Российские кинозрители увидят «Билли Бадда» в исполнении Мадридского Королевского театра
14.11.2019 22:53
Просто Мария

Показы оперы "Билли Бадд" в постановке Мадридского Королевского театра начинаются в российских кинотеатрах 14 декабря 2019 года.

Опера «Билли Бадд» – одно из ключевых произведений в наследии выдающегося британского композитора Бенджамина Бриттена. Впервые она была поставлена 1 декабря 1951 года на сцене Королевской оперы Ковент-Гарден. Авторами либретто на основе повести Германа Мелвилла «Билли Бадд, фор-марсовый матрос» стали друг Бриттена драматург Эрик Крозье и английский романист Эдвард Морган Форстер, перу которого в опере принадлежит, например, такой великолепный образец поэзии, как ария Клэггарта «O beauty, handsomeness, goodness», которой Форстер по праву гордился. И либреттисты, и композитор были чрезвычайно увлечены темой своего произведения и углублённо изучали историю британского морского флота, что придало их тексту замечательную аутентичность: в либретто много морских терминов и описаний корабельного быта. Музыкальная ткань оперы также представляет собой убедительное и живописное полотно морской жизни: хоровые эпизоды с использованием традиционных морских песен-шанти, суровый колорит исключительно мужских голосов, великолепная полифония морских картин, по которым явственно виден талант Бриттена как симфониста. Техническое совершенство и богатство партитуры идеально сочетаются с прекрасным поэтическим либретто, драматическая глубина которого мало кого оставит равнодушным.

Премьера состоялась в Королевской опере Ковент-Гарден 1 декабря 1951 (1-я версия) и 9 января 1964 (переработанная версия).

Постановка Королевского театра Мадрида совместно с Парижской национальной оперой.

Победитель премии International Opera Award 2018

Запись спектакля:  февраль 2017 года

Режиссёр видеозаписи:  Жереми Кювилье

Производство:  Франсуа Дюпла  /  Ксавье Дюбуа – Bel Air Media

Действие оперы происходит в 1797 году на британском линейном корабле «Неустрашимый», во время войны Англии и Франции. Драматический конфликт выстроен вокруг сложной динамики взаимоотношений между центральными персонажами, которых в опере трое: честный и справедливый капитан Вир, скованный, однако, своим долгом офицера; зловещий и гордый каптенармус Джон Клэггарт, один из наиболее демонических антагонистов оперного пантеона; невинный и прекрасный, как ангел, фор-марсовый матрос Билли Бадд, чей жизнерадостный и светлый образ контрастирует с мрачной удушающей атмосферой военного корабля.

Главным героем оперы, в противоположность названию, выступает скорее не Билли, а мудрый капитан Вир, от чьего лица излагаются пролог и эпилог. Эта партия была написана Бриттеном для своего спутника жизни, выдающегося тенора Питера Пирса, чьё исполнение партии Вира увековечено в аудиозаписи 1951 года и чёрно-белом фильме-опере Би-би-си 1966 года. Капитан Вир, умный, утончённый и справедливый человек, любимый своей командой, вынужден поступить по закону, но против совести, и в конце концов оказывается обречён на вечное одиночество. Душевный надлом и многогранный характер этого персонажа замечательно выражены в тонкой лирике Бриттена; капитан Вир является ключевой фигурой сюжета.

Однако образ главного антагониста, Джона Клэггарта, не менее важен. Этот персонаж достойно пополняет собой галерею великих отрицательных героев оперного жанра, таких, как Яго или четыре злодея из «Сказок Гофмана». Главные темы «Билли Бадда» – соблазн, искушение и поругание невинности, – часто прослеживаются в других произведениях Бриттена, но только в этой опере они достигают поистине библейских масштабов, роднящих образ Клэггарта с образом Сатаны из «Потерянного рая» Мильтона, который дрогнул при виде «добродетели прекрасного лика», потерянного для него навеки. Стоит отметить и то, что эта партия написана для баса – традиционно «дьявольского» тембра в опере.

Что касается молодого матроса Билли, его партия вносит в мрачный колорит оперы атмосферу жизнелюбия, света и праздника. Бесхитростный и прекрасный, как Аполлон, не ведающий зла и не умеющий его распознать, он похож на святого простака Парсифаля, но его роковой недостаток, заикание, в ключевой момент лишает его возможности оправдаться, и злая воля в итоге одерживает верх. Во многих постановках жертвенный образ Билли намеренно подчёркивается сценографией, изображающей его в позе распятия.

Королевский театр Мадрида, один из престижнейших европейских оперных театров, представляет оперу «Билли Бадд» в постановке Деборы Уорнер, где превосходно раскрываются сложные характеры персонажей. Полуабстрактная сценография Майкла Ливайна создаёт камерную атмосферу, которая передаёт ощущение сплочённости между людьми, вынужденными проводить много времени в тесном пространстве корабля, и одновременно подчёркивает отличие жизни матросов на нижних палубах от жизни офицеров, обитающих наверху.

Центральные партии в спектакле исполняют южноафриканский баритон Жак Имбраило, английский тенор Тоби Спенс и английский бас Бриндли Шерратт.

Показы в кинотеатрах начнутся с 14 декабря 2019 года.

Исполняется на английском языке с русскими субтитрами.

Продолжительность спектакля:  2 часа 54 минут с одним антрактом.

География проекта:  Екатеринбург,  Москва,  Новосибирск,  Омск,  Пенза,  Ростов-на-Дону,  Санкт-Петербург,  Самара,  Саратов.

Показы проходят в кинотеатрах сети «Каро Фильм»,  киноцентре «Родина» и кинотеатре «Ленинград-Центр» (Санкт-Петербург),  киноконцертном театре «Космос» (Екатеринбург),  кинотеатре «Галактика» (Омск),  кинотеатре «Горизонт Cinema&Emotion» (Ростов-на-Дону),  кинотеатрах «Победа» и ДК «Академия» (Новосибирск), «Современник» (Пенза),  «Художественный» (Самара),  «Оскар» (Саратов), Центре документального кино,  кинозале «Победа» и в Виртуальном зале Московской Филармонии – Филармония 2 (Москва).

Прямые трансляции и показы в записи в России спектаклей Большого театра Лисеу / Gran Teatro del Liceu, Барселона и Королевского театра / El Teatro Real, Мадрид представляет OperaHD.ru

 

Билли Бадд  /  Billy Budd

Опера в двух действиях

Композитор:  Бенджамин Бриттен (1913-1976)

Либретто:  Э. М. Форстера и Эрика Крозье по повести Г. Мелвилла «Билли Бадд, форс-марсовый матрос»

Музыкальный руководитель:  Айвор Болтон

Режиссёр-постановщик:  Дебора Уорнер

Художник-постановщик:  Майкл Ливайн

Художник по костюмам:  Хлое Оболенски

Художник по свету:  Жан Кальман

Хореограф:  Ким Брандструп

Хор и оркестр Королевского театра Мадрида

Хормейстер:  Андрес Масперо

Дирижёр детского хора:  Ана Гонсалес

 

Действующие лица и исполнители:

Билли Бадд,  форс-марсовый матрос:  Жак Имбраило

Эдвард Фэйрфакс Вир,  капитан:  Тоби Спенс

Джон Клэггарт,  каптенармус:  Бриндли Шерратт

Мистер Редбёрн,  первый лейтенант:  Томас Олиеманс

Мистер Флинт,  мастер:  Дэвид Соар

Лейтенант Редклифф:  Торбен Юргенс

Рыжая Борода,  принудительно завербованный матрос:  Кристофер Гиллет

Дональд,  матрос:  Данкан Рок 

Добавить комментарий