6 Московский еврейский кинофестиваль пройдет в офлайн и онлайн форматах
05.11.2020 15:31
Просто Мария

6 Московский еврейский кинофестиваль (МЕКФ) состоится в Москве с 19 по 29 ноября. Впервые киносмотр пройдет в гибридном офлайн- и онлайн-формате. Фестиваль традиционно представит широкой аудитории лучшие современные фильмы на еврейскую тематику. Помимо показов, будут организованы образовательные события и Q&A сессии с создателями фильмов. Площадками «живых» сеансов станут киноцентр «Октябрь» и кинотеатр «Иллюзион». Онлайн-показы пройдут на новой платформе zerem.tv и будут бесплатными для всех желающих. Также в 2020 году фестиваль впервые реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

Жюри 6 Московского еврейского кинофестиваля возглавит российский кинорежиссер, продюсер и сценарист Тимур Бекмамбетов. Именно он является создателем формата скринлайф, переживающего настоящий бум в 2020 году. В честь создателя десятков фильмов в этом формате дизайн фестиваля в этом году будет выполнен с использованием элементов скринлайфа — когда действие разворачивается на экранах гаджетов: ноутбуков или мобильных устройств.

«Для меня большая честь, что скринлайф стал форматом и стилистическим решением для проведения Еврейского кинофестиваля в этом турбулентном году — когда мы все окончательно переместились в цифровое, виртуальное пространство — мир экранов наших гаджетов. Один из древнейших народов и одна из древнейших культур, ставшие участниками всех главных исторических событий, наблюдавшие смену эпох и парадигм, сегодня оказались, кажется, в начале новой эпохи. Тем важнее осмыслить и отрефлексировать вечные темы и актуальные проблемы через форматы, как никогда соответствующие духу времени — экраны наших устройств, с которыми мы стали неразлучны за последние месяцы», — комментирует председатель жюри МЕКФ Тимур Бекмамбетов.

По итогам фестиваля жюри определит победителей в следующих категориях: «Лучший фильм», «Лучший документальный фильм», «Лучший короткометражный фильм», «Лучший документальный короткометражный фильм», «Приз жюри». Также по традиции будут вручены специальные награды: Почетный приз «За выдающийся вклад в развитие еврейского кинематографа в России» и Приз имени Якова Каллера «За лучший российский фильм года на еврейскую тему».

6 Московский еврейский фестиваль представит широкой публике лучшие художественные и документальные картины, осмысливающие вопросы гендерного равенства и прав как женщин, так и мужчин; конфликт ортодоксальных слоев и быстро развивающегося глобального мира; по-новому исследующие исторические события еврейского народа и отдельных ярких личностей; современные проблемы идентичности и объединения евреев.

Куратором программы художественного кино в 2020 году стал кинокритик Егор Беликов, сформировавший программу основного конкурса 6 МЕКФ: «Программу этого фестиваля я составлял, размышляя над тем, как сильно поиск еврейской национальной идентичности пересекается с личностным поиском каждого человека. Я искал такие фильмы, которые бы переопределяли средствами киноязыка место личности, которая всегда оказывается под мощным разрушительным влиянием эпохальных сдвигов — особенно сегодня, когда эти сдвиги происходят как-то слишком быстро и часто. Не хочется, конечно, говорить трюизмами, но фильмы из программы 6 МЕКФ — о духе времени. Даже исторические картины в игровой программе, как мне кажется, больше говорят о современности — не забывая при этом, разумеется, о традиции еврейского кино, которое тоже гиперактивно развивается».

В основном конкурсе 6 МЕКФ пройдут европейские и российские премьеры картин из Венгрии, Германии, Бразилии, Аргентины, Израиля и США, в том числе будет показана лента «Оставшиеся», которая попала в шорт-лист премии Американской киноакадемии в категории «Лучший фильм на иностранном языке»; картина «Миньян», участвовавшая в программе «Панорама» Берлинского кинофестиваля — 2020; фильм «Меня зовут Сара», спродюсированный фондом Стивена Спилберга «Шоа».

