Андрей Зайцев и Ольга Озоллапиня представили фильм «Блокадный дневник» на специальном показе в Москве
10.09.2021 22:17
Режиссер Андрей Зайцев и актриса Ольга Озоллапиня представили в Москве фильм «Блокадный дневник», который вышел в российский прокат 8 сентября, в День поминовения в память защитников Ленинграда, павших и живых. Специальный показ картины с обсуждением прошел в первом зале киноцентра «Октябрь», модератором дискуссии выступил киновед Всеволод Коршунов.
на прошлой неделе картина, созданная по мотивам произведений Ольги Берггольц, Даниила Гранина и по воспоминаниям блокадников, получила Гран-при X Московского международного кинофестиваля «Будем жить». Кроме того, фильм получил Гран-при и приз зрительских симпатий 42-го Московского международного кинофестиваля; премию «Золотой орел» за лучший игровой фильм, лучший сценарий и лучшую женскую роль (Ольга Озоллапиня); премию «НИКА» за операторскую работу и мужскую роль второго плана (Сергей Дрейден), а так же множество других призов.
Главная героиня фильма Ольга идет к отцу через блокадный город. Ее муж умер от голода. Она чувствует, что скоро тоже умрет, у нее больше нет сил жить, но ей нужно успеть увидеть отца перед смертью, чтобы попрощаться с ним и попросить у него прощения. Ее глазами зрители видят происходящее в осажденном Ленинграде. Как будто они сами в эти минуты оказались на улицах блокадного города. Фильм превращается в блокадную Одиссею, где зрители вместе с героиней проходят через весь город, встречают самых разных людей, попадают в сложные ситуации и видят, в каком состоянии находился Ленинград и его жители.
Режиссер Андрей Зайцев: «Мне бы хотелось, чтобы память о том, что пришлось пережить блокадникам, оставалась с нами как можно дольше. Хочется, чтобы мы понимали, как в нашей жизни все зыбко. Никто из ленинградцев в начале сентября 1941 года не ожидал, что через три месяца город словно погрузится в ледниковый период. И многим покажется, что уже никогда не будет никакого будущего, ни лета, ни весны - только бесконечная зима, голод и смерть. Об этом многие писали и говорили: между относительно спокойной, нормальной жизнью и этой катастрофой прошло всего три месяца! Если наши дети не будут знать все подробности про блокаду Ленинграда, про страдания, которые вынесли люди, про то, как стремительно все случилось, у них не будет иммунитета к этому. И значит, это может однажды повториться, но уже с ними или с нашими внуками. Это все очень серьезные вещи. История циклична. Она не прощает беспамятства».
За основу фильма взята повесть «Дневные звезды» поэтессы Ольги Берггольц – «блокадной Мадонны», которая пережила блокаду Ленинграда и, работая на радио, ежедневно обращалась к жителям города, поддерживая их мужество.
Актриса Ольга Озоллапиня о съемках: «Пожалуй, до конца я не была готова психологически к съемкам. Конечно, когда я готовилась, то много читала, но, начав изучать тему блокады, бывало такое, что после пяти минут я полчаса отходила. Постоянно в голове возникали мысли: для чего мы живем, зачем я живу, как мы вообще можем так жить… Позже, когда я уже погрузилась в тему, то всю стену своей комнаты обклеила фотографиями блокадного Ленинграда и людей, которые попали на пленку в это страшное время. Иногда я выписывала какие-то вещи и тоже клеила их на стену, чтобы, проходя мимо, мой взгляд задерживался на этом месте; чтобы быть постоянно погруженной в материал. Съемки фильма проходили как в Питере, так и в Подмосковье, а мои близкие остались жить в Москве. Иногда, сразу после съемок, не снимая пластический грим, я садилась в машину и ехала к ним. И все-таки было сложно выйти из состояния, в которое я попала на съемках. Когда мы закончили снимать кино, я еще долго не могла улыбаться и нормально жить».
Работа над фильмом заняла три года. Актерам раз за разом приходилось вживаться в роли людей, умирающих в осажденном городе.
Актриса Ольга Озоллапиня о фильме: «Моей первой мыслью после просмотра фильма было: “Его надо положить на полку”. Я помню, как предложила режиссеру, Андрею Зайцеву, отложить показ фильма на неопределенный срок, ведь многие начнут нас упрекать, что мы сделали все неправильно и в реальности все было совершенно по-другому. Люди не готовы, наверно, увидеть правду и пропустить ее через себя. В то же время, я была приятно удивлена, что он снял настолько искреннее кино. Затем фильм получил награды ММКФ, «Золотой орел» - и я была очень счастлива за всех: не только за Андрея Зайцева, но и за всю съемочную группу, без которой ничего бы не получилось».
Режиссер Андрей Зайцев об актрисе фильма: «У Ольги Озоллапини была сложнейшая задача сыграть человека, который знает, что скоро умрет. Ее героиня на последней стадии истощения. У нее лишь одна цель – дойти до отца и обнять его в последний раз. Ольге надо было каждый день погружать себя в это состояние умирающего человека - восемьдесят смен, - полностью отдавшись этой роли. Это была сложнейшая актерская задача, с которой она блестяще справилась. На мой взгляд, это актерский подвиг».
