Четвертый день XXIV сезона Недели моды «Mercedes-Benz» в России вместил в себя самый ожидаемый дебют (М. Зайцева), самую близкую (Цокаленко) и самую далекую (Семш) гостью и многих других не менее интересных дизайнеров. Увы, показ ангольской марки LUZIAH оказался отменен, поскольку дизайнер не успела получить российскую визу.
Яна Гатауллина
Скрипка и немножко нервно
Погрузив своих зрителей в слегка грустное настроение зимнего моря, Яна Гатауллина, впрочем, сполна компенсировала это визуальной щедростью своих кроевых решений. Скорее консервативная цветовая гамма коллекции была очень затейливо разделена между моделями.
Открыв показ широким платьем с деграде, Гатауллина продолжила его сочетаниями широкого кроя юбок и прозрачных блузок. Дополнили картину несколько обращений к теме корсетов и муфт. В свою очередь, актуальность и жизненность вещей Гатауллиной была подчеркнута финалом с непринужденным общением моделей. Эта мини-сценка четко показала, что у женской одежды нет и не будет никогда лучшего аксессуара, чем искренняя улыбка.
Maroussia Zaitseva
Река и бортпроводница
Без преувеличения самый ожидаемый дебют XXIV сезона Недели моды «Мерседес-Бенц» в России не разочаровал. Главное опасение, что имея в своем распоряжении всю мощь Дома моды деда, Маруся Зайцева поставит перед собой настолько амбициозные задачи, каких у нее не хватит опыта реализовать, не оправдалось. Поэтому после коллекции Landing on Hudson River или «Настоящая стюардесса улыбается до конца» можно официально говорить о трех поколениях семейства Зайцевых в дизайне.
Построив коллекцию, в основном, на колоколообразных коротких платьях, к слову, очень выигрышно смотревшихся с балетками Melissa Plastic Dreams (партнер показа), Маруся снова, как и в своей дипломной коллекции в рамках «Лаборатории 13», основным инструментом самовыражения выбрала принты на тему самолетов, дельфинов и замочных скважин. Семиотическая выигрышность последней была подчеркнута в сливочно-черном платье с закрашенной красным замочной скважиной и красными леггинсами, смотревшееся референсом к стихотворению Бродского «Дебют». Единственной действительно сложной вещью с точки зрения конструкции (в которой, как мы помним, традиционно были сильны Зайцев-старший и, в особенности, Зайцев-средний) была закрывавшая показ светло-бирюзовая куртка, блестяще справившись с которой Маруся четко показала, что выбирает свое собственное, аутентичное видения стиля и копировать предков в ее планы не входит.
BIRYUKOV
Лаконичность и волшебство темного
Свои поиски новой элегантности, гармонии и комфорта Олег Бирюков ведет в исключительно правильной концептуальной среде. Продолжая развивать свой стиль, с соблюдением принципов сдержанности и глубокомысленности, дизайнер дополняет ее небольшой инъекцией славянских стилевых традиций, кельтских мотивов, и опыт Бирюкова позволяет рассчитать их дозу так правильно, чтобы слегка оживить коллекцию, не превращая ее в набор стилевых клише.
Как настоящий маг, виртуозно управляющийся с аморфным волшебством темных цветов, в которых угадывается женская фигура, Бирюков в очередной раз, как ножницами, отсекает себя от неоправданной пестроты, пользуясь лишь небольшим количеством выверенных тонов, которых ему на деле оказывается вполне достаточно для возведения полноценной цветовой парадигмы коллекции.
Lena Tsokalenko (Беларусь)
Затаив дыхание
Одна из сильнейших дизайнеров Недели Лена Цокаленко еще раз продемонстрировала, как творить из самых простых, если не сказать банальных ингредиентов, шоу, в процессе просмотра которого зал без преувеличения перестает дышать. Чувственный саундтрек, консервативный выбор моделей и минималистичная сценограмма показа – звучит просто, но поди повтори.
