XXIV сезон Недели моды «Mercedes-Benz» в России открылся празднованием 50-летия творческой деятельности отца русской моды Вячеслава Зайцева. Все показы первого дня были так или иначе выстроены вокруг него. Лена Макашова работала в Доме моды Slava Zaitsev в 80-е; Анне и Алексею Бородулиным Зайцев вручал в Гран-при конкурса имени Надежды Ламановой, фактически дав «путевку в жизнь»; Султанна Французова, Маша Шароева и Сабина Горелик оканчивали Slava Zaitsev's Fashion Laboratory соответственно в 1999, 2001 и 2005 годах; а под интригующим названием «Бункер Z» скрывался коллективный показ ее новейших выпускников.
SLAVA ZAITSEV
Полвека Славы
Каждая новая работа Зайцева более искренняя, чем предыдущая. Для сезона Осень-Зима/2012-2013 он в очередной раз сумел найти еще более короткую дорогу к сердцам своих зрителей, чьи многочисленные и бурные аплодисменты были посвящены его актуальной коллекции в той же мере, в какой и его многочисленным предыдущим успехам.
Слегка придержав коней в плане яркости (причем не только цветовой: силуэты в коллекции преимущественно строгие), Зайцев вдоволь поэкспериментировал с лацканами и воротниками округлой формы, а также с креативно смещенными застежками и пуговицами. Альтернативным центром коллекции, безусловно, стали женские шляпы, с массивными декорациями в виде цветов от питерской фирмы «Эксклюзив». Некоторые из них по своим пропорциям чем-то неуловимо напоминали головной убор Белой Королевы из иллюстраций Джона Тенниела к «Алисе в стране чудес» – звучащие слегка эпатажно и по-новому, но в то же время выверенно контекстуально. Ведь главное для художника, как формулирует сам Зайцев, «быть целеустремленным и никогда не останавливаться на достигнутом». Вот уже 50 лет этому принципу он следует не только словом, но и делом.
Бункер Z
Необузданность нового поколения
Фактурность длинных белых платьев из пряжи Каролины Раи целиком зиждилась на округлости декоративных элементов; при этом некую завершенность ее идеи приобретали лишь в сочетании с подчеркивающим женственность кроем.
В свою очередь, женственность длинных и нередко прозрачных шифоновых платьев в пол Анастасии Верещагиной была совершенно из другой оперы: прямой, игрушечно-кукольной, для девушек, которых, кажется, можно поломать одним неосторожным движением.
Ромбовидные декорации, диагональные линии кроя и массивные банты сзади от Станиславы Головакиной стояли на твердой цветовой основе, а именно – неисчерпаемой игре кремово-белого и иссиня-черного тонов.
Песочно-серые цвета работ Алины Залялиевой получили на редкость гармоничное дополнение в виде уширяющих элементов на талии, рукавах и высокой линии плеч.
Античные референсы, легко читавшиеся в платьях Стеллы Гилядовой, державшихся на одном плече, в финале ее части показа свелись к совершенно индийскому по духу светлому свадебному сари, сверкавшему золотыми узорами.
Задав тон своей части показа первым луком, навевавшем мысли о Тиле Уленшпигеле, Екатерина Илюхина преимущественно осталась в рамках темно-серого цвета, закончив подчеркнуто женственной моделью с корсетом цвета хаки.
Концептуалистичность работ Марины Искандаровой, показавшей платья, скроенные на манер бумажных фонариков, дополнялась юбками и верхней одеждой, скроенными с дополнительным объемом, а также доминирующим бирюзовым цветом.
Постапокалиптический дух вещей Ольги Киселенко, на сто процентов построенных на классическом сочетании красного с черным, был подчеркнут проволочными, будто пережившими ядерный взрыв, аксессуарами и гиперфактурными платьями-книжками.
Masha Sharoeva
Аура таинственности
Неугомонный экспериментатор Маша Шароева вывела свои вечные поиски идеального цвета на новый уровень. Так, значительное место в ее новой работе занимали выжжено-вареные тона, солировавшие, в частности, во всех без исключения мужских луках.
