Когда дети Монсегюpа спустились вниз,
Солнце еще не веpнуло Миpу день.
На их бледных лицах можно было увидеть гоpе и печаль
Без веpы, с котоpой они шли.
Эрик Леви
Музыкальный проект ERA появился в 1997 году на пике востребованности стиля нью-эйдж (new age), популяризованного немецкой командой Enigma. Идейным вдохновителем и продюсером ERA стал французский композитор и мультиинструменталист Эрик Леви.
Эрик Леви, он же Эрик-Жак Левисаль, родился в 1955 году в Париже. В юности увлекся игрой на гитаре и, как и любой тинейджеp 70-х, окpужал себя музыкой The Beatles, Led Zeppelin, The Rolling Stones. Его отец пpедпочитал классику: Моцаpта, Чайковского, Шопена. В 20 лет Эрик вместе с певицей и моделью Фабьен Шайн создал свою первую группу – хард-рок бэнд Shakin' Street. Первый же их альбом – «Vampire Rock» (1975) – удостоился высокой оценки британских и американских критиков и принес команде известность. После выхода второго альбома «Solid as a Rock» (1979) последовали выступления на различных рок-фестивалях по всему миру и многомесячные гастроли по США вместе с самыми известными хард-рок группами того времени – Black Sabbath, Blue Oyster Cult и AC/DC. В 1981 группа раскололась, и Эрик переехал в Нью-Йорк, где работал с Мэрианн Фэйтфулл (Marianne Faithfull) и другими музыкантами над проектами различных групп. Но поворотным в жизни Эрика стал 1992 год, когда он возвратился в Париж, чтобы сконцентрироваться на сольной карьере композитора, и начал активно писать музыку к фильмам (написал более чем к 10 фильмам). Одной из самых успешных его работ того периода стал саундтрек к комедии режиссера Жана-Мари Пуаре «Пришельцы». В этом фильме звучат композиции, написанные Леви ещё до основания ERA и вошедшие позднее в его альбомы. И, как рассказывает маэстро, именно тогда проект ERA начал зарождаться в его голове.
Разрабатывать материал Леви начал вместе с Филиппом Манка (гитара, вокал), также принимавшим участие в записи саундтрека к «Пришельцам». Затем они позвали «барабанщика всех барабанщиков» Честера Томсона, верного спутника Фила Коллинза и группы «Genesis» в различные туры, а потом к ERA присоединились Нейл Вилкинсон (барабаны), Ли Склар (бас-гитара), Патрика Тисон (гитара) и Гай Протеро в качестве вокалиста.
«Мне позвонил Эрик Леви и спросил, не хочу ли я поучаствовать в интересном проекте. Он хотел сделать это в Париже, и я конечно же был «за», –рассказывает барабанщик Честер Томсон. – Можно сказать, что это был концептуальный альбом, ни на что не похожий. Я всегда хотел играть что-то новое, а эта музыка меня очаровывала».
«Слово "эра" имеет значение, связанное со вpеменем и музыкой, хотя у музыки нет возpаста для меня, я не следую последним стилям и тенденциям, – говорит Леви. – Именно поэтому я бы опpеделил ERA как пpосто музыку, а не песни. И я не пеpеношу new age, потому что это неопpеделимый стиль! Я же пытаюсь поднять силу музыки над словами».
Композитор убежден в том, что текст не играет никакой роли, поэтому в композициях ERA используется придуманный язык – комбинация английского, латыни и арабского языков. Тем не менее, в песнях есть философский смысл, для понимания которого следует обратится к древнему учению катаров, которым Эрик серьезно увлекся еще в молодости.
