мировом кинематографе».

Александр Петров,  исполнитель роли Ильи Горюнова:  «Роман я прочитал давно, помню, что тогда подумал: «Так это же кино!»… И вот я ждал, когда же его снимут?.. Где-то через полгода раздался звонок: ««Текст», никаких проб, хотят тебя снимать». И на первой же встрече с Климом мы уже обсуждали сценарий, а не то — подхожу я или нет. Вообще, мы с ним знакомы давно, но долго не совпадали в проектах, что-то постоянно не получалось то по времени, то еще по каким-то причинам, а тут — абсолютно моя тема.

Работать с Климом одно удовольствие. Он безумный профессионал и очень талантливый человек. У него абсолютно западное мышление при русской ментальности, это редкое сочетание. Он из разряда тех режиссеров, которые очень спокойны, уверены в себе, знают, что делают. И после смены у нас работа не заканчивалась: мы могли часами сидеть и разговаривать, даже после тяжелейших многочасовых съемок на морозе. Потом я приезжал домой, и мы продолжали переписываться… Мы постоянно находились в процессе, и это, конечно, счастье.

Сценарий и книга очень похожи, но для фильма мы, конечно, что-то меняли. Незначительно, но меняли. Глуховский, посмотрев кино, согласился, что сделали мы все правильно. И это большая победа Мити [Глуховского], что он смог нам полностью довериться. Некоторые авторы никогда не подпустят тебя к изменениям в сценарии. А он — молодец, никакого давления с его стороны не было, мы делали, что хотели. И Глуховский понимал, что делаем мы это как люди, которые горят и любят.

Мне однажды сказал об этом Владимир Машков (но не он это придумал), что все сценарии пишутся на небесах. И в случае с «Текстом» это именно так. Этот сценарий и этот кастинг уже изначально были кем-то там наверху созданы. И поэтому долгие поиски привели к тому, что вот так органично получились Кристина и Ваня. Да и все артисты в этом фильме подобраны просто идеально.

Могу честно сказать, что это первый фильм, который я хотел бы целиком показать моему мастеру Леониду Ефимовичу Хейфецу — из моих семи лет работы в кино. Потому что картина не вызывает у меня ни одного вопроса ни с точки зрения режиссуры, ни с точки зрения моего актерского существования в кадре, ни с точки зрения существования других персонажей. Я понимаю, что с помощью этого фильма делаю большой шаг вперед в профессии.

Такого острого фильма у нас не было со времен «Брата», «Бумера», «Бригады». И я не о теме, не о бандитизме, а о нерве и жизненной правде. А такой концепции не было во всем мировом кино. Ведь, вроде бы, идея лежала на поверхности: все мы ходим с телефонами; но углубиться в то, что, по сути, телефон — это ты сейчас, и что, если тебя уже не будет, а телефон окажется в чужих руках, то ты будешь продолжать жить, — это же сумасшедшая вещь!.. Так что «Текст» будет интересен любой аудитории. Это очень простое кино. Не артхаусное или фестивальное, которое многие просто не понимают. Здесь большой охват аудитории: зрители разного возраста, с высшим образованием или без него, эстеты-киноманы и те, кто не разбираются в искусстве. Это про нас, про нашу страну и про нашу действительность, про русского человека, который несмотря ни на что сохраняет светлый взгляд. Даже когда его перемалывает система и жизнь. В этом сила русского духа и русский… хотя почему русский? Общечеловеческий героизм».

Иван Янковский,  исполнитель роли Петра Хазина:  «С романом я познакомился после прочтения сценария, хотя, конечно, знал о существовании книги и автора. Сценарий мне дико понравился, он меня поразил: это один из лучших сценариев, которые я читал в жизни. Я просто не понимал, как это закручено и заплетено, он меня очень вдохновил. И после я решил прочитать роман, который мне понравился не меньше.

Клим Шипенко изначально предложил мне участие в другой своей картине, но не сложилось. А потом он мне позвонил, попросил прочитать сценарий «Текста» и поделиться впечатлениями. И я сразу прочитал и перезвонил, сказал, что хотел бы исполнить роль Петра. На интуитивном уровне мне казалось, что было бы здорово сыграть именно Петю, человека, который имеет власть и не очень понимает, что с ней делать. Это его и губит. За него всегда все решали родители и старшие, у него не было своего мнения, он шел по выделенной полосе и в итоге потерялся...

С Дмитрием Глуховским мы познакомились на премьере фильма «Завод» и успели обсудить образ Пети — его мотивы, кто он такой, почему, что он несет по сюжету. Оказалось, что у Пети есть условный прототип, товарищ Глуховского, с кого он списывал какие-то черты. Но главное, что он тогда мне сказал, своего рода напутствие: чтобы мы были живыми, играли современную историю, существовали свободно и говорили про себя. Это очень вдохновило и порадовало.

Работа на площадке строилась замечательно. Я всех очень люблю — Клима, Сашу, Кристину. Клим очень точно работает с артистом и хорошо представляет историю еще до съемок. С Сашей я всегда хотел поработать, мы с ним учились на одном этаже в институте, и я его с тех времен запомнил, а потом следил за его успехами. Он прекрасный артист, иметь такого партнера — замечательно. То же можно сказать и о Кристине: мы с ней играем спектакль в театре Ермоловой, она чуткая и умная актриса, большой профессионал. Как и Саша, как и Клим. Мы поработали на славу.

Фильм затрагивает много важных вопросов и тем, теплых человеческих идей: выбор, воля, любовь, мужские качества, честь, достоинство. Таких картин мало (и я горжусь, что наша — из их числа), они соприкасаются с твоей жизнью и жизнью дорогих тебе людей. После них что-то может измениться для тебя в окружающем мире и в тебе самом».

Добавить комментарий