На острие
25.02.2020 22:54
Просто Мария

С 26 марта 2020 в кино

На острие (12+)

Спорт,  экшн-драма,  Россия,  2020,  115 мин.

Производство:  кинокомпания «Телесто»

Режиссер:  Эдуард Бордуков

Сценаристы:  Эдуард Бордуков,  Александр Егоров,  Михаил Какубери,  Антон Шеенсон,  Анна Соболевская,  Игорь Гордашник

Продюсеры:  Елена Гликман,  Михаил Дегтярь

Исполнительный продюсер:  Ирина Медведева

Креативный продюсер:  Анна Гудкова

Оператор:  Михаил Милашин

Композиторы:  Дмитрий Емельянов,  Олег Белов,  Игорь Вдовин

Художник:  Денис Исаев

В ролях:  Светлана Ходченкова,  Стася Милославская,  Сергей Пускепалис,  Алексей Барабаш,  Евгений Сытый,  Софья Эрнст,  Хильда Кармен,  Кирилл Дегтярь,  Павел Колобков,  Мария Киселева

Дата премьеры в России:  26 марта 2020 года

Дистрибьютор:  «Централ Партнершип»

Лучшая саблистка мира, Александра Покровская, знаменита, богата и счастлива. Чтобы войти в историю, ей остается сделать последний шаг — взять олимпийское золото. Но путь ей преграждает девятнадцатилетняя Кира Егорова, девушка из провинции, в одночасье покорившая Москву. Кира побеждает на всех соревнованиях и не сходит с обложек глянцевых журналов. Ее цель — занять место Покровской.

Начинается отчаянная схватка не только на турнирах, но и в жизни. Обе одержимы, и, кажется, остановить их не может ничто. Весь мир, затаив дыхание, наблюдает за сверканием острых клинков. И все очевиднее: эта яростная борьба уже зашла слишком далеко…

 

О фильме

История создания

Современный спорт давно перестал быть лишь состязанием в силе и скорости. Сегодня его определяют личности. Истории их противостояний влияют на жизни людей по всей планете. Месси и Роналдо, Федерер и Надаль, Брайант и Джеймс, Медведева и Загитова, Великая и Егорян… Нам мало того, что они выдающиеся спортсмены – мы хотим знать, чем они живут, подражать им – в поступках, одежде, стремлении становиться лучшими. История одной из таких дуэлей и легла в основу фильма.

Идея создания проекта «На острие» принадлежит продюсерам Елене Гликман и Михаилу Дегтярю. Пять лет назад они работали над фильмом «Коробка», режиссером которого был Эдуард Бордуков. Молодежная лента о дворовом футболе получила положительные отзывы критиков и зрителей по всему миру.

Михаил Дегтярь – мастер спорта СССР по фехтованию на саблях и изнутри знает про этот вид спорта много секретов и интересных деталей. Именно поэтому он предложил Елене Гликман создать следующую картину о конфликте, который был бы показан в мире фехтования – этого изящного, эффектного и благородного вида спорта, о котором еще ни разу кино не снимали.

«Фехтование – спорт необычный, со специфическими правилами, при этом не такой распространенный, как, например, футбол, – говорит Елена Гликман. – В «Коробке» основным вызовом было языком кино передать футбольный драйв. Здесь же все было в разы сложнее, ведь далеко не каждый знаком с фехтованием, с его правилами, а повествование нужно было сделать острым, зрелищным и интересным для зрителя».

Режиссером продюсеры видели только Эдуарда Бордукова. Михаил Дегтярь признается:  «Эдуард – замечательный спортсмен в прошлом и талантливый молодой режиссер со свежим взглядом в настоящем. Ему чрезвычайно интересны и спорт, и люди, которые им занимаются. В своем кино он всегда выводит на первый план человеческие отношения и спорт лишь фон, на котором эти отношения развиваются».

«С одной стороны, фехтование – это очень красивый и аристократичный спорт, эдакий балет с оружием в руках. С другой стороны, суть фехтования в том, что ты выходишь на поединок с единственной целью – «убить» соперника. Это смертельный поединок. Поэтому, чтобы состояться в этом спорте, важно иметь «инстинкт убийцы». И вот перед нами две современные женщины, у которых этот инстинкт в крови. Каждый день они облачаются в доспехи и выходят на поединок. Как это влияет на их жизнь, на отношения с близкими и с миром? Это было интересно исследовать», – рассказывает режиссер Эдуард Бордуков.

 

Герой и героини

Главные роли в фильме «На острие» исполнили Светлана Ходченкова и Стася Милославская. Светлана сыграла опытную фехтовальщицу Александру Покровскую, которая всю жизнь посвятила своему делу и своей великой цели – во что бы то ни стало получить олимпийское золото. Стася исполнила роль молодой, многообещающей и рьяной саблистки Киры Егоровой, также стремящейся к победе любой ценой.

Эдуард Бордуков рассказывает про героиню Светланы Ходченковой:  «Александра Покровская – королева мира фехтования. Она сдержанная, холодная, аристократичная. Она воплощение системы, классики; для нее важно играть по правилам. Процесс тренировки, этикет – эти вещи для нее важно четко соблюдать. Как в фехтовании, так и в обычной жизни Покровская – это академизм, холодный интеллект и тонкий просчет своего соперника».

