С 27 февраля 2020 в кино
Женский день (12+)
Документальный, Великобритания, Германия, Россия, Болгария, 2019, 85 мин.
Производство: Thea Films, Elemag Pictures, Agitprop, Deny Ayti
Режиссёр и сценарист: Доля Гавански
Продюсеры: Доля Гавански, Мартичка Божилова, Борислав Чучков, Виктор Чучков, Таня Георгиева, Karina Guglya
Оператор: Mariana Kroutilin
Композитор: Саша Путтнэм
В ролях: топ-визажист, видеоблогер Елена Крыгина, основатель и президент группы компаний Cognitive Technologies Ольга Ускова, сооснователь компании «Лаборатория Касперского» Наталья Касперская, писатель, Лауреат Нобелевской премии Светлана Алексиевич, директор Красногорского архива кинофотодокументов Наталья Калантарова, диктор советского ТВ, «Голос СССР» Дина Григорьева, одна из первых советских феминисток, диссидент Наталья Малаховская, ветеран Сталинградской битвы Мария Рохлина и другие заслуживающие уважения женщины
Дата премьеры: 27 февраля 2020 года
Невероятные истории женщин, в которых отражается история России 20 века. В откровенных диалогах с режиссером они делятся своими мыслями, чувствами, надеждами и страхами.
Фильм принимал участие в официальной программе ММКФ, в марте 2020 он будет участвовать в конкурсе Sofia International Film Festival, в апреле - в конкурсе Istanbul Film Festival.
Фильм получил главный приз на Фестивале русского зарубежья в Москве, стал одним из семи финалистов Gzdonsk - самого большого фестиваля документального кино в Китае, был номинантом премии «Золотой Единорог» в Лондоне, и получил приз жюри на международном кинофестивале в Ялте (Yalta International Film Festival).
В настоящее время фильм приглашен на показ в Harvard University (США, показ 9 марта), в кинотеатр Regent Street Cinema London (Лондон, показ 8 марта) и другие культурные институции.
Режиссёр о фильме:
«Я была ребенком из Югославии, учившимся в 80-х в советской школе в Самарканде. В глазах моих одноклассниц я была единственной «западной» девочкой в советской школе. Я должна была вырасти советской женщиной, а вместо этого стала мамой лондонской девочки-подростка, а мир, в котором я жила, описывается теперь на страницах учебников истории.
Мне, актрисе, работающей в Лондоне, попадалось много ролей восточно-европейских женщин, и эти роли часто были основаны на определенных стереотипах и образах.
Но o чем же по-настоящему мечтали и чего боялись те подростки, мои одноклассницы в Самарканде, которые давно уже не носили ничего, что напоминало бы об их мусульманском наследии? Наблюдая сегодня за своей дочерью-подростком, я сравниваю ее с ними, и понимаю, что в этом возрасте мои одноклассницы были совершенно другими. Создавшая меня культура исчезла, но она была совершенно уникальной.
Цель этого фильма – углубиться в эту культуру и ее корни, попытаться установить, как она проявляется в сексе, политике, культуре, работе, семейной и духовной жизни. Это прошлое многое нам говорит о женщине не только тогда, но и сегодня».
История создания фильма
Идея создания фильма родилась после проведения успешной выставки «Суперженщины: работать, строить и не ныть!», подготовленной компанией Thea Films совместно с галереей Grad в Лондоне. Доля Гавански была одним из кураторов выставки.
Выставка вызвала огромный резонанс у представителей искусства и ведущих СМИ Великобритании. Газета The Guardian также назвала выставку «главным культурным событием недели». Важной частью выставки стал показ трилогии фильмов, возданных Долей. 30 минут фильма были поделены на 3 части, соответствующих разным периодам советского времени – от революции до Сталина, сталинский период, от Сталина - до перестройки. Фильм прослеживал изменения образа женщины под воздействием пропаганды. Фильм также был показан в Институте культурной дипломатии (Сultural Institute of Diplomacy) в Берлине и в Британской библиотеке (British Library).
После работы с архивными материалами Доле захотелось найти своих, живых героинь прошлого и сегодняшнего дня. Так постепенно на стыке архивной хроники и живых диалогов сложился "Женский день". "В архиве я поняла, что много можно понять про женский вопрос через тематику "8 марта" и категорию "достижения женщин", - говорит Доля Гавански. - В Советском Союзе женщинам говорили так: "Иди и работай, ты можешь все". В современной Англии все по-другому. Здесь до сих пор существует проблема разных зарплат, здесь много говорят о "double burden" ("двойном бремени"), то есть, как может женщина совмещать работу и семью. Это вообще один из самых важных вопросов, и он был поднят в СССР намного раньше, чем во многих других странах. Так что советский опыт уникален, но очень важный вопрос остается не отвеченным – насколько женщина была действительно "освобождена", какие новые проблемы приносило это "освобождение" и означало ли это "освобождение" «свободу».
«Женский день» - это рассказ о жизни многих знаменитых женщин, переживших удивительно “судорожное” время истории и общественных перемен. Фильм основывается на обширных и обстоятельных исследованиях и на редчайшем архивном видеоряде.
Мощная движущая сила феминизма сыграла ключевую роль в первой русской революции, которая началась в Международный женский день 8 марта 1917 года, когда Советский Союз стал ареной невероятной и беспримерной человеческой драмы, в которой женщины играли новые роли, становясь образцами для будущих поколений.
Эти женщины проложили путь для многих будущих феминистских побед: право на свободу и образование, право иметь детей и работать, право на безопасность. Равенство мужчин и женщин было официально провозглашено в России в 1917 году. Символом сильной женщины в СССР стала первая женщина-космонавт Валентина Терешкова (первая американка полетит в космос только через 20 лет). Но какой ценой советские женщины получили свою независимость и какова была их жизнь в действительности?
«Женский день» рассказывает историю нескольких женщин, достигших успеха в различных областях, изучая через их судьбы ту исчезнувшую культуру, которая все равно живет в сердцах и умах многих людей в бывшем восточном блоке. Их опыт и их судьбы - это также история их нации и их века, а также ежегодного праздника, призванного поддерживать гендерное равенство, но сегодня, напротив, ориентированного на традиционные гендерные роли и атрибуты, включающие, в основном, дарение цветов.