Список картин-участников основного конкурса 6 МЕКФ:

1. «Меня зовут Сара» (реж. Стивен Оритт, США, 2019, 16+).

2. «Миньян» (реж. Эрик Стил, США, 2020, 18+).

3. «Молодые «полакас» (реж. Алекс Леви-Хеллер, Бразилия, 2019, 16+).

4. «Оставшиеся» (реж. Барнабаш Тот, Венгрия, 2019, 12+).

5. «Фрау Штерн» (реж. Анатол Шустер, Германия, 2019, 12+).

6. «Шалом Тайвань» (реж. Уолтер Тейблум, Аргентина, 2019, 12+).

Кроме того, зрителей ждет насыщенная программа документального кино из Израиля, США, Канады, Германии, Франции, Испании, Швейцарии, Дании, Румынии и Австралии.

Фильмы основного конкурса и конкурса документального полнометражного кино будут продемонстрированы в кинотеатре только по одному разу. При этом все остальные картины программы фестиваля будут доступны для просмотра онлайн на сайте zetem.tv в течение фестивальной недели с 21 по 29 ноября.

«Провести фестиваль в таком виде — определенный вызов для всей нашей команды. Однако, нужно понимать, что другого выхода на сегодняшний день попросту не существует. Уверен, что, несмотря на все ограничения, программа этого года не стала менее насыщенной, а наши зрители смогут получить удовольствие не только от живого просмотра фильма в кинотеатре, но и насладиться удобствами новых онлайн-форматов у себя дома», — отметил генеральный продюсер 6 Московского еврейского кинофестиваля Егор Одинцов.

«Московский еврейский кинофестиваль — это, безусловно, радостное событие, свидетельствующее о том, что творческая и культурная жизнь не стоит на месте. Интересно, что молодой оргкомитет нашёл вдохновение в нашей новой онлайн реальности и сделал главной образной темой этого фестиваля художественный язык «скринлайф». Программа МЕКФ, как всегда разнообразна, темы некоторых картин двойственны и полемичны, а есть настоящие шедевры, которые не оставят равнодушным даже самого притязательного зрителя. Очень важно смотреть кино не только ради развлечения, но и для того, чтобы познавать, исследовать, задавать вопросы и находить ответы. Уверен, что проведение фестиваля и в таком непривычном формате — при помощи онлайн трансляций — это позитивный опыт, который позволит значительно расширить аудиторию проекта», — комментирует президент ФЕОР Александр Борода.

В 2019 году МЕКФ отметил пятилетие. За пять лет своего существования фестиваль из локального смотра еврейского кино превратился в крупное культурное городское событие и собрал на своих площадках (киноцентр «Октябрь», ЦДК, Еврейский музей и центр толерантности, кинозал ГУМ, кинотеатры сети «Москино») в совокупности около 20 000 зрителей. Было показано свыше 200 лучших картин последних лет, посвященных еврейской тематике.

Организатором 6 Московского еврейского кинофестиваля выступает Фонд поддержки и развития еврейского кино «Арк Фаундейшн».

Все фильмы показываются на языке оригинала с русскими субтитрами. 

af2ed6849e9b193b13927f3caff0705fb1f98660323.jpg

«Меня зовут Сара» / My Name Is Sara (реж. Стивен Оритт, США, 2019)

Жанр:  военная драма,  биография, история

Длительность:  111 минут

Режиссер:  Стивен Оритт

Продюсеры:  Стивен Оритт,  Юстина Павлак,  Стивен Д. Смит

В ролях:  Зюзанна Суровы,  Конрад Кишон,  Павел Круликовски,  Михалина Ольшанска

Награды и номинации:  Еврейский кинофестиваль в Майами 2020 — Приз зрительских симпатий;  Еврейский кинофестиваль в Варшаве 2019 — Гран-При,  Лучшая актриса;  Международный фестиваль в Сан-Паулу 2019 (Бразилия) — номинация: Лучший фильм;  Международный кинофестиваль Индии 2019 — номинация: Лучший полнометражный дебют

