15 марта, 19:00
Большой зал Московской консерватории
В.А.Моцарт. Симфония №40 6+
«По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки» — писал П.И. Чайковский.
Моцарт написал около 50 симфоний (согласно общепринятой классифика-ции, их 41). Из них всего две — минорные и связаны общей тональностью. Четырехчастная симфония соль минор № 25написана семнадцатилетним композитором по возвращении из Италии и заметно отличается от других симфоний этого периода. В ней отразились характерные для эпохи мятежные «вертеровские» настроения, близкие литературному течению «Бури и