октября
«Искусство кино» при поддержке ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм» 7 октября выпускают в повторный прокат отреставрированную версию двух серий культовой картины Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный».
Специальный показ фильма состоится в Москве 2 октября в кинотеатре «КАРО Октябрь». Кинотеатр «Аврора» в Санкт-Петербурге откроет двери для гостей специального показа 3 октября.
«Иван Грозный» – двухсерийная историческая драма об одной из самых противоречивых фигур российской истории, царе, чей образ давно перерос шестнадцатый век, как переросла век двадцатый последняя работа великого режиссёра. Фильм создавался в сложное военное время, первая серия увидела свет в 1945 году, а вторая только в 1958-м. Предполагалось, что работу завершит третья серия, но она так осталась неснятой.
Блестящий актёрский состав: Николай Черкасов, Михаил Жаров, Павел Кадочников, Михаил Кузнецов, Андрей Абрикосов и другие, а также музыкальный ряд к масштабному кинополотну, автором которого стал великий русский и советский композитор Сергей Прокофьев, сделали фильм легендарным.
История безумия, не исчерпывающаяся рассуждением о природе человеческих пороков. Работа о жизни самого грозного русского царя, преломляющейся через жестокость, странность и завораживающую красоту эпохи, органично вобрала в себя предания о боярских заговорах, неистовство опричных пиров и тяжесть труда создателей фильма, оказавшихся свидетелями иным трагическим событиям в истории человечества.
Сергей Эйзенштейн – всемирно известный советский режиссёр-новатор, лауреат двух Сталинских премий, одну из которых в 1946 году он получил за первую серию «Ивана Грозного». Создатель уникального языка художественной выразительности, Эйзенштейн никогда не останавливался в своих экспериментах. Поразительное сочетание черно-белых и цветных кадров в сцене «пляски опричников» во второй серии фильма пугающе оживляет героев экрана и подчеркивает контраст эпохи, в которую они существуют. Успех первой части не сопутствовал второй – при жизни автора она не вышла в прокат, будучи раскритикованной за «невежество в изображении исторических фактов».
Журнал «Искусство кино» по доброй традиции выпускает книгу, посвящённую картине, выходящей в повторный прокат. В этот раз историки кино Наталья Рябчикова и Станислав Дединский подготовили работу «Иван Грозный. Хроники Эйзенштейна», обширное исследование одного из главных фильмов в мировом кинематографе с привлечением архивных документов и материалов.
Антон Долин, главный редактор журнала «Искусство кино», о картине Сергея Эйзенштейна: «В каком-то смысле «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна – важнейший фильм ХХ века. Для России как минимум, но и не только для нее. Безусловно, это итоговый шедевр великого режиссера, видевшего в нем итог своего творчества, - причем шедевр трагически неоконченный (и все-таки самый завершенный из многочисленных неосуществленных проектов Эйзенштейна). Но значительность картины можно ощутить и понять, даже ничего не зная об истории ее создания – сталинском заказе, колоссальном успехе первой серии, запрете и разгроме второй, остановке работы над третьей и, наконец, преждевременной смерти автора, который не смог смириться с крахом своего самого амбициозного замысла».
В ряде городов в повторный прокат выйдет первый эпизод картины, в других пройдут спецпоказы сразу двух серий.