В одном из древнейших гражданских зданий Москвы — Старом Английском дворе парка «Зарядье» — в рамках нового проекта «Подклет» открылась выставка «I-й ЦАРЬ. московский. грозный». Она посвящена первому русскому царю и личности, непосредственно связанной с историей здания — дома, пожалованного Иваном IV англичанам и ставшего первым официальным представительством иностранной державы в Москве.
Центральным экспонатом первой выставки нового проекта стал бюст Ивана Грозного — антропологическая реконструкция, созданная в 1963–1965 годах профессором Михаилом Герасимовым по останкам царя, найденным при раскопках в приделе Иоанна Предтечи в Архангельском соборе Московского Кремля. Процессу реконструкции и научному методу Герасимова посвящен короткий видеофильм, который зрители увидят на мультимедийной стене. При его подготовке сотрудники парка исследовали видеоматериалы 60-х годов и взаимодействовали с учеными Института этнологии и антропологии РАН.
Ключевым мультимедийным экспонатом стала цифровая реконструкция внешности Ивана Грозного, созданная искусственным интеллектом. Чтобы воспроизвести облик царя, умершего в 1584 году, художник в области машинного обучения Денис Ширяев загрузил бюст Ивана Грозного в нейросеть, обученную на изображениях 70 000 лиц.
Мультимедийная составляющая дополнена фрагментами киноэпопеи Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (1944–1945) и многосерийного фильма «Грозный» (2020). Посетители увидят интервью с режиссером фильма Алексеем Андриановым и сценаристом Тимуром Эзугбая, которые рассказали, какие источники использовались в процессе работы над фильмом, кем для них стал первый русский царь, какие черты и поступки Ивана Грозного, на их взгляд, наиболее значимые для истории.
В экспозицию вошли цитаты из разных исторических и литературных источников, а также из памятников народного творчества. Фактология, описывающая ключевые этапы правления Ивана Грозного, проиллюстрирована эскизами Сергея Эйзенштейна, созданными режиссером в процессе создания знаменитого фильма. Цифровые копии эскизов предоставлены Российским государственным архивом литературы и искусства.
Музыку для выставки написал композитор Дмитрий Мазуров, ставший в 2019 году лауреатом Международной лаборатории молодых композиторов «Открытый космос» под руководством Дмитрия Курляндского (I приз). Сейчас Дмитрий работает в области современной академической музыки, многоканальной электроакустики и экспериментальной электроники.
Выставка «I-й ЦАРЬ. московский. грозный» стала первой в рамках нового проекта «Подклет», пространством для которого служит самое старое помещение музея — белокаменный подклет, сохранивший лестничные ступени и участки оригинальной кладки XVI века. Экспозиции проекта будут строиться вокруг одного исторического события, предмета или личности.
«Проект «Подклет» станет своего рода каталогом личностных неформальных исследований разных исторических явлений, их фактологии и следа в массовом сознании. А помещение белокаменного подклета – интеллектуальным аттракционом, кабинетом редкостей, помещенных в мультимедийное поле», — отмечает начальник управления научно-просветительских проектов парка «Зарядье» Елена Войцеховская.
Дополнительно к выставке проекта «Подклет» с тем же билетом посетители могут увидеть обновленную экспозицию в Казенной палате и Поварне Старого Английского двора. Экспонаты, представленные в палатах, расскажут, как был устроен быт английских купцов и предпринимателей, что они ввозили и вывозили из России, как была организована торговля. Так, в Казенной палате проводились торжественные приемы, хранилась казна и заключались торговые сделки. В Поварне представлены модель английского галеона XVI–XVII веков, образцы товаров и дорожное снаряжение английских путешественников, а также карта, на которой показаны маршруты их путешествий по России и опасных морских экспедиций, сблизивших две державы в эпоху Великих географических открытий.
Выставка «I-й ЦАРЬ. московский. грозный» продлится до 31 октября. Билеты можно приобрести на официальном сайте и в мобильном приложении «Зарядья», а также в платежно-навигационных терминалах на территории парка.