3 фестиваль «Московская премьера»: эксперты поговорили о коротком метре на панельной дискуссии в Центре Вознесенского
21.12.2021 18:50
19 декабря в Центре Вознесенского в рамках 3 международного фестиваля кино стран Содружества «Московская премьера» состоялась панельная дискуссия «Онлайн vs Офлайн. Короткий метр СНГ. Союз? Нерушимых». Разговор был посвящен короткометражному кино, поговорили о совместных путях кинопроцесса, продвижения, копродукции короткого метра на территории постсоветского пространства.
Дискуссия получилась оживленной, насыщенной не только теорией, но и практическими советами, и не без споров.
Модераторами разговора выступили программный директор короткометражного конкурса фестиваля «Московская премьера», продюсер, сценарист Александра Жукова и главный редактор сайта «Кино-театр.ру», директор по развитию онлайн-платформы CHILL, продюсер Жан Просянов.
В дискуссии приняли участие ведущие эксперты области – продюсеры, руководители агентств занимающиеся фестивальным продвижением, дистрибьюторы, организаторы кинофестивалей, представители Министерства культуры, онлайн-кинотеатров и других.
Антон Калинкин, продюсер, глава Red Carpet Studio (CHILL, Короче, Realist web) выказал долю пессимизма, поделившись мыслью о том, что никакой индустрии в короткометражном кино сейчас нет. По его словам, «есть успехи в фестивальном кино, но нет индустриального подхода. Это происходит из-за того, что есть устоявшееся представление – короткометражное кино – первый шаг в кино, его нужно быстрее проскочить. Мы пытаемся фестивалями, онлайн-платформой, другими инициативами – внешними программами развить профессиональное поле, чтобы короткометражное кино начало жить по правилам полнометражного. Такими шагами мы сможем создать такую индустрию, но пока рано об этом говорить». Кроме того, он отметил, что если продюсер не готов потратить 2-3 млн. рублей на короткометражное кино, то ему нечего делать и в полнометражном кино – продюсеры пытаются получить госфинансирование, не потратить свои деньги или найти независимые источники финансирования».
В рамках разговора был поднят вопрос, где найти финансирование, какие есть для этого инструменты – питчинги, фонды, частное инвестирование, и должно ли государство финансировать короткий метр, ведь в некоторых странах постсоветского пространства короткий метр финансируется. Своими мыслями по этому поводу поделились ведущий советник Департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры Валентин Лисицин и продюсеры Катерина Михайлова, Денис Ковалевский, Егор Одинцов.
Ведущий советник Департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры Валентин Лисицин рассказал, что на данный момент одной из возможных форм финансирования Министерства культуры – это альманах. Авторы могут подать заявку на альманах. Кроме того, существует огромное количество питчингов, а также фондов, где можно получить финансирование - президентские гранты, фонд культурных инициатив, онлайн-платформы, которые поддерживают молодое кино. Существуют различные практики по отбору проектов.
Жан Просянов обратил внимание, что снять короткий метр за призовые деньги (исходя из средних цифр) очень трудно, и зачастую авторам приходится вкладывать свои деньги. Продюсер Катя Михайлова поддержала это, рассказав, что она тоже вкладывала собственные деньги в производство короткого метра. Кроме того, спикеры отметили, что на данный момент индустрия короткого метра в Европе более развита – от сценарных лабораторий до фондов, занимающихся поддержкой только короткометражного кино и короткометражных маркетов.
Ольга Баженова, управляющий партнер фестивального агентства Eastwood agencyсогласилась с этим и обозначила несколько принципиально важных площадок короткометражного кино в Европе, куда она советует идти. В рамках одного из самых значимых короткометражных фестивалей в Клермон-Ферран проходит short film market, участие в котором поможет обратить внимание на фильм продюсеров, сейл-агентов, фестивальных отборщиков и других профессионалов. Ольга отметила ещё международный фестиваль в Турине (в 2022 году пройдет уже сороковой фестиваль). В рамках фестиваля есть короткометражная секция, но этот фестиваль считается очень важным для молодых авторов, потому что в его рамках проходит одна из лучших современных образовательных лабораторий Torino Film Lab. Кроме того, она подсказала обращать внимание на тематические и географические ограничения фестивальных и индустриальных событий. По словам Ольги Баженовой, российский короткий метр с каждым годом все более уверенно заявляет о себе на международном пространстве – фильмы участвуют в крупнейших фестивалях мира.
Эксперты отметили также серьезность задачи - поиски европейского продюсера. Для того, чтобы найти европейского продюсера, нужно подтвержденное государственное финансирование здесь, что существенно ограничивает возможности. Одним из вариантов решения Катя Михайлова обозначила кинорынки (Берлин, Канны, Коттбус). В Берлине, кстати, также есть специальная программа для молодых авторов (и не только режиссеров) – Berlinale talents.
Янна Буряк, продюсер, основатель и генеральный директор кинокомпании Мимесис и российского короткометражного агентства VOSTOK, поделилась, что впервые благодаря их агентству в рамках Каннского фестиваля был организован стенд российского короткометражного кино. Они пытаются укрепить связи и организовать взаимовыгодное сотрудничество, продавая короткий метр зарубеж.
По ее впечатлениям, перспективы у короткого метра есть, технологии демократизировались. Как ей кажется, сейчас есть запрос на экспериментальность. «Почти все крупные фестивали (и Клермон-Ферран) включают в свои программы экспериментальные фильмы – новые форматы, кросс-медиа, эта гибридность в трендах, иногда есть пересечения между кино и видеоиграми».
