РАХМАНИНОВСКИЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
Комическая опера-водевиль
«КАРАНТИН»
А.Н. ВЕРСТОВСКИЙ
Анастасия БЕЛУКОВА (сопрано)
Екатерина ЛУКАШ (меццо-сопрано)
Дмитрий НИКАНОРОВ (тенор)
Анджей БЕЛЕЦКИЙ (баритон)
Станислав ЛИ (баритон)
Александр ПОПОВ (баритон)
Камерный оркестр Московской консерватории
Дирижер-постановщик —
Феликс КОРОБОВ
Камерный хор Московской консерватории
Дирижёр —
Александр СОЛОВЬЕВ
В концерте принимают участие артисты Российского государственного театра «Сатирикон»
имени Аркадия Райкина
Автор идеи и художественный руководитель проекта –
Ирина СКВОРЦОВА
17 ноября в Рахманиновском зале случится… «Карантин». Именно так называется комическая опера-водевиль Алексея Верстовского, которая будет представлена в рамках проекта Московской консерватории «Возрождение русской оперной классики». Незаслуженно забытый шедевр композитора первой половины XIX века исполнят лучшие консерваторские коллективы — Камерный оркестр под управлением народного артиста России Феликса Коробова, Камерный хор во главе с его лидером, профессором Александром Соловьевым, а также солисты: Анастасия Белукова (сопрано), Екатерина Лукаш (меццо-сопрано), Дмитрий Никаноров (тенор), Анджей Белецкий, Станислав Ли, Александр Попов, (баритон). В концерте также примут участие артисты театра «Сатирикон» имени Аркадия Райкина.
Комическая опера-водевиль «Карантин» (1822) принадлежит перу выдающегося композитора начала XIX века — Алексея Николаевича Верстовского. Сюжет оперы, основанный на любовных приключениях офицера Стрельского и его избранницы Ленушки, сегодня как никогда актуален: действие оперы происходит во время чумного карантина. Отец Ленушки (карантинный надзиратель Шляхтенко) хочет выдать её замуж за нелюбимого Клиникуса, а единственная героиня, в силах которой разрушить этот любовный узел — Бригадирша Арбатова (тётушка Стрельского) — заперта в карантине.
Обратившись к французскому жанру водевиля, Алексей Верстовский переосмысливает его, наделяет достижениями русской комической оперы и переводит из развлекательной пьесы с музыкой в оперу-водевиль, где наряду с остроумным и злободневным текстом Николая Хмельницкого, музыкальный пласт играет важнейшую драматургическую роль.
Проект «Возрождение русской оперной классики» возник в год 150-летия Московской консерватории благодаря инициативе заведующей кафедрой истории русской музыки, доктора искусствоведения, профессора Ирины Арнольдовны Скворцовой. Идея воссоздания незаслуженно забытых произведений изначально была связана с музыкальным наследием XVIII века. Имена таких композиторов как Е.И. Фомин, В.А. Пашкевич, Д.С. Бортнянский практически неизвестны современной публике, в то время как их сочинения представляют большую художественную ценность.
Открытие проекта состоялось 7 октября 2016 года в Рахманиновском зале. В этот вечер силами творческих коллективов Московской консерватории была исполнена мелодрама Евстигнея Ипатьевича Фомина «Орфей». Помимо юбилея консерватории, этой постановке сопутствовали и другие знаменательные даты — 255 лет со дня рождения композитора и 225 лет со дня премьеры произведения. В декабре 2017 года была показана опера Дмитрия Степановича Бортнянского «Сын-соперник» — к 230-летию ее первого исполнения.
После постановки двух сочинений XVIII века хронологические рамки проекта расширились. В 2019 году на сцене Рахманиновского зала обрела новую жизнь опера композитора рубежа XIX-XX веков Антона Степановича Аренского «Рафаэль», снова в сопровождении юбилея — 125-летия со дня премьеры.