Результаты восьмого этапа «Дакара» в каждом из состоявшихся сегодня зачётов стали во многом неожиданными. Если на воскресном этапе с точки зрения спортивной борьбы особенных сенсаций не было, то сегодня ситуация изменилась.
После известий о трагическом падении одного из участников, организаторы отменили восьмой этап для мотогонщиков и квадроциклистов – они остались в Вади Эль-Давасире, где расположен бивуак и находятся стартовые и финишные отметки «кольцевого» этапа. Таким образом, 477- километровый спецучасток восьмого дня преодолевали только участники зачёта внедорожников, грузовиков и мотовездеходов «SSV».
Сегодня экипажи отправились на юг, где на пути их поджидал горный ландшафт, каньоны и пески. Один из отрезков сегодняшнего спецучастка стал настоящей «гонкой моторов» из-за обилия прямых без сложного ориентирования. Но были и дюны, где гонщикам пришлось проявить совершенно другие знания и навыки – «прочитать песок», найти нужный заход на гребень дюны.
В зачётах внедорожников и мотовездеходов победы на восьмом спецучастке одержали «тёмные лошадки» – Матьё Серрадори и Митчелл Гатри. Для француза это второй «Дакар» за рулём автомобиля – в прошлом году он сошёл уже на четвёртом этапе. А американец и вовсе является дебютантом гонки и уже успел воспользоваться «Джокером» – вчера он не смог закончить день, поэтому сегодня продолжает ралли в категории «Dakar Experience», а его результаты не учитываются в генеральной классификации.
Грузовики
«Грузовой» зачёт также преподнёс ряд неожиданностей. Впервые с момента начала «Дакара» в тройке призёров на финише спецучастка оказался экипаж, выступающий не на «Камазе» или «Мазе». Возмутителем спокойствия стал Алеш Лопраис, пилотирующий грузовик собственной конструкции под названием Praha.
На протяжении первой половины ралли-марафона чешского пилота преследовали различные мелкие неприятности технического плана – для его «самодельного» грузовика это первая гонка и в такой ситуации избежать «детских болезней» практически невозможно. Однако сегодня Лопраису и «Праге» удалось наконец-то показать – этот автомобиль способен бороться с лидерами «Дакара».
Победу на восьмом скоростном участке вновь одержал Андрей Каргинов из «Камаз-Мастер». Вслед за ним финишировал Антон Шибалов – он проиграл победителю шесть минут. Алеш Лопраис примчался к финишу с отставанием от Каргинова в девять минут.
Четвёртое и пятое время также у представителей «Синей армады» – Дмитрий Сотников опередил Эдуарда Николаева, который после своего схода продолжает гонку категории «Dakar Experience» вне основного зачёта.
На седьмом этапе Николаеву неправильно посчитали результат – ему приписали 20-часовую пенализацию, а на самом деле, на финише он был четвёртым. Но позднее организаторы внесли исправления, и справедливость восторжествовала, что отразилось в изменении результатов прошлого этапа.
Выступающий при поддержке компании "Газпромнефть – смазочные материалы" гонщик команды «Маз-Спортавто» Сергей Вязович финишировал на восьмом спецучастке с шестым результатом. Белорусский гонщик отстал от показавшего лучшее время Каргинова на 18,5 минут.
Остальные два грузовика команды «Маз-Спортавто» примчались к финишу с десятым и четырнадцатым результатами – Алексей Вишневский оказался впереди Александра Василевского.
После восьмого спецучастка положение в тройке лидеров осталось неизменным. Лидерство удерживает Андрей Каргинов, в 27 минутах позади него находится Антон Шибалов, а Сергей Вязович отстаёт от лидера на 1 час и 5 минут.
Алексей Вишневский по итогам семи дней гонки занимает восьмое, а Александр Василевский – одиннадцатое место в «грузовом» зачёте.
Неудачником восьмого дня «Дакара» в зачёте грузовиков стал голландец Мартин ван ден Бринк. По сообщениям со спецучастка его Renault Sherpa застряла в песках и стоит уже более трёх часов.