Найти финансирование можно также у онлайн-платформ, продюсеры которых с большим интересом относятся к короткому метру. Об этом сказали почти все участники разговора. Онлайн-платформы показывают короткометражные фильмы – лауреаты и участников фестивалей, а также финансируют фильмы.
Янна Буряк рассказала, что в Европе есть компании, каналы, которые специализируются именно на производстве короткометражного кино. В России, по ее мнению, пример такой лаборатории, это «Яндекс-медиа-лаб».
Другим немаловажным аспектом стала тема продвижения короткого метра, что сделать, чтобы короткий метр увидели зрители и профессионалы – фестивали, онлайн и офлайн-площадки, какие можно использовать дополнительные возможности для этого – например, привлечение известных актеров.
По мнению Виктора Прокофьева, занимающегося коротким метром уже много лет, программного директора фестиваля «Святая Анна», «чтобы заниматься долго короткометражным кино, надо быть очень современным человеком. Иначе авторы оказываются в замкнутом круге – они снимут фильм и начинают двигаться по одной и той же траектории – Берлин-Канны-Локарно-Венеция-Сан-Себастьян-Коттбус-Сандэнс-Ротердам, а потом они в итоге показывают фильм на очень местечковом фестивале. Если снимаешь, надо понимать свою аудиторию, надо дружить с онлайн, не боятся его. Тот же Клермон-Ферран взял в конкурс российский фильм, который есть в онлайн. Мир изменился, и давно. Это должны понимать не только авторы фильмов, но и отборщики, программные директора фестивалей, которых, к сожалению, в профессиональном плане все меньше».
Кроме того, Виктор Прокофьев заметил, что на «Святую Анну» он получает ежегодно свыше 1000 заявок, при том, что государство короткий метр не финансирует, - ведь есть еще студенческие, дипломные работы, которые финансирует киношколы, есть независимые фильмы.
В рамках разговора вспомнили и разобрали несколько удачных примеров- кейсов – короткометражных фильмов, которые прозвучали на фестивальном пространстве, и фильмы, авторам которых удалось заработать в онлайн и офлайн-прокате.
Фильм «Молоко» Дарьи Власовой (копродукция Литвы и России) отбил свой бюджет, заработав 3 миллиона. Благодаря фестивальному успеху фильма возникла поддержка иностранных фондов. Вспомнили короткометражные фильмы Ивана Соснина, которому удалось привлечь частное финансирование (агрохолдинг «Дядя Ваня»), и, несмотря на брендированный контент, где соленья прошли сквозной линией, фильмы активно участвовали в кинофестивалях, набрали сотни тысяч просмотров в интернете.
В некоторых случаях короткометражному кино удается прозвучать или заработать, когда оно объединено в альманах. Виктор Прокофьев привел в пример сборники «Русское краткое», куратором которого он являлся. Продюсер Егор Одинцов рассказал о своем опыте – альманахе «Свидетели», а также подискутировал с коллегами. Он также напомнил, что даже у самых крупных премий и фестивалей регламент по короткому метру разнится – так, например, у премии «Оскар» короткометражный фильм может быть до 40 минут, у Каннского фестиваля – до 25 минут. Основная проблема, по мнению Егора, что продюсеру не нужен короткий метр. «Короткий метр нужен прежде всего режиссеру, чтобы заявить о себе, а потом на волне успеха найти продюсера и начать работу над полным метром. Сегодня если продюсер финансирует короткий метр, это накладывает на режиссеры определенные обязательства дальнейшей работы с ним. Но короткий метр должен стоить столько, сколько это обусловлено его замыслом».
Продюсер Денис Ковалевский заметил, что действительно короткий метр – это прежде всего заявка режиссера о себе, начало. Альманах – это с одной стороны интересная форма, с другой – сложная, не каждый справиться. Если не будет какой-то общей связующей концепции или идеи, если это молодые режиссеры каждый со своим очень разным видением, то в альманахе нет смысла. Что касается короткого метра, то режиссер должен зажигать энтузиазмом, должен выйти на съемочную площадку и зажечь всех.
Елена Фисенко, директор по кинопрокату "Capella film", заметила, что вряд ли кто-то пойдет за полноценную цену билета в кино на 3минутный фильм. Именно из-за этого, в частности, короткий метр иногда объединяется в альманахи. Но исключения бывают. Например, 30минутный фильм Педро Альмодовара «Человеческий голос» собрал 160 тысяч долларов в мире и 44 тысячи долларов в России, 300 копий. Моноспектакль, где в главной роли Тильда Суинтон. Елена согласилась, что звезды вызывают дополнительный интерес. Плюс, по ее словам, нужно продумывать промо и стратегию. Она привела пример короткометражного альманаха, спродюсированного Юлией Мишкинене, на тему женских историй – здесь сложились тема + дата проката (8 марта) + инфоподдержка + известные актеры.
Под финал разговора эксперты рассмотрели еще одну грань темы короткометражного кино - нужно разделять студенческий короткий метр и короткометражное кино, снятое уже известными режиссерами после нескольких полнометражных фильмов или киносериалов. Вспомнили о короткометражках Ивана И. Твердовского, Михаила Местецкого, Рустама Хамдамова, Владимира Котта и других.
Денис Ковалевский отметил, что это разные истории. «Молодым режиссерам нужно заявить о себе, а именитым почему не снять»?. Егор Одинцов обратил внимание, что иногда такие съемки совмещают со съемками полного метра.
Катя Михайлова – «а вообще это просто кайф».
Короткий метр бывает более интересным, чем полный метр.