Фильм, произведенный на свет фондом «Шоа», институцией, основанной режиссером Стивеном Спилбергом на деньги, заработанные от проката фильма «Список Шиндлера». С тех пор фонд занимается аудиовизуальной фиксацией свидетельств Холокоста, берет интервью у выживших в катастрофе. «Меня зовут Сара» основан на реальной истории Сары Шапиро (раньше ее звали Сара Гуральник), рассказанной ей самой. В 1942 году мир узнал о том, что нацистский режим истребляет евреев, и тогда мать отправила Сару, которая жила с родителями в маленьком польском городке Корец, в бега, чтобы она выжила. На момент, когда девочке было всего 12 лет, она вместе с братом поселилась у украинской семьи под чужим именем и работала в поле. Эту историю скрупулезно экранизировал американский режиссер Стивен Оритт, воплотив тем самым современные представления о еврейском образовании в игровом кино (никакой передраматизации и перекрута, только человеческие истории, о которых невозможно молчать), а исполнительным продюсером выступил Энди Интрейтер, также сын выживших в Холокосте. В фильме сыграли Сусанна Сурови, юная актриса, которую нашли во время польского кастинга, а также Михалина Ольшанска, ранее снявшаяся в главной роли в скандально известной «Матильде» Алексея Учителя.

 

«Миньян» / Minyan (реж. Эрик Стил, США, 2020)

Жанр:  драма

Длительность:  118 минут

Режиссер:  Эрик Стил

Продюсеры:  Лука Боргезе,  Луиджи Кайола

В ролях:  Сэмюэл Х. Левин,  Рон Рифкин,  Кристофер Макканн

Награды и номинации:  Берлинский международный кинофестиваль 2020 — номинация: Лучший дебют;  Афинский международный кинофестиваль 2020 — номинация: Лучший фильм;  28 еврейский кинофестиваль в Торонто — Конкурсная программа;  Нэшвиллский кинофестиваль 2020 — номинация: Большой приз Жюри

Густая, честная, строгая и эротичная историческая ЛГБТ-драма, впервые показанная на Берлинале в 2020 году. Конец 1980-х, нью-йоркский Бруклин. Юноша Дэвид, обучающийся в строгой ортодоксальной ешиве, помогает дедушке обустроиться в доме престарелых в их русско-еврейском районе (кстати, в этом американском фильме немного говорят и на русском языке, а также на идиш и иврите) и параллельно неожиданно находит себе сообщество по интересам — знакомится с двумя геями постарше из Ист-Виллиджа, которые и помогают ему открыть себя. Тем временем в Нью-Йорке начинается эпидемия ВИЧ. Представители любых городских меньшинств, как мудро трактует свой же фильм режиссер Эрик Стил, проходят через похожие испытания, будь то иммигранты, евреи-ортодоксы или гомосексуалы. Их принципы жизни — держаться вместе (отсюда и двусмысленное название фильма — миньяном называют небольшой закрытый коллектив взрослых мужчин-иудеев, которые собираются для отправления религиозных обрядов; очевидно, под этим подразумевается гей-комьюнити, в котором оказывается Дэвид), больше слушать других, чем говорить самому, справляться со сложными жизненными задачами, имея на то меньше возможностей.

 

«Молодые «полакас» / Young Polacas (реж. Алекс Леви-Хеллер, Бразилия, 2019)

Жанр:  драма,  социальный,  исторический

Длительность:  96 минут

Режиссер:  Алекс Леви-Хеллер

Продюсеры:  Александр Роча,  Марсело Педрацци

В ролях:  Жаклин Лоуренс,  Эмилио Орчиолло Нетто,  Тьерри Треморро

Награды и номинации:  Глобальный фестиваль фильмов о миграции 2019 (Бразилия) — Мировая премьера,  Конкурсная программа;  Международный кинофестиваль в Род-Айленде 2020 (США) — Конкурсная программа;   Киевский кинофестиваль 2020 — участие