Катары (в переводе с греческого «чистые») - это христианское религиозное движение, существовавшее в XI-XIV веках. Сторонники этого движения претендовали на то, что именно они являются единственной и аутентичной христианской Церковью, а римская Церковь — отклонением от учения Христа. Они признавали Новый Завет и критически относились к Ветхому Завету, в их молитвах преобладала латынь, они не строили ни храмов, ни часовен, так как не видели в этом смысла, кроме того, катары были вегетарианцами, поскольку не признавали убийство не только человека, но и животного. Катары были миролюбивыми и добрыми людьми, убеждёнными противниками лжи и насилия, вели скромный образ жизни, строго и серьезно относились к своим поступкам. Но католическая церковь не признавала движения, и катаров сжигали на кострах, как еретиков. С движением катаров связан ряд легенд, нашедших отражение в произведениях европейского искусства и фольклора, а теперь и в музыке проекта ERA. Кроме того, считается, что катары имели свой собственный секретный язык. Так что «фальшивый» латинский - это либо забава Эрика Леви над латинским языком , либо, возможно, этот язык имеет отношение к секретному подлиннику.
Слушатели в подобных нюансах разбираться не стали, но быстро раскупали вышедший диск «Era», первый альбом новой команды, записанный на легендарной лондонской студии «Abbey Road» на гонорар от «Пришельцев». Релиз разошелся тиражом в 4 миллиона экземпляров и завоевал широкое признание в более чем 40 странах мира.
«Ameno», первый трек из альбома, был вдохновлен легендой о замке Монсегюр, последнем пристанище катаров. В крепости была организована церковь, что в 1232 году заставило папу римского начать первый Крестовый поход в христианской земле. Захват замка был отмечен сожжением на костре 200 мужчин и женщин, не отказавшихся от своей веры. С тех пор Монсегюр остается символом мужества, а легенда об огромном сокровище, скрытом в руинах замка, привлекает туда множество людей.
«В песне говорится о внутренней силе, которой мы обладаем, чтобы идти до конца наших мечтаний, – рассказывает Эрик Леви. – Я не пишу о любви, наркотиках, обществе, загрязнении, политиках — это все угнетает меня. Я ищу эмоции в музыке и стараюсь заглянуть внутрь, а не на поверхность».
В видеоклипе «Ameno» можно увидеть замок Монсегюр, рыцаря и бездомных детей во главе с таинственной молодой девушкой, как в легенде о короле Артуре.
В конце 90-х песня «Ameno» имела огромный успех в европейских радио-чартах, в 2000 году DJ Quicksilver сделал ремикс этой композиции. Под композицию «Enae Volare mezzo» с первого альбома группы долгое время выходил на бои самбист и дзюдоист Федор Емельяненко.
*****
На сегодня дискография «ERA» насчитывает 8 альбомов: «Era» (1998), «Era 2» (2000), «The Mass» (2003), «The Very Best of Era» (2005), «Reborn» (2008), «Classics» (2009), «The Essential» (2010) и «Classics II» (2010). Общий тираж альбомов составляет более 12 миллионов дисков. Любопытно, что российские музыкальные пираты выпустили еще несколько дисков якобы с музыкой проекта. Эти альбомы носят названия «Infinity», «Voice Of Gaia» (оба – 1998), «Sacredness», «Ocarina Dream Opera» (оба – 1999).
Музыка ERA звучит в голливудском кино: композиция «Mother» - в спортивной драме Сильвестра Сталлоне «Гонщик», «Ameno» использовалась в рекламе Mastercard на Мировом Чемпионате по футболу во Франции 1998 года.
Неоднократно Эрику Леви предлагали сотрудничество другие артисты: «Люди из Universal настаивали на том, чтобы я записался вместе со Стингом. Конечно, я бы хотел сделать дуэт, только если его целью является сочинение хоpошей музыки, а не коммеpческие цели».
В данный момент Леви работает видео-рок-оперой об истории Era. Проект завершится в 2014 году. Но, как признается музыкант, все его мысли сейчас сконцентрированы на российских концертах: «Я хочу сделать такое шоу, в котором музыка оживает, как на концертах Pink Floyd. Это будет нечто с хорошими сценовыми постановками, огнями и гигантскими экранами. Зрители должны понять сущность и ритм моей музыки».
Официальный сайт ERA:
Страница ERA на Facebook: