«Роспрофкино» и АПКиТ инициировали создание профессионального стандарта «Художник - раскадровщик»
01.04.2021 20:25
Просто Мария

Министерство труда зарегистрировало разработку профессионального стандарта для профессии «Художник - раскадровщик». Создание рабочей группы было инициировано силами Общероссийского профсоюза работников кино и телевидения «Роспрофкино» и Ассоциацией продюсеров кино и телевидения (АПКиТ) в рамках действия Меморандума о сотрудничестве, направленного на создание условий для эффективного кино- и телепроизводства от 3 сентября 2020 года. Напомним, что в состав разработчиков также входит компания «ПРОФИТ» – «Продюсерская фирмы Игоря Толстунова» (состоит в АПКиТ).

Рабочую группу профессионального стандарта возглавили Аддис Гаджиев - художник кино, театра и ТВ, вице-президент Гильдии художников кино и телевидения Союза кинематографистов России, руководитель департамента художественных профессий ОП «Роспрофкино», куратор программы «Художественная постановка» Московской школы кино и Никита Бестужев - художник-раскадровщик, график, иллюстратор, преподаватель Московской школы Кино (МШК) и Высшей школы Кино «Арка», член Московского Союза Художников (МОСХ). В его рабочем портфеле такие проекты, как: «Монгол», «Адмирал», «Август 8-го», «Территория», «Призрак», «Родина», «Елки», «Лето», «Т-34», «Один вдох», «Годунов» (сериал), «Союз Спасения», «Конек-Горбунок». В состав разработчиков также вошли Дмитрий Осетров, художник-раскадровщик («Монгол», «Водитель для Веры», «9-я рота», «Грозовые ворота», «В движении», «Сталинград», «Есенин»), Игорь Шагов, художник-раскадровщик, преподаватель МАРХИ на кафедре рисунка («Антикиллер», «Выкрутасы», «Поддубный», «О чем молчат девушки», «Подарок с характером», «Дуэлянт», «Легенда о Коловрате», «Килиманджаро», «Девятая»), Илья Трефилов, художник-раскадровщик («Елки», «Конек-Горбунок», «Беспринципные»).

«Кинофильм состоит из кадров, которые, в-первую очередь, создаются на листе или экране компьютерного планшета, именно художником-раскадровщиком. Ракурс, динамика, освещение, продолжительность каждого кадра и целиком эпизода, зарождаются в небольших рисунках, идущих в хронологической последовательности произведения, не побоюсь этого слова, называемого «раскадровкой» или «сторибордом» у иностранных коллег. Режиссер-постановщик, оператор-постановщик и художник-постановщик, следуя драматургии, техническим возможностям, планируемой декорации и интерьерам, с помощью художника-раскадровщика визуализируют будущий фильм в подготовительном периоде. Но, художник-раскадровщик не просто зарисовывает предложения постановочной группы, а вносит свое видение, усиливает «звучание» кадров. Это редкий специалист, не просто иллюстратор, а художник, разбирающийся в объективах, операторской технике и производственных терминах, понимающий «дыхание» кино- и телепроекта. Лучшие раскадровки можно рассматривать часами, и они достойны отдельного экспонирования на художественных выставках, так как помимо утилитарной, технической задачи иллюстрации фильма, представляют великолепные образцы художественных произведений», - прокомментировал Аддис Гаджиев.

«Художники-раскадровщики в российской киноиндустрии — в полном смысле «бойцы невидимого фронта». Ситуация во многом парадоксальная: с одной стороны грамотных специалистов в этой области немного, они востребованы и завалены работой и заказами. А с другой — такой профессии как бы и нет, ей у нас нигде не учат, подавляющее большинство зрителей даже не подозревают, что любимые ими фильмы, прежде чем быть снятыми, появляются в виде последовательности рисунков. Между тем именно на этапе создания сторибордов рождается первое визуальное представление о том, каким будет фильм. Это очень творческий процесс, в котором режиссер, оператор, художник-постановщик и другие совместно ищут образные, монтажные решения сцен, эпизодов, а художник-раскадровщик должен быстро и адекватно превращать рождающиеся идеи в графическую форму. Профессия художника-раскадровщика существует на стыке кинематографа и изобразительного искусства. Не всякий хороший станковый или книжный график может стать таким же качественным раскадровщиком. В тоже время режиссер или оператор, которые могут прекрасно видеть кадр и понимать стихию кино, не всегда в состоянии изобразить желаемое на листе бумаги или графическом планшете. Поэтому в профессиональной среде грамотные раскадровщики ценятся высоко. Думается, что самое время вводить кинораскадровку в круг общеизвестных и уважаемых кинематографических профессий», — поделился Никита Бестужев.

Отметим, что в настоящий момент также разрабатываются профессиональные стандарты следующих профессий: «Второй режиссер кинопроизводства», «Постановщик трюков», «Каскадер», «Художник по костюмам» и «Художник по гриму».

Добавить комментарий