Пандемия побудила большинство россиян переосмыслить свое отношение к деньгам и накоплениям. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного СК «Росгосстрах Жизнь» и ЛитРес, крупнейшим книжным сервисом в России и странах СНГ. За время карантина и после него каждый шестой респондент начал откладывать деньги, а каждый восьмой решил увеличить сбережения. Однако почти три четверти опрошенных признались в отсутствии у них знаний и навыков, позволяющих грамотно формировать сбережения, инвестировать и управлять личным и семейным бюджетом. При этом почти все участники опроса изъявили желание овладеть такими навыками. К книгам в качестве источника информации о сфере финансов регулярно обращается каждый четвертый респондент. По данным ЛитРес, за время пандемии спрос на литературу об управлении личными финансами вырос почти в полтора раза. Лидером «финансового» рейтинга в этот период стал бестселлер «Богатый папа, бедный папа» Роберта Кийосаки.
Как показали результаты исследования СК «Росгосстрах Жизнь» и ЛитРес, пандемия и ее экономические последствия изменили финансовые привычки россиян. 18% респондентов заявили, что теперь начнут копить деньги на «черный день», а 13% намерены увеличить свои сбережения. Еще 17% задумались о формировании финансовой «подушки безопасности», но конкретных планов пока не имеют.
Грамотно управлять личным и семейным бюджетом, контролировать доходы и расходы и инвестировать людям мешает отсутствие у них необходимых знаний и навыков. С такой проблемой столкнулись 74% респондентов.
Почти все респонденты (98%) хотели бы получить больше знаний и навыков в части учета доходов и расходов, формирования сбережений, планирования личного или семейного бюджета и инвестирования. Почти половина опрошенных (47%) хотела бы научиться формировать сбережения и грамотно откладывать деньги на реализацию долгосрочных целей. 35% хотят разобраться в работе финансовых инструментах и услугах и научиться инвестировать. Каждый пятый интересуется книгами о финансах и экономике для расширения кругозора. Однако только 9% пока перешли от слов к делу и занялись самообразованием в финансовой сфере, но 83% опрошенных планируют сделать это в ближайшее время.
Как показало исследование, за время пандемии среди россиян резко вырос спрос на литературу о базовых принципах работы финансовых инструментов, об инвестировании, об управлении личным и семейным бюджетом и о прочих аспектах управления личными финансами.
«Читательские предпочтения пользователей ЛитРес очень точно отражают текущую повестку. В период пандемии и самоизоляции мы наблюдали рост спроса на электронные и аудиокниги, связанные с темой финансов, бюджетов и личных доходов более чем на 40% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. При этом, наша статистика продаж за март-май показывает, что книги на тему финансовой грамотности пользователи предпочитают читать, а не слушать. В топ-10 самых популярных финансовых книг этого периода на сайте и в приложениях ЛитРес вошли только две аудиокниги. Лидером рейтинга в этот период стал бестселлер «Богатый папа, бедный папа» Роберта Кийосаки», — комментирует Сергей Анурьев, генеральный директор группы компаний «ЛитРес».
В период самоизоляции в книжном сервисе ЛитРес россияне чаще всего покупали книги «Богатый папа, бедный папа», «Самый богатый человек в Вавилоне», «Как устроена экономика», «Путь к финансовой свободе», «Разумный инвестор. Полное руководство по стоимостному инвестированию», «На пенсию в 35 лет», «Курс активного трейдера», «Думай и богатей! Самое полное издание, исправленное и дополненное», «Думай и богатей! Золотые правила успеха», «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса».
Опрос показал, что книги — второй по степени востребованности источник информации о том, как грамотно формировать сбережения, управлять личным и семейным бюджетом, контролировать доходы и расходы и инвестировать. К ним регулярно обращается каждый четвертый респондент. Большинство — 70% — ищут информацию о деньгах и об управлении ими в интернете, социальных сетях и СМИ.
Почти у половины россиян (47%) есть книги о том, что представляют собой и как работают финансовые инструменты, об инвестировании, о планировании личного и семейного бюджета, об учете доходов и расходов и о прочих аспектах управления личными финансами, причем каждый восьмой покупает такие периодически. У 53% респондентов таких книг нет, при этом 28% из них отметили, что периодически задумываются об их приобретении.
Большинство респондентов (70%) хотели бы, чтобы в школьную программу были введены уроки финансовой грамотности, на которых детей бы обучали основным принципам работы финансовых инструментов и услуг, вести учет своих доходов и расходов, контролировать свой личный бюджет.