«Моя героиня Александра – именитая и опытная спортсменка, абсолютно утвердившаяся в жизни и достигшая профессиональных высот. Это состоявшаяся, зрелая, сильная духом и телом женщина, абсолютно независимая», – размышляет о своем персонаже актриса Светлана Ходченкова.

«Кира же – это дикий зверь, – продолжает Бордуков. – Девочка из провинции, без роду без племени. Ей плевать на правила, систему и авторитеты. Она местами грубая, весьма дерзкая. Кира – природная стихия, разрушающая все вокруг. Талант в чистом виде, который дан от природы. В какой-то степени история Егоровой и Покровской для меня – это история Моцарта и Сальери».

«Кира чем-то похожа на меня, потому что я такая же упертая, с характером, и тоже иногда бываю неприятной, если меня обижают, – делится Стася Милославская. – В этом наше сходство. Она свое возьмет, для нее нет никаких преград. Этим она меня и привлекла. Она такая дворовая девчонка. Мне было интересно такую сыграть».

Обеих спортсменок тренирует один и тот же тренер, играющий в свои жестокие шахматы, где фигуры – наши героини, которых он называет «обезьянками». Его роль исполнил Сергей Пускепалис.

«Роль тренера Гаврилова чрезвычайно важна, – говорит Эдуард Бордуков. – Нам хотелось уйти от стереотипного образа тренера старой советской закалки, сделать его противоречивой фигурой. Мне кажется, Сергею Пускепалису удалось воплотить такого тренера. Он не плохой и не хороший, у него своя правда».

«В спортсменках он видит свою какую-то, скажем, ответственность перед жизнью, свое воплощение и реализацию, – рассказывает Сергей Пускепалис о своем герое. – Через них он хочет доказать что-то миру, человечеству, себе. Гаврилов напоминает персонажа из пьесы «Пигмалион» Бернарда Шоу, который создает Галатею, совершенно не интересующую его как человек, как живое существо. Интересны только ее достижения. Так же и тренер Гаврилов: он делает из девочек чемпионок. И ради этого он готов на все».

История, показанная в картине, основывается на фактах из мира фехтования, однако реальных прототипов у главных героинь не было.

«Спорт – это сфера, в которой постоянно сменяются лидеры. Это очень жесткий мир, – говорит Елена Гликман. – Если сегодня ты чемпион, то это не значит, что на следующем соревновании не придет кто-то новый и не займет твое место на пьедестале. Наша история вымышленная, но основана на фактах, как сейчас любят писать, «по мотивам» реальных событий. Мы хотели показать двух героинь, которые благодаря ежедневным тренировкам, прикладывая титанические усилия, смогли одержать победу над соперницами и в какой-то степени над самими собой. Это должно было быть и в характерах актрис: им предстояло передать боль и упертость, нежелание свернуть с выбранного пути».

 

Кастинг

Выбрать актрис, которые бы более полутора часов «удерживали» внимание зрителя, было значительно труднее, чем режиссера.

В роли Александры Покровской Эдуард Бордуков еще во время работы над сценарием видел именно Светлану Ходченкову. Несмотря на это, режиссер все равно решил провести пробы с актрисой, в ходе которых он лишь убедился в правильности своего выбора.

В случае с персонажем юной Киры Егоровой Эдуард Бордуков, напротив, намеренно никого из актрис не представлял. Он понимал, что требуется искать и пробовать разные варианты.

«Выбор был непростым. Молодых актрис немало, но многие еще не раскрылись и не показали себя», – говорит Елена Гликман.

Пробы на роль Киры шли долго, но Стася всегда оставалась в фокусе внимания создателей фильма. По словам продюсеров, она яркая представительница нового поколения молодых и талантливых актрис. Более того, Милославская уже работала с Гликман, Дегтярем и Бордуковым: еще будучи студенткой первого курса школы-студии МХАТ Стася снялась в «Коробке».

Претендентки на роли Покровской и Киры пробовались в парах: создателям было важно, чтобы они «сыгрались». «У Стаси были блестящие пробы, она прекрасно вошла в роль. Но определяющим стало то, что они со Светой, по сути, выбрали друг друга. Мы у обеих спрашивали, кто им больше всего понравился по работе в паре, кто наиболее интересен и комфортен как партнер. И актрисы выбрали друг друга», – вспоминает Гликман.

 

Съемки

Фильм снимался в Москве в зимне-весенний период. Всего на работу ушло 40 смен. Также команда проекта побывала во Франции, где были найдены локации для съемок сцен международных турниров.

Кроме того, соревнования снимали и в столичном Дворце спорта «Динамо», куда в качестве зрителей приглашали сотни человек массовки. Также болельщиков дорисовывали при помощи компьютерной графики.

Среди других интересных локаций – павильон ВДНХ, современные лофты, крыша здания на бывшем Бадаевском пивоваренном заводе в центре Москвы с панорамным видом на столицу.

