В Москве названы лауреаты V Фестиваля "Биеннале театрального искусства"
14.12.2021 21:05
Просто Мария

13 декабря в Московском театре «Et Сetera» состоялась Торжественная церемония закрытия фестиваля. Событие открылось «Елкой желаний»: во всероссийской благотворительной акции приняли участие Роберт Стуруа, Кирилл Крок, Анастасия Светлова, Александр Журавский и другие звезды театра и кино.

Перед награждением состоялся показ нового интерактивного спектакля под художественным руководством Дмитрия Крымова – победителя фестиваля 2020 г. Это первое и единственное в мире театральное сочинение, созданное по мотивам сразу всех пьес Антона Чехова, а исполнителями ролей стали гости праздника.

В церемонии награждения приняли участие члены жюри биеннале, в состав которого вошли опытные мастера: Юрий Бутусов, Алексей Бородин, Георгий Исаакян, Евгений Каменькович, Семен Спивак, Валерий Фокин, Адольф Шапиро; а также конкурсанты – молодые режиссеры с профессиональным стажем не более 10 лет: Никита Бетехтин, Артем Галушин, Айдар Заббаров, Андрей Калинин, Никита Кобелев, Владимир Кузнецов, Федор Малышев, Павел Пархоменко, Михаил Плутахин, Артем Устинов, Анатолий Шульев, Хуго Эрикссен.

Из 12 конкурсных работ жюри выбрало трех победителей:

Айдар Заббаров – спектакль «Я не вернусь» (Театр им. Камала, Казань) — «за убедительное соединение документальной достоверности и острой театральной формы». 
Никита Кобелев — спектакль «Новаторы» (Театр Маяковского, Москва) – «за поиски нового театрального языка». 
Андрей Калинин – спектакль «Товарищ Кисляков» (Александринский театр, Санкт-Петербург) – «за создание уникального актерского ансамбля».
Каждый из них в качестве приза получил статуэтку Арлекина и грант на постановку в размере 1 миллион рублей от генерального партнера фестиваля Группы компаний «Р-Фарм».

На праздничном событии прозвучали вокальные номера и живая музыка в исполнении воспитанников Детской оперной студии Московского государственного академического детского музыкального театра им. Н.И. Сац (руководитель Наталия Викторовна Ефимова) и Квартета «13 декабря» в составе юных музыкантов Васи Бирюкова, Стеши Винник, Вики Штатенко, Коли Прокопенко.

«Уроки режиссуры» - единственный в мире фестиваль, в жюри которого входят только режиссеры. Старшее поколение оценивает младших и наоборот. В конкурсной программе этого года спектакли молодых, а судят – признанные мастера. Спектакли проходили с сентября по декабрь на главных театральных площадках Москвы. 
Фестиваль не просто устраивает смотр, но и стимулирует театральный процесс. В Москве и Петербурге идут спектакли, созданные при поддержке «Уроков режиссуры»: «Костик» Дмитрия Крымова (Московский театр им. Пушкина), «Ромео и Джульетта» Егора Перегудова (РАМТ), «Общага на крови» Семена Серзина (Невидимый театр) и три постановки совместной с МХТ им. Чехова «Лаборатории режиссерских дебютов». Почти все они вошли в юбилейную спецпрограмму биеннале. 
Среди конкурсных работ этого года – уникальные спектакли, большинство из которых в Москве были представлены впервые. Документальный театр, постановки с предметами в качестве действующих лиц, спектакль на татарском языке, лирические истории, философские сказки, социальная сатира и другое. Фестиваль представил масштабную панораму современной театральной жизни, не ограниченной в темах и жанрах. География «Уроков режиссуры»-2021 охватывает девять городов: Владимир, Екатеринбург, Казань, Канск, Москва, Новосибирск, Петрозаводск, Псков, Санкт-Петербург. Участниками V биеннале стали лучшие молодые режиссеры страны, которые в ближайшие десятилетия будут созидать новый театр – театр будущего. 
Итоги фестиваля – это не только объявление лауреатов, и само его содержание не ограничено показами конкурсной программы. Среди спецпроектов биеннале – марафон спектаклей Юрия Бутусова к юбилею Мастера, постановки Григория Козлова, Дмитрия Крымова и Владимира Панкова (подлинные уроки режиссуры!), лекции и творческие встречи в рамках «Мастерской», среди гостей которой Евгений Гришковец, Сергей Женовач, Кирилл Крок, Владимир Машков, Валерий Фокин, Николай Цискаридзе, Леонид Ярмольник и др. Впервые открытую репетицию для студентов режиссерских факультетов провел Римас Туминас – они смогли увидеть рождение спектакля «Война и мир» в Театре им. Вахтангова. 
В рамках биеннале прошли лаборатории для режиссеров драматического и музыкального театра, а также для тех, кто готов искать новые формы за пределами театральных зданий (проект «Театр без границ» совместно с Федерацией креативных индустрий). Проводится уникальная лаборатория для молодых драматургов, в результате которой лучшие пьесы будут опубликованы издательством «Navona», а режиссеры подготовят по ним экспликации. Наиболее интересная работа получит грант на постановку в столичном театре. 
Во время фестиваля прошла выставка-ярмарка театральной литературы в рамках non/fiction в Гостином дворе, проводится Премия «Театральный роман» - единственный в России проект, который поддерживает авторов, занимающихся искусством театра. «Библиотека Биеннале театрального искусства» совместно с издательством «Navona» готовит к выпуску первый том «Писем в Художественный театр». Состоялась презентация книги «Лицо Арлекина. Повесть об артисте Евгении Князеве» С. Коробкова. Также в рамках проекта изданы такие книги как «А. С. Суворин: портрет на фоне газеты» И. Соловьевой и В. Шитовой, «Как это было» К. Гинкаса, «Шекспир и узурпатор. С Кшиштофом Варликовским беседует Петр Грущинский», «Иван Михайлович Кудрявцев. Дневники». 
О фестивале говорит Александр Калягин, председатель Союза театральных деятелей России, художественный руководитель Московского театра «Et Cetera», народный артист РСФСР: «Фестиваль уже занял свое постоянное прочное место и не собирается его никому уступать. И это правильно. «Уроки режиссуры» нужны молодому поколению, нужны и тем, кто давно зовется мэтрами. «Уроки режиссуры» нужны всему театру. Стремление создать не только пространство режиссуры, но и организовать в этом пространстве диалог поколений – задача, которая всегда была и всегда будет одной из самых главных. Я абсолютно солидарен с авторами идеи фестиваля, уверенными в том, что движение театра возможно, когда существует и не нарушается преемственность». 
Фестиваль проходит при поддержке Фонда президентских грантов.

Добавить комментарий