Что ждет участников завтра
Девятый этап пройдёт по маршруту «Вади Эль-Давасир – Харад». Ещё совсем недавно бивуак «Дакара» располагался в многомиллионном Эр-Рияде. А завтра участники финишируют в небольшом городе, где проживает чуть больше ста тысяч жителей. Но этот населённый пункт является одной из нефтедобывающих столиц мира, ведь городок стоит на главном нефтяном и газовом поле Саудовской Аравии – Гаваре. Это одно из крупнейших месторождений нефти и газа всего мира. На глубине порядка двух-трёх километров находится около 12 миллиардов тонн нефти и более одного миллиарда кубометров газа. Но это под землёй, а что на поверхности – там, где поедут участники «Дакара»?
Девятый этап приведёт гонщиков к пустыне Руб-Эль-Хали – одной из самых крупных пустынь мира, одно из названий этой местности – «пустой квартал». Пески этой пустыни лежат поверх гравия или гипса, а высота дюн может достигать 250 метров. Покрытие трека вновь станет более жёстким и сложным – свыше половины дистанции составят грунт с камнями. Оставшаяся часть – пески.
Сергей Вязович, мастер спорта Республики Беларусь международного класса по автоспорту, руководитель спортивного коллектива «Маз-Спортавто», пилот экипажа №503: «Наконец-то серьёзный спецучасток. Хотя и сегодня было много прямых, где шли на максимальной скорости. Но это всё сменялось очень мягкими дюнами. Порой даже сложными, но для нашей машины проходимыми. К сожалению, в самом начале мы не ожидали, что они будут настолько мягкими – буквально на пятидесятом километре был такой перемёт после правого поворота и там на подъёмчике застряло очень много внедорожников. И я как-то не придал значения, что у подножия может быть настолько мягко, решил развернуться – не идти вверх туда, где все стояли. Подумал, что проедем сбоку, там была возможность. И во время этого разворота просто на ровном плато мы провалились и не смогли сами выехать. Подъехал Лёша Вишневский, дёргал одной машиной – не смогли вытащить. Приехал Саша Василевский и только двумя машинами смогли вытащить, потому что не было возможности тянуть куда-то вниз – либо назад, либо вперёд. Мы стояли на просто ровной поверхности, настолько мягко было. На этом инциденте мы потеряли около 14 минут. Дальше ехали без проблем, всё в своём темпе. Все дюны прошли довольно-таки просто. Смогли держаться в темпе лидеров и отыграть потерянное время по позициям, но в целом – хороший рабочий день. Наконец-то «Дакаровские» спецучастки».
Александр Василевский, кандидат в мастера спорта Республики Беларусь по автомобильному спорту, пилот экипажа №508 «Маз-Спортавто»: «Восьмой спецучасток мы проехали средне, можно так сказать – у нас возникли небольшие проблемы со сцеплением, передачи не включались. На этом потеряли время – минут пять-десять. Поэтому у нас сегодня такое время. Но вера в хороший результат ещё не потеряна. Сегодня многие из тех, кто шёл впереди нас, сидели на дюнах, буксовали. Поэтому я думаю, что приключения нас ещё ждут, всё впереди, всё будет хорошо. У Вишневского положение лучше, чем у нас, поэтому мы сегодня шли прикрытием для других наших экипажей. Мы их отпустили подальше, чтобы в их пыли не сидеть и не налетать на камни – когда выезжаешь на фэш-фэш, то хвост пыли примерно в два километра. Опасно в таком сидеть, можно куда-нибудь влететь. Поэтому я их отпустил. Сергей уехал первым, затем Вишневский и я – замыкающим».
Алексей Вишневский, мастер спорта Республики Беларусь по автомобильному спорту, пилот экипажа №528 «Маз-Спортавто»: «Сегодня был непростой день. Было много песков, они были очень мягкие. Дюн тоже хватало, хватало и камней. Ничего сверхъестественного сегодня не случилось. Помогли Сергею Вязовичу – он немного застрял, мы вытягивали его. В одиночку я не смог, подъехал Василевский и вдвоём мы его вытянули. И по ходу движения два раза мы немножко не поднялись, пришлось сдавать назад. В целом – финишировали и едем дальше. Много участников сегодня повисло в песках – Iveco, Renault сели – но нас это миновало».