Актриса Ольга Озоллапиня: «Когда мне задают вопросы о фильме «Блокадный дневник», я вся скукоживаюсь внутренне, этого не видно, я что-то пытаюсь сказать, ответить, но у меня нет никакого желания вспоминать ни о том, как я готовилась, ни о самих сьёмках. Такого опыта у меня больше не должно быть, по крайней мере, я этого не хочу. Могу сказать, что этот фильм о Великой Любви! Пройти через весь замерзший и мертвый город, чтобы попросить прощения. Этот фильм вдохновляет, а не разрушает».
Картина создана Киностудией «Сентябрь» при поддержке МТС Медиа (онлайн-кинотеатра KION).
Главная героиня фильма Ольга идет к отцу через блокадный город. Ее муж умер от голода. Она чувствует, что скоро тоже умрет, у нее больше нет сил жить, но ей нужно успеть увидеть отца перед смертью, чтобы попрощаться с ним и попросить у него прощения. Ее глазами зрители видят происходящее в осажденном Ленинграде. Как будто они сами в эти минуты оказались на улицах блокадного города. Фильм превращается в блокадную Одиссею, где зрители вместе с героиней проходят через весь город, встречают самых разных людей, попадают в сложные ситуации и видят, в каком состоянии находился Ленинград и его жители.
Режиссер Андрей Зайцев: «Мне бы хотелось, чтобы память о том, что пришлось пережить блокадникам, оставалась с нами как можно дольше. Хочется, чтобы мы понимали, как в нашей жизни все зыбко. Никто из ленинградцев в начале сентября 1941 года не ожидал, что через три месяца город словно погрузится в ледниковый период. И многим покажется, что уже никогда не будет никакого будущего, ни лета, ни весны - только бесконечная зима, голод и смерть. Об этом многие писали и говорили: между относительно спокойной, нормальной жизнью и этой катастрофой прошло всего три месяца! Если наши дети не будут знать все подробности про блокаду Ленинграда, про страдания, которые вынесли люди, про то, как стремительно все случилось, у них не будет иммунитета к этому. И значит, это может однажды повториться, но уже с ними или с нашими внуками. Это все очень серьезные вещи. История циклична. Она не прощает беспамятства».
За основу фильма взята повесть «Дневные звезды» поэтессы Ольги Берггольц – «блокадной Мадонны», которая пережила блокаду Ленинграда и, работая на радио, ежедневно обращалась к жителям города, поддерживая их мужество.
Актриса Ольга Озоллапиня о съемках: «Пожалуй, до конца я не была готова психологически к съемкам. Конечно, когда я готовилась, то много читала, но, начав изучать тему блокады, бывало такое, что после пяти минут я полчаса отходила. Постоянно в голове возникали мысли: для чего мы живем, зачем я живу, как мы вообще можем так жить… Позже, когда я уже погрузилась в тему, то всю стену своей комнаты обклеила фотографиями блокадного Ленинграда и людей, которые попали на пленку в это страшное время. Иногда я выписывала какие-то вещи и тоже клеила их на стену, чтобы, проходя мимо, мой взгляд задерживался на этом месте; чтобы быть постоянно погруженной в материал. Съемки фильма проходили как в Питере, так и в Подмосковье, а мои близкие остались жить в Москве. Иногда, сразу после съемок, не снимая пластический грим, я садилась в машину и ехала к ним. И все-таки было сложно выйти из состояния, в которое я попала на съемках. Когда мы закончили снимать кино, я еще долго не могла улыбаться и нормально жить».
Работа над фильмом заняла три года. Актерам раз за разом приходилось вживаться в роли людей, умирающих в осажденном городе.
Актриса Ольга Озоллапиня о фильме: «Моей первой мыслью после просмотра фильма было: “Его надо положить на полку”. Я помню, как предложила режиссеру, Андрею Зайцеву, отложить показ фильма на неопределенный срок, ведь многие начнут нас упрекать, что мы сделали все неправильно и в реальности все было совершенно по-другому. Люди не готовы, наверно, увидеть правду и пропустить ее через себя. В то же время, я была приятно удивлена, что он снял настолько искреннее кино. Затем фильм получил награды ММКФ, «Золотой орел» - и я была очень счастлива за всех: не только за Андрея Зайцева, но и за всю съемочную группу, без которой ничего бы не получилось».
Режиссер Андрей Зайцев об актрисе фильма: «У Ольги Озоллапини была сложнейшая задача сыграть человека, который знает, что скоро умрет. Ее героиня на последней стадии истощения. У нее лишь одна цель – дойти до отца и обнять его в последний раз. Ольге надо было каждый день погружать себя в это состояние умирающего человека - восемьдесят смен, - полностью отдавшись этой роли. Это была сложнейшая актерская задача, с которой она блестяще справилась. На мой взгляд, это актерский подвиг».
Актриса Ольга Озоллапиня: «Когда мне задают вопросы о фильме «Блокадный дневник», я вся скукоживаюсь внутренне, этого не видно, я что-то пытаюсь сказать, ответить, но у меня нет никакого желания вспоминать ни о том, как я готовилась, ни о самих сьёмках. Такого опыта у меня больше не должно быть, по крайней мере, я этого не хочу. Могу сказать, что этот фильм о Великой Любви! Пройти через весь замерзший и мертвый город, чтобы попросить прощения. Этот фильм вдохновляет, а не разрушает».
Картина создана Киностудией «Сентябрь» при поддержке МТС Медиа (онлайн-кинотеатра KION).