Параллельно research&development Шароевой продолжается и в плане фактуры. Сочетая прозрачную органзу с непростой с точки зрения конструкции многослойностью и многоярусностью, она добивается очень аутентичного эффекта, при котором каждый отдельный слой блузки не скрывает ничего, зато вместе они придают модели столь труднодостижимую в наше время ауру таинственности.
ХакаМа
Страсть аутентичности
Традиционно один из наиболее насыщенных по энергетике показов Недели проходит под эгидой двух герцогинь русского стиля: Лены Макашовой и Ирины Хакамады. Под звуки джаза на первый взгляд небрежно раскиданные по луку декоративные элементы – дополнительные юбки, вставки из элементов альтернативной фактуры, оригинальные пояса, громадные пуговицы, длинные шляпы-горшки, продолжения воротников, сугубо декоративные и действующие карманы – в руках Макашовой парадоксальным образом складываются в очень цельную общую стилевую канву.
Фраза о стиле женщины, «не боящейся выглядеть смешно», в последние годы превратилась в некое клише. Из-за этого многие забывают основную составляющую умения выглядеть «смешно»: смелость, уверенность в себе и неготовность ни за что быть похожей на других, для чего, согласитесь, мало годятся используемые Макашовой широкие, «с мужского плеча», штанины или конструктивистские по духу плащи-пальто. Да, в этом нет столь милой мужскому глазу доступности, сладости и уязвимости, но если вы ищете визуального воплощения аутентичности, то ХакаМа – логичный выбор. Участницы этого дизайнерского тандема как никто умеют увидеть за этой нарочитой аутентичностью (и показать другим!) истинно женственную страсть.
Sabina Gorelik
Мастерская чудес
Возникший в процессе работы над спектаклем «Рыжий Ник и мастерская чудес» творческий союз Сабины Горелик и хореографа-постановщика Мигеля подарил зрителям Недели исключительно театральное по духу шоу. Многочисленные механические элементы в нарядах Горелик и танцы антропоморфных роботов от Мигеля как бы напомнили нам о праве каждой женщины временами вести себя как бессмысленная игрушка, существующая исключительно для решения неких аполлонических задач в жизни.
Именно вот такие попытки перенести химию успешной постановки в пространство моды и развивают фэшн-индустрию. Конечно, мы не утверждаем, что черные с золотым юбки-пружинки или камзолы с широкими эполетами завтра станут мейнстримом, но мелькающие узоры из шестеренок вполне могли бы, а нарочито объемные декоративные кубики с юбок Горелик так и просятся украсить чей-нибудь пуховик.
BORODULIN'S
Русский дух
Обратившись еще год назад к теме классической русской женской красоты, Анна и Алексей Бородулины пока не спешат искать радикально новых источников вдохновения. Учитывая, что их коллекции давно уже не просто набор нарядов, объединенных некоей стилевой парадигмой, а полноценный культурологический экскурс, центром которого, на сей раз, стал образ княжны Ольги.
Доминирующие в коллекции длинные платья продемонстрировали ряд очень выигрышных сочетаний – в таких у Бородулиных традиционно не бывает недостатка – но к сезону Осень-Зима/2012-2013 они сделали небольшой качественный скачок. Царственные белый и золотой идеально шли к темным тонам, которые разбавлялись шелкографией, византийскими узорами и сетчатой фактурой платков, получивших новое прочтение, а прямые линии кроя очень выигрышно разбивались округлыми русскими лицами, которые на показе были подчеркнуты не только все теми же платками, но и безукоризненным подбором моделей.
Sultanna Frantsuzova
Гонконгский связной
Фиолетовый блеск ознаменовала триумфальное возвращение на Неделю Султанны Французовой, которая вновь теперь руководит брендом своего имени. Живущая и работающая в Гонконге, дизайнер показала коллекцию, посвященную Нью-Йорку, с одноименной песней Фрэнка Синатры, прибереженной для финального выхода.
В построенной на стыке темных тонов и контрастирующих с ними цветов фиолетовой части спектра коллекции солировали вещи с сотовой фактурой, округлые меховые элементы поверх прямых линий и, пожалуй, наиболее запоминающийся аксессуар – черные беретки с золотой пыльцой.
Можно сказать - мода не стоит на месте...