Оператор – одна из самых мужских профессий в кино, однако женщины работают в этой индустрии еще с 1930-х годов. Но об их вкладе в эту специальность и подвигах во время войны почти нигде не указывают. Онлайн-проект о фронтовых операторах «Как снимали войну» решил первым создать об этом отдельный короткометражный фильм и рассказать историю Марии Суховой, ставшей первой женщиной в этой профессии.
Именно она открыла двери сотням других женщин, которые решили связать свою жизнь с кино, доказав, что нет запретных профессий, если ты делаешь дело, за которое ты готов отдать свою жизнь.
Судьба Марии Суховой сама по себе очень кинематографична. Ее взяли на студию уборщицей. Однако через несколько лет, пройдя долгий путь и изучив профессию с разных ракурсов, она, наконец, стала кинооператором. В 1936 году Сухова снимала первый женский автопробег в честь Сталинской Конституции, а в 1941 уже фиксировала на пленку, как Москва готовилась к войне и колонна пехоты уходила с Красной площади сразу на фронт, через некоторое время и сама отправилась на передовую в партизанские отряды.
Вместе со своей коллегой Оттилией Рейзман они не только снимали быт и жизнь партизан в условиях войны, но и непосредственно боевые действия, в которых порой сами участвовали. Они отсняли десятки часов и тысячи километров пленки, на которой запечатлена история того времени.
Кадры, снятые Суховой использовались в картине «Освобождение Советской Белоруссии» (1945) и в 20 серийной киноэпопее «Великая Отечественная» (1979).
Мария Сухова была серьезно ранена на фронте, но до самой последней минуты переживала за сохранность своих отснятых материалов, и, по некоторым данным, попросила партизан пристрелить ее, чтобы не попасть в плен к фашистам.
Режиссером фильма о Марии Суховой выступает Георгий Молодцов, являющийся отборщиком документальных программ Московского международного кинофестиваля и креативным директором «Лаборатории социальной рекламы» и проекта VRability, создающего фильмы в виртуальной реальности.
«В историографии обычно подчеркивается героическая смерть Марии Суховой, в то время как героизмом была ее жизнь и путь, который она проделала в профессии первой из женщин. Из уважения к памяти Марии мы поставили перед собой задачу восстановить запутанные и противоречивые факты ее профессиональной биографии, находя неожиданные и мало кем замеченные детали», - рассказал он.
Проект «Как снимали войну» создан Гильдией неигрового кино и телевидения совместно с порталом «Кино-Театр.Ру». Он рассказывает о советских кинооператорах, которые снимали войну, несмотря на пули и страх. Однако об их подвигах почти ничего не известно, потому что их имена зачастую не указывали в кинохрониках, но именно благодаря им у нас остались настоящие кадры войны. Проект создан при поддержке Института развития Интернета в рамках реализации нацпроекта «Культура».
«Как снимали войну» представляет собой 20 короткометражных фильмов о том, как создавалась кинолетопись прошедшей войны. 12 из них – портреты ведущих фронтовых операторов, остальные – рассказ о работе кинохроники в годы войны.
По одним данным операторов Великой Отечественной войны было 257, по другим – 318. За четыре военных года они сняли 3,5 миллиона метров фронтовой кинохроники. Однако в фильмах и киножурналах 1941-45 годов их имена зачастую не указывались, но именно их глазами мы и сегодня видим прошедшую войну. Задача проекта – вернуть авторство анонимным кадрам военной хроники, рассказать о тех, кто с риском для жизни запечатлел самые драматические моменты Великой Отечественной войны.
Фотография из личного архива семьи и родственников Марии Суховой.