В сюжете фильма используется еще не затертый в кино эпизод еврейской истории — массовая эмиграция молодых польских евреек в Бразилию в 1900-х годах, где они попадали в жуткий круговорот секс-работы. «Полакас» — это обидное устаревшее прозвище, что-то вроде «полячек» в русском языке. Богато и убедительно декорированные костюмы и интерьеры напоминают о лучших фильмах по этой печальной теме, в частности о «Доме терпимости» Бертрана Бонелло и «Улице стыда» Кэндзи Мидзогути. Благодаря нетипичной структуре повествования — о событиях фильма мы узнаем будто бы в пересказе миссис Миры, дочери одной из секс-работниц, которая дает интервью журналисту о своем детстве, то есть фильм стилизован под документальный, — картине удается и провести явную связь с современностью (мол, ничто на Земле не проходит бесследно), и воплотить в киноформе психоделическую природу человеческой памяти, которая причудливо искажает все события, нами увиденные. Особенно удивительно, что «Молодых «полакас» удалось снять режиссеру Алексу Леви-Хеллеру, для которого это всего лишь второй игровой полный метр.

 

«Оставшиеся» / Those Who Remained (реж. Барнабаш Тот, Венгрия, 2019)

Жанр:  драма

Длительность:  88 минут

Режиссер:  Барнабаш Тот

Продюсеры:  Моника Меч,  Эрнё Мештерхази

В ролях:  Карой Хайдук,  Абигель Сёке,  Мари Надь,  Каталин Симко

Награды и номинации:  Международный кинофестиваль в Анкоридже 2019 (США) — Лучший полнометражный фильм;  Кинофестиваль «Золотой апельсин» в Анталии 2019 (Турция) — номинация: Лучший фильм;  Фестиваль европейских фильмов в Париже 2020 — номинация: Лучший полнометражный фильм;  Еврейский кинофестиваль в Иерусалиме 2019 — Почетное упоминание;  Международный кинофестиваль в Софии 2020 — Приз ФИПРЕССИ

Один из самых громких венгерских фильмов последних лет, вошедший в декабрьский предварительный шорт-лист номинации «Лучший иностранный фильм» «Оскара-2020», впервые показанный на влиятельном и закрытом от посторонних фестивале в американском Теллурайде (2019), где обычно и стартуют значимые картины наградного сезона. Аскетичная послевоенная драма, в которой режиссер Барнабаш Тот словно экранизирует ПТСР всех евреев, чудом выживших в Холокосте. Главные герои — врач средних лет Альдо и 16-летняя сирота Клара (по прозвищу Санни), оба они потеряли всех родных в концентрационных лагерях.

Время действия — между 1948 и 1953 годами. Этот фильм — по-хорошему анемичный, тихий, ненаигранно трагичный и искренне траурный, строящийся на трепетных разговорах неожиданных знакомых, поскольку Клара обнаруживает, что только Альдо может понять ее чувства и мысли по поводу религии, прошлого, утраченной навсегда семьи. Ключевая и самая мощная сцена при этом совершенно бессловесная — та, где Альдо показывает Кларе свои довоенные фотографии. В общем счете это драма о тотально надломленном мужчине, который решил собраться с силами, чтобы спасти другую больную душу.

 

«Фрау Штерн» / Frau Stern (реж. Анатол Шустер, Германия, 2019)

Жанр:  комедия,  драма

Длительность:  79 минут

Режиссер:  Анатол Шустер

Продюсеры:  Анатол Шустер,  Адриан Кампин

В ролях:  Ахува Соммерфельд,  Кара Шредер

Награды и номинации:  Берлинский кинофестиваль «Ахтунг» 2019 — Лучший фильм,  Лучшая мужская роль;  Премия Немецкой ассоциации кинокритиков 2020 — номинация:  Лучший фильм,  Лучшая женская роль;  Кинофестиваль имени Макса Офюльса 2019 (Германия) — номинация: Лучший фильм

90-летняя фрау Штерн (Ахува Соммерфельд дебютировала в кино в качестве актрисы именно в этом фильме, к сожалению, ушла из жизни в 2019 году в возрасте 82 лет) проводит время в современном Берлине на манер берлинской же молодежи — употребляет марихуану, стрижется у личного молодого барбера (и, кажется, пытается с ним даже флиртовать), зависает на районе — правда, с внучкой. Штерн выжила в Холокосте и вообще слишком надолго задержалась на этом свете, поэтому постоянно и уверенно заявляет о своем стойком желании умереть. При этом пожилая еврейка борется с внутренним недоверием к современным немцам, которые ее окружают, — помнит, как они себя повели еще полвека тому назад. Быстро изменившийся, пусть и в лучшую сторону, мир вокруг нее кажется фрау искусственным и ушедшим далеко вперед, забывшем о Катастрофе. Даже, когда Штерн зовут рассказать в телевизионной программе о своем ужасном опыте, ей словно нечего вспомнить, кроме нескольких траурных обязательных слов. Мир вокруг главной героини этой удивительной немецкой трагикомедии будто тает в дыму каннабиса и исчезает в памяти человека, который слишком много пережил на своем веку.

 

«Шалом Тайвань» / Shalom Taiwan (реж. Уолтер Тейблум, Аргентина, 2019)

Жанр:  драма,  комедия

Длительность:  85 минут

Режиссер:  Вальтер Техблум

Продюсер:  Фернандо Соколович

В ролях:  Мерседес Фунес,  Сантьяго Коровски,  Брэд Крупсоу,  Карлос Порталуппи

Награды и номинации:  Еврейский кинофестиваль в Торонто 2020 — участие;  Еврейский кинофестиваль в Майами 2020 — участие;  Еврейский кинофестиваль в Сиэтле 2020 — участие;  Еврейский кинофестиваль в Ванкувере 2020 — участие

Упоительная аргентинская трагикомедия в жанре роуд-муви. Харизматичный и еще молодой раввин по имени Аарон, управляющий районным еврейским сообществом в Буэнос-Айресе, любим прихожанами, но испытывает финансовые трудности. Отчаявшись, он отправляется в поисках пожертвований на свое богоугодное дело аж в далекий Тайвань, где встречает нескольких людей, которые даже раввина могут научить житейской восточной мудрости, например бизнесмена, который раздал все свои деньги, чтобы вместо мирской суеты собственноручно выращивать чай на плантации. «Шалом Тайвань» — фильм, очень точно экранизирующий ощущение от познания нового мира, знакомое каждому путешественнику. Главная удача картины — в актере Фабиане Розентале, исполнившем роль Аарона. Без него бы точно ничего не получилось, а Розенталю покорился образ слегка самоуверенного, нервного, но искреннего раввина, которому веришь.

 

Художественные полнометражные фильмы внеконкурсной программы 6 МЕКФ:

«Крещендо» / Crescendo (реж. Дрор Захави, Германия, 2019)

Жанр:  музыкальный

Длительность:  102 минуты

Режиссер:  Дрор Захави

Продюсеры:  Элис Браунер,  Маркус Махура,  Томас Рейссер

В ролях:  Гетц Отто,  Даниэль Донской,  Петер Симонишек,  Сабрина Амали,  Мехди Мескар

Награды и номинации:  Еврейский кинофестиваль в Сан-Диего 2020 — Приз зрительских симпатий;  Фестиваль немецкого кино в Людвигсхафене 2020 — Приз зрительских симпатий;  Еврейский кинофестиваль в Берлине и Бранденбурге 2019 — Лучший немецкий фильм еврейской тематики

Звезда этой немецкой, если судить по стране производства (но международной по сути), музыкальной драмы — Петер Симонишек, потрясающий возрастной актер, сыгравший главную роль в фильме «Тони Эрдманн» Марен Аде, ставшем одной из самых громких премьер Каннского фестиваля — 2016. Здесь он в образе, похожем на тот, что был в картине Аде, только там он исполнил роль удивительного отца для своей дочери, а здесь — отца целого симфонического оркестра, набранного из молодых израильско-палестинских музыкантов. Дирижер пытается превратить столь взрывоопасный коллектив в профессиональную боевую единицу, руководствуясь исключительно своими соображениями как худрука, но так просто ничего не выходит — тогда приходится по-человечески отнестись к юным заочным участникам чужой войны. В итоге всех примирит вечное искусство — музыка.

 

«Танцующие собаки Домбровы» / The Dancing Dogs of Dombrova (реж. Зак Бернбаум, Канада, 2018)

Жанр:  драма,  комедия

Длительность:  102 минуты

Режиссер:  Зак Бернбаум

Продюсеры:  Зак Бернбаум,  Адриан Молдован

В ролях:  Кэтрин Фоглер,  Дуглас Найбэк,  Дорофтей Анис,  Сильва Хелена Шмидт

Награды и номинации:  Кинофестиваль в Остине 2018 (США) — номинация: Приз жюри;  Канадский международный кинофестиваль 2019 — Лучший режиссер, Лучший фильм;  Международный кинофестиваль RiverRun 2019 — номинация: Приз жюри

Выдающаяся канадская черная комедия с интернационально-семейным уклоном. Сара и Аарон — родня друг другу, но их жизненные пути давно разошлись. Им приходится, параллельно решая личные проблемы, объединиться, чтобы выполнить последнее желание их бабушки-еврейки, которая попала в концлагерь в 15 лет и чудом выжила в Холокосте, — каким-то неведомым образом необходимо найти останки ее любимой в детстве собаки, которая умела танцевать на задних лапах, но, разумеется, давно умерла где-то в глубинах польской провинции. Это удачно сложенное зрительское кино — без излишней показушной сентиментальности. Удивительно любовно показывая экзотичную для изнеженных канадцев Восточную Европу, режиссер и автор сценария Зак Бернбаум демонстрирует, как под гнетом современных невзгод трансформируются внутрисемейные отношения, но при этом не меняется главное — ответственность перед старшими, которым герои обязаны своим появлением на свет.

 

«Сопротивление» / Resistance (реж. Хонатан Якубович, США,  Великобритания, Германия, Франция, 2020)

Жанр:  драма,  военный,  биографический

Длительность:  120 минут

Режиссер:  Хонатан Якубович

Продюсеры:  Марко Бекманн,  Карлос Гарсиа де Паредес

В ролях:  Джесси Айзенберг,  Клеманс Поэзи,  Феликс Моати,  Вица Керекеш

Награды и номинации:  Еврейский кинофестиваль в Майами 2020 — номинация: Приз рыцаря маримбы

Клоун-мим Марсель Манжель, позже ставший известным под именем Марсель Марсо (Джесси Айзенберг) — псевдоним взят в честь генерала-революционера Марсо-Дегравье — основал в Париже труппу «Содружество мимов» и прославился на весь мир, но детство и юность его были не столь безоблачны. Он родился в еврейской семье во французском Страсбурге за 22 года до войны, бежал с семьей, когда страну захватили нацисты. Потерял почти всю семью и родителей в лагере Освенцим. Участвовал во французском еврейском Сопротивлении, где в качестве активиста одной из нескольких секретных организаций помог спасению от верной смерти тысяч взрослых и детей. Гуманизм в этом биографически-историческом триллере проявляется как в великом акте спасения невинных, так и в добром цирковом искусстве — фильм по мотивам биографии Марселя Марсо завершается впечатляющей сценой выступления мима перед огромным залом солдат. Американский артист Джесси Айзенберг, как и почти во всех прочих фильмах, где он снимался, в «Сопротивлении» переигрывает других актеров (а в «Сопротивлении» также появляются француженка Клеманс Поэзи, участвовавшая в создании поттерианы, венгр Геза Рёриг, известный по картине «Сын Саула», американец Эд Харрис). Здесь Айзенберг — и самоуверенный юноша, и трепетный ранимый клоун, и последний герой чудовищной эпохи, и даже немного Цукерберг из «Социальной сети» Финчера.

Добавить комментарий