Впрочем, ключевая роль в шоу, безусловно, была у самой коллекции, в которой Цокаленко сумела нащупать и выразить тот самый оттенок меланхолии, который приличествует для холодного времени года. Классические по духу, но абсолютно современные по исполнению длинные платья дышали женственностью, которая, как известно, наиболее выигрышно смотрится в сочетании с легким оттенком строгости. То, что в подобной эстетике Цокаленко чувствует себя как рыба в воде, далеко не новость, но наблюдать за тем, как она шаг за шагом расширяет свое творческое пространство – одно удовольствие. Так, в этом сезоне к ее фирменным длинным платьям добавились невероятные меховые пальто, крой которых на совершенно новых плоскостях эмулирует все те же стилевые особенности, которые делают Цокаленко самым ожидаемым гостем Недели.
Nikolay Krasnikov
Балетный быт
Обратившись к образу легендарной российской балерины и светского персонажа Матильды Кшесинской, Николай Красников обрек себя на непростые изыски в области визуального самовыражния. Вынужденный избегать резких цветовых контрастов, он перенес всю игру на крой и сочетание фактур и здесь проявил себя с самой креативной стороны.
Балетной эстетике свойственно осторожное отношение к любой прозрачности, несмотря на довольно частое обращение к ней. Но и этот экзамен, как и тест на умение правильно выбрать количество меха, чтобы не придать луку избыточность, Красников с честью выдержал.
Julia Nikolaeva
Свободное падение
Было бы слишком банальным относиться к Юлии Николаевой как просто к виртуозу жанра карманной женственности, поэту коротких платьев, юбочек в горошек, коричневых плащей глянцевой фактуры и уютного кроя черных пальто, с целевой аудиторией из девушек, чей внутренний мир значительно богаче каких-то внешних проявлений.
Николаева еще и творец, который живет с нами в современной Москве, видя и чувствуя плюс-минус все то же, что и мы с вами. Не спроста только в ее коллекции всплыли в качестве аксессуаров сумки на колесиках, хорошо знакомые каждому, кто хоть раз заходил в московское метро или разноцветные банты, абсолютные референсы к тем, что стали главной стилевой особенностью оппозиционных протестов, под знаком которых прошло начало 2012-го. Поэтому призыв Николаевой выкинуть все из шкафов, стать «свободным и бездомным, безусловным и бескрайним, безнадежным», одним словом – уйти в свободное падение – это в большой степени декларация художника, действующего на основании прочувствованного коллективного бессознательного. В этом свете вопрос попадет она в тренды или нет, звучит просто глупо.
Sitka Semsch (Перу)
Индейская женственность
Невероятно добрый, насыщенный позитивной энергетикой показ любимой южноамериканской гостьи Недели Ситки Семш подчеркнул ее выход на новый уровень дизайнерского мастерства. Постоянные приезды в Россию начинают сказываться не только на почерке Семш, но и на идейном уровне, на котором она оперирует. Так, индейская женственность ее вещей становится все более универсальной и простой для понимания широкой международной публики.
Традиционная для жителей южной части Западного полушария слабость к блестящей фактуре оказалась полностью удовлетворенной за счет вписанных во все луки пайеток, чей блеск был слегка нивелирован прозрачными накидками, а национальные перуанские узоры нашли свое воплощение в прямоугольных принтах. Отдельного упоминания заслуживает и предельно конкретная мужская часть коллекции с коричневыми бриджами и зеленым верхом.
LEONID ALEXEEV
Эволюция денди
Многочисленные новые проекты и коллаборации Леонида Алексеева на телевидении и в театре, позволявшие ему проявлять свое дизайнерское мастерство в новых форматах, привели к неизбежному шагу в сторону классицизма. Алексеев взял традицию дендизма XIX века и перенес ее в наше время.
Его работы и ранее редко обходились без таких традиционных элементов одежды позапрошлого века, как, например, жилет, так что по большому счету Алексеев остался верен себе. Но если в случае с его расклешенными до самого предела брюками (так что громадные ботинки оказываются полностью сокрытыми под штаниной), удлиненными пиджаками, смурфоподобными шапками или костюмами, напоминающими арестантские робы, еще возможен какой-то дуализм восприятия, то верхняя одежда Алексеева выше всякой критики. Ни курток, ни пальто такого смелого и в то же время выдержанного кроя, да еще и на таком уровне качества у нас просто никто, кроме него, не умеет делать.