Шедевры Чайковского прозвучат в Большом зале Консерватории
04.02.2022 22:25
Просто Мария

11 февраля 2022,  19:00

Большой зал Московской государственной Консерватории имени П. И. Чайковского

П. И. Чайковский. Концерт №1. "Ромео и Джульетта". "Спящая красавица" (6+)

В программе: П. И. Чайковский – Концерт № 1 для фортепиано с оркестром си-бемоль минор, соч. 23; Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»; Сюита из балета «Спящая красавица»

Исполнители: Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»

Художественный руководитель – Юрий Башмет

Дирижер – Денис Власенко

Солист — Константин Емельянов (фортепиано)

3d65b5069783d13b572acf5993ddc962005150d71a0.jpg

В Большом зале Московской Консерватории 11 февраля 2022 года прозвучат три шедевра великого композитора — его Первый фортепианный концерт, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», а также сюита из балета "Спящая красавица". На сцене один из лучших столичных коллективов — Симфонический оркестр «Новая Россия» под руководством Юрия Башмета. Солист — Константин Емельянов (III премия Международного конкурса П. И. Чайковского), дирижер — Денис Власенко.

Чайковский написал три фортепианных концерта, но именно Первый стал одним из наиболее известных его сочинений. Написанный в 1874 году (композитор в то время преподавал в Московской Консерватории), он был изначально посвящен старшему коллеге композитора — Николаю Рубинштейну, и был ориентирован на его блестящий пианизм. Однако, Рубинштейн обрушился на Концерт с критикой и посоветовал его полностью переписать. Петр Ильич ответил на это отказом и, по совету К. Клиндворта, отправил партитуру немецкому пианисту Гансу фон Бюлову, который с большим успехом исполнил Концерт в Бостоне осенью 1875 года. Справедливости ради, надо отметить, что позднее Чайковский все же внес в Концерт некоторые правки, а Рубинштейн изменил свою точку зрения и неоднократно исполнял это сочинение в качестве солиста.

Непреходящую популярность Первый концерт получил, по словам музыковеда Ю. Келдыша, «благодаря лирической воодушевленности музыки, удивительной сочности красок и щедрости мелодического изобретения, восходящего, с одной стороны, к славянской (русско-украинской) народной песенности, а с другой — к индивидуально окрашенной патетической романсной мелодике». Оркестр и солист выступают здесь на равных, «то противоборствуя и соревнуясь между собой, то поддерживая друг друга». Фортепианная партия, с одной стороны, наполнена крупной аккордовой и октавной техникой — как, например, во вступлении к первой части или в ее главной теме, а с другой стороны, содержит удивительные по своей проникновенности лирические эпизоды.

С 1958 года Первый концерт входит в обязательную программу финального тура Международного конкурса имени П. И. Чайковского (наряду со Вторым и Третьим концертами, которые исполняются на конкурсе крайне редко).

«Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте». Волнующий сюжет о любви двух юных сердец, принадлежавших к враждующим кланам Монтекки и Капулетти, привлекал к себе внимание многих композиторов. Одно из лучших сочинений на основе шекспировской трагедии принадлежит Чайковскому. Идею написать симфоническую увертюру-фантазию, в обобщенном виде передающую события «Ромео и Джульетты», подсказал композитору в 1869 году Милий Балакирев (ему это сочинение и посвящено). Суровый мир, в котором выросли герои пьесы, воинственные столкновения двух кланов, всепоглощающая Тема Любви — отчаянное стремление к истинному счастью, напряженная борьба и трагическая развязка — все это рассказано средствами оркестра и обретает почти видимые черты. Чайковский относил «Ромео и Джульетту» к своим лучшим сочинениям, несколько раз вносил в нее правки, а в годы своего мирового триумфа неоднократно ею дирижировал.

"Спящая красавица" – балет в трех действиях поставлен по сюжету известной всем с детства сказки Шарля Перро о заснувшей на сотню лет принцессе, которую пробудил от ее колдовского сна только поцелуй прекрасного принца. Создавая партитуру для этой постановки, Чайковский в полной мере раскрыл свой легендарный талант, возведя музыку для балета из ранга «подчиненного состояния» в сопровождении танца, в сложное и открывающее новые горизонты произведение.

Константин Емельянов — российский пианист, выпускник Московской Консерватории (классы профессоров А. Мндоянца, С. Доренского и Н. Луганского). Лауреат ряда престижных международных конкурсов, в том числе Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица (2012, Киев), Международного конкурса пианистов в Вероне (2017), Международного конкурса пианистов в Сучжоу (2017). Обладатель I премии и Приза зрительских симпатий на Международном конкурсе пианистов имени Ж.-Б. Виотти (2017, Италия). Победитель III Всероссийского музыкального конкурса (2018, Москва). Лауреат III премии XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского (2019, Москва). Артист Yamaha с 2019 года. Ведет активную концертную деятельность в России и за рубежом.

Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» был создан в 1990 году. В 2002 году за дирижерский пульт встал Юрий Башмет, открывший качественно новую страницу в истории коллектива. С оркестром сотрудничают прославленные дирижеры и исполнители, среди которых: Валерий Гергиев, Александр Лазарев, Саулюс Сондецкис, Дэвид Стерн, Теодор Курентзис, Владимир Ашкенази, Андрес Мустонен, Максим Венгеров, Анна Нетребко и др. С 2002 года оркестр дал более 650 концертов в России и за рубежом. Оркестр ежегодно участвует в Зимнем музыкальном фестивале Юрия Башмета в Сочи, Фестивале Мстислава Ростроповича, Московском Пасхальном фестивале, международных фестивалях Юрия Башмета в Ярославле и Минске.

Денис Власенко — один из самых ярких российских дирижеров молодого поколения, выпускник Академии хорового искусства имени В. С. Попова, Московской и Санкт-Петербургской Консерваторий. С 2010 года — дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета. Неоднократно выступал с такими солистами, как Анна Нетребко, Юрий Башмет, Вадим Репин, Денис Мацуев, Александр Рудин, Мария Гулегина, Николай Луганский и др. Сотрудничал со многими российскими и зарубежными коллективами. Вместе с оркестром «Новая Россия» записал музыку для церемонии Открытия и Закрытия Зимней Олимпиады в Сочи – 2014. В сезоне 2016–2017 был главным дирижером 4 сезона телепроекта «Большая опера» на телеканале «Культура».

Добавить комментарий