Российская премьера оперы «Лицом на Юг» состоится в Московской Консерватории
28.05.2021 22:37
Просто Мария

5 июня 2021, 20:00

Рахманиновский зал Московской государственной Консерватории имени П. И. Чайковского

Л. К. Смит. Опера «Лицом на Юг» («Facing South»)

Российская премьера совместно с канадским музыкальным центром в Торонто (Canadian Music Centre)

Независимый театральный проект «Montecchi VS Opera»

Автор идеи, режиссёр-постановщик — Елизавета Корнеева

Художник-постановщик — Варвара Тимофеева

Дирижёр-постановщик — Даяна Гофман

Хормейстер — Эльмира Дадашева

Исполнители:

Роберт Пири, контр-адмирал и исследователь — Иван Марков (баритон)

Джозефина Пири, жена Роберта Пири — Дарья Сушкова (меццо-сопрано)

Мэтью Хенсон, друг Пири, переводчик и руководитель его полярных экспедиций — Габриэль Де-Рель (бас)

Миник, мальчик-инуит, привезенный в Нью-Йорк Пири — Иван Журавлев (тенор)

Оркестр «Новая Москва»

Вокальный ансамбль «Arielle»

cd32ba7af10ab07b3fd523fd98738560b94888a5955.jpg

Независимый театральный проект «Montecchi VS Opera» совместно с канадским музыкальным центром в Торонто (Canadian Music Centre) 5 июня 2021 года впервые в России представит оперу современного композитора Линды Кэтлин Смит «Лицом на Юг».

Канадский композитор Линда Кэтлин Смит — вторая женщина в мире, получившая престижную премию Жюля Леже в области новой камерной музыки. Её опера в десяти сценах для четырех солистов, вокального ансамбля трёх сопрано и оркестра прозвучит в Рахманиновском зале Московской Консерватории. Она была создана в 2002 году на либретто Дона Ханны. В основу либретто легло историческое событие начала XX века — покорение командой американца Роберта Пири Северного полюса.

В спектакле присутствуют четыре центральных персонажа: первооткрыватель Роберт Пири, его жена Джозефина, чернокожий штурман Мэтью Хенсон и молодой эскимос, коренной житель Гренландии Миник, семью и земляков которого Пири обманом привез в Нью-Йорк и выставил в качестве живых экспонатов в Национальном музее.

История, рассказанная Линдой Смит и либреттистом Доном Ханном — это не изображение Пири как героя, достигшего крайней точки Севера, но скорее олицетворение человека, который оказался полностью поглощенным собственным эго. «Я была вдохновлена сюжетом и пониманием того, что в фактах этого исторического события есть ещё одна история: абстрактная, внутренняя, которая раскрывает эмоциональные и психологические взаимоотношения персонажей», — говорит композитор. Это подчёркивается и самим музыкальным языком, с его тонким и изменчивым звучанием абстрактных гармоний на фоне простых, ясных мелодий.

Режиссёр спектакля Елизавета Корнеева рассматривает крайнюю точку Севера в качестве своего рода метафоры, а желание достичь её определяется ею как «синдром Пири». Вся опера буквально пронизана ощущением предельного напряжения человеческих возможностей, где у героев есть только одна-единственная цель — достигнуть своего собственного «Севера». «Куда бы вы не развернулись, будучи на крайней точке Севера, вы всегда будете смотреть на Юг. Мы постоянно стремимся достичь чего-то в жизни. Мы хотим быть первооткрывателями и доходим в этом до края. Мы упорны, мы готовы ошибаться и снова пробовать. И вот вы, наконец, ставите заветный флаг на вашу крайнюю точку желания, — точку, к которой вы так долго шли, не оглядываясь назад. Однако в этот самый момент вы понимаете, что достигли последней линии, и вам ничего не остается, как обернуться. Куда бы вы ни повернулись на крайней точке севера, ваш компас будет показывать только одну дорогу: обратно на Юг, откуда вы так упорно только что уходили», — так говорит о своем прочтении замысла композитора режиссёр и художественный руководитель проекта Montecchi VS Opera Елизавета Корнеева.

Независимый театральный проект Montecchi VS Opera был создан в 2019 году в результате объединения выпускников ГИТИСа и Московской Консерватории. Постепенно в недрах коллектива сформировалась профессиональная команда постановщиков, к которой присоединились молодые солисты Мариинского театра, Новой оперы, Театра имени Н. И. Сац, Центра оперного пения Г. Вишневской и оперного театра Дюссельдорфа. Благодаря этому объединению в Московском международном доме музыки 28 февраля 2020 года состоялась российская премьера оперы В. Беллини «Капулети и Монтекки», которая, по мнению экспертов национальной оперной премии «Онегин», стала ярким и значительным явлением культурной жизни столицы и была отмечена премиями сразу в двух номинациях: «Дебют» и «Событие». На сегодняшний день команда независимого театрального проекта существенно расширяет границы своих творческих интересов, обращаясь в том числе к современному музыкальному театру и впервые открывая для русского слушателя ряд имён ныне живущих зарубежных композиторов.

В спектакле выступят солисты баритон Иван Марков (в роли контр-адмирала и исследователя Роберта Пири), меццо-сопрано Дарья Сушкова (в роли супруги и спутницы двух экспедиций Роберта в Гренландию, Джозефины Пири), бас Габриэль Де-Рель (Мэтью Хенсон — друг Пири, переводчик и руководитель его полярных экспедиций), тенор Иван Журавлев (Миник — мальчик-иннуит, привезенный Пири в Нью-Йорк).

В исполнении принимают участие оркестр «Новая Москва» и вокальный ансамбль «Arielle». Дирижёр-постановщик спектакля — Даяна Гофман, художник-постановщик — Варвара Тимофеева, хормейстер — Эльмира Дадашева.

Добавить комментарий