Фильм «Грех» – новый российско-итальянский фильм режиссёра Андрея Кончаловского, посвященный великому итальянскому скульптору, художнику Микеланджело Буонарроти. Фильм снят Фондом Андрея Кончаловского по поддержке кино и сценических искусств и итальянской кинокомпанией Jean Vigo Italia совместно с Rai Cinema при участии Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт», Министерства Культуры Российской Федерации и Первого канала.
Фильм «Грех» рассказывает об испытаниях на творческом пути гениального художника и скульптора Микеланджело Буонарроти, за преданность которого борются два самых могущественных семейства Италии.
Картину поддержал Алишер Усманов, который выступил генеральным продюсером картины.
Алишер Усманов / Генеральный продюсер: Я с большим трепетом отношусь к Италии и восхищаюсь её культурным и историческим богатством. Сложно переоценить значение этой страны для русской культуры. В эпоху Возрождения меценатство считалось делом крайне ответственным: благотворители учились поддерживать художников, верить им и ценить их, не вмешиваясь в творческий процесс. Именно этот принцип я беру за основу, когда сотрудничаю с выдающимися деятелями культуры.
Флоренция, начало XVI века. Микеланджело Буонарроти обессилен изнурительной работой над сводом Сикстинской капеллы и жадностью своего отца и братьев. Внезапно умирает заказчик работ – глава семейства Делла Ровере, Папа Римский Юлий II, – и на Святой престол восходит глава семейства Медичи и соперник Делла Ровере. Пока Микеланджело работает над гробницей Юлия II, новый Папа Лев X предлагает ему новый честолюбивый заказ: фасад базилики Сан-Лоренцо. Микеланджело боится брать проект, так как племянник покойного Папы Юлия II, герцог Урбинский, взял с художника обещание не принимать никаких заказов, пока не будет закончена гробница.
Микеланджело отправляется в Каррару, чтобы найти лучший мрамор для гробницы Юлия II, и находит огромный мраморный блок, в котором он предвосхищает красоту своего будущего творения, назвав его «Монстром». Этот мраморный блок уже зарезервирован конкурентом Микеланджело – скульптором Сансовино. Микеланджело перекупает блок и уговаривает рабочих спустить его в долину целиком, но тщательно спланированный спуск неожиданно заканчивается трагедией. Движимый меланхолией, Микеланджело встречается с Сансовино, который хвастается, что Папа Лев X предложил ему фасад базилики Сан- Лоренцо. В порыве гордыни Микеланджело называет себя величайшим художником эпохи и, движимый тщеславием, принимает заказ нового Папы, несмотря на предательство Сансовино и свои обещания семье Делла Ровере. С этого момента Микеланджело оказывается в самом центре беспощадной борьбы между самыми могущественными семьями Италии и должен теперь выполнить два заказа, сохранив в тайне, что работает на оба семейства.
Микеланджело грезит идеей создать что-то настолько прекрасное, что сможет искупить все его грехи, но чувствует, что его окружают враги и предатели, и ему кажется, что над ним нависло проклятие. Поглощенный своими видениями, которые невозможно отличить от реальности, он всё ближе подступает к границе безумия. Больше всего он одержим Данте Алигьери, великим поэтом, которого безуспешно ищет среди гор Каррары.
День, когда он теряет самых дорогих ему людей, становится для него тяжким испытанием. В этот тёмный час скульптору является призрак Данте, и Микеланджело понимает, что его работы, хоть и посвящены религиозным замыслам, всё же лишены той сакральности, которая ведёт человека к Богу. Возможно, это и есть его самый тяжкий грех.