«Мы хотели разнообразить интерьеры, чтобы действие происходило не только в спортивных залах и на огромных аренах, – рассказывает Елена Гликман. – Помимо прочего, мы снимали известные московские клубы и молодежные тусовки. Для героини Светланы Ходченковой мы арендовали красивую многоуровневую квартиру, где она по сюжету живет».

 

Фехтование

«Все сложные моменты на съемках были связаны с трюками и съемками с саблей, потому что это опасное оружие. Необходимо было постоянно быть аккуратными. К тому же, мы были обвешены разными проводами, которые часто за что-то цеплялись. Нам нужно было научиться рассчитывать шаги, скорость, дистанцию, иначе легко можно было нанести травму своему партнеру, хотя на нас и была защита. Для абсолютной достоверности нам необходимо было научиться виртуозно одним движением надевать маску», – вспоминает Светлана Ходченкова о сложностях на площадке.

Во время подготовки к съемкам Светлана Ходченкова и Стася Милославская брали уроки фехтования у профессиональных тренеров, учились правильно держать саблю и двигаться так, как того требует этот непростой вид спорта.

«Фехтование мне преподавали еще во время учебы в школе-студии МХАТ, – отмечает Стася Милославская. – Тогда этот предмет мне совсем не давался: я прогуливала, психовала на занятиях, швырялась шпагой и в истерике уходила. На тот момент я даже и представить не могла, что в будущем сыграю настоящую спортсменку из сборной команды России. И все потому, что меня заставляли держать оружие в правой руке, а я – левша. Во время тренировок перед съемками фильма мне переложили саблю в левую руку – и сразу все пошло как по маслу. Так фехтование открылось для меня заново, и я стала получать от него удовольствие». По словам актрисы, сложность спортивных сцен заключалась еще и в том, что одни и те же комбинации нужно было выполнять дубль за дублем, а это совсем не просто.

«Мы долго отрабатывали и оттачивали фехтовальные стойки, положение рук и спины, держание сабли, уколы и удары. Фехтование – это запредельные скорости, зачастую человеческий глаз даже не успевает зафиксировать момент укола, – говорит Светлана Ходченкова. – Было, конечно, очень сложно добиться таких движений, прыти, скорости. Но я много лет хожу в зал и занимаюсь с тренером, помимо этого занимаюсь на пилоне, а это уже практически акробатика и требует хорошей физической подготовки. Это мне невероятно помогло».

Когда Стася Милославская готовилась к съемкам и смотрела соревнования, она выбрала для себя пример – им стала олимпийская чемпионка Яна Егорян: «Мне понравилась ее энергия, ее поведение на турнирах, я даже сама ей написала в Instagram, рассказала о фильме и предложила встретиться – она мне, конечно, приоткрыла тайны фехтовального мира. Было невероятно интересно с ней пообщаться».

В постановке фехтовальных сцен принимали участие консультанты из Федерации фехтования России, которые также помогли команде проекта с дублерами. Ими стали профессиональные спортсмены, участвующие в соревнованиях мирового уровня.

«Весьма завораживающее зрелище – то, как они работали», – признается Светлана Ходченкова.

Работа с холодным оружием на площадке требовала особой осторожности и от актеров, и от группы. «Страха от работы с саблей не было. Однако мы соблюдали технику безопасности. Даже наш оператор на площадке работал в маске. Мы знаем, что с холодным оружием нужно быть очень и очень аккуратными», – говорит Светлана Ходченкова.

Консультанты из Федерации фехтования также помогли советами, какими должны быть реплики спортивных комментаторов. «Здесь было важно не только, чтобы они давали четкое определение тому, что видит зритель, но и чтобы это был небольшой ликбез, – объясняет Михаил Дегтярь. – Этот спорт отличается своей стремительностью и не всем знакомыми правилами, даже не всегда можно сразу понять, кто кого уколол. Кроме того, эти комментарии элементарно должны были быть интересными».

Специально для съемок команда арендовала спортивное оборудование и настоящие фехтовальные дорожки. Это очень специфическая техника, ее нелегко найти, и она практически постоянно занята на соревнованиях. «Нам нужно было состыковать жесткие актерские графики и как-то подстроить под них даты аренды этих фехтовальных дорожек, – рассказывает исполнительный продюсер Ирина Медведева. – Как же непросто было это сделать. Ведь это дорогостоящее оборудование было расписано на несколько месяцев вперед».

Съемочный процесс был непростым, но актеры отмечают, что на площадке царила удивительная атмосфера. «Мы снимали соревнования Стаси и Светы в павильонах на ВДНХ, – рассказывает Сергей Пускепалис. – И на площадке была атмосфера, будто мы действительно на соревнованиях. Белый свет, азарт и драйв, какое-то невероятное напряжение».

Светлана Ходченкова добавляет: «Забавных историй на съемках было много. Мы со Стасей порой совершали нелепые ошибки, могли дурачиться и даже в шутку устраивали бои на саблях. Но мы, артисты, люди дисциплинированные, поэтому быстро брали себя в руки».

Добавить комментарий