«Берегись автомобиля»: легендарная картина Эльдара Рязанова — вновь на большом экране
08.06.2021 20:00
Просто Мария

8 июля «Искусство кино» при поддержке ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм» выпускает в повторный прокат картину «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова в версии, прошедшей цифровую реставрацию.


Специальный показ фильма пройдет 5 июля в Москве в рамках проекта КАРО.Арт в киноцентре «Октябрь». Ленту представит главный редактор журнала «Искусство кино» Антон Долин.

В Санкт-Петербурге специальный показ состоится 7 июля в кинотеатре «Аврора».

«Берегись автомобиля» — эта удивительная история вполне может считаться фантастической. Скромный и застенчивый страховой агент, актер самодеятельного театра Юрий Деточкин оказывается непримиримым борцом за справедливость. Правда, для правосудия в лице следователя Подберезовикова этот Робин Гуд представляется опасным, хитроумным, изобретательным и неуловимым преступником.


«Берегись автомобиля» — любимый фильм многих поколений зрителей. Эта разобранная на цитаты легендарная картина впервые появляется на большом экране в своей цифровой версии. Фильм является обладателем почетного диплома XX Международного кинофестиваля в Эдинбурге 1966 года. Также в 1966-м Иннокентий Смоктуновский был признан читателями журнала «Советский экран» лучшим актером года. Кроме того, в 1969 году Смоктуновский получил награду за лучшее исполнение мужской роли на Международном кинофестивале в Картахене (Колумбия).

Трагикомедия «Берегись автомобиля» стала первой совместной работой Эльдара Рязанова и драматурга Эмиля Брагинского. Как потом вспоминал режиссер, в основу сюжета легла «бродячая легенда» тех лет о человеке, который угонял машины у людей, живущих на нетрудовые доходы, продавал их, а деньги переводил в детские дома. Однако оказалось, что история целиком вымышлена: «Просто народ выдумал легенду о современном благородном разбойнике — Робине Гуде, в которой выдал желаемое за действительное». Первоначально планировалось, что Деточкина сыграет Юрий Никулин. Но в итоге роль досталась Иннокентию Смоктуновскому, который создал один из самых популярных образов советского кино — в 2012 году в Самаре к 85-летию Эльдара Рязанова был открыт памятник Юрию Деточкину.

Специально к выходу картины в повторный прокат «Искусство кино» готовит к выпуску книгу историков кино Натальи Рябчиковой и Станислава Дединского «Берегись автомобиля. Расследование», в которой реконструируют подробную историю и предысторию создания легендарного фильма на основе материалов из архивов киностудии «Мосфильм», Госфильмофонда РФ и РГАЛИ, а также мемуаров советских кинематографистов и публикаций журнала «Искусство кино».

Антон Долин, главный редактор журнала «Искусство кино», о картине Эльдара Рязанова:«Берегись автомобиля» — шедевр Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского (невозможно назвать одного автора и не назвать второго). Грустная комедия, она же нуар — или пародия на нуар? — о советском Мышкине и Гамлете одновременно (недаром же обе эти роли играл Иннокентий Смоктуновский), но еще и Рыцаре Печального Образа, а также Робин Гуде. Вдобавок это кино о коррупции, о театре и силе искусства, о любви, об одиночестве... Об этической доминанте, которая сильнее и важнее политической. Говоря прямолинейнее, о добре, побеждающем зло, несмотря ни на что. Немеркнущий и прозрачный, но отнюдь не простой фильм, при этом полюбившийся миллионам. Что ж, таково свойство шедевра».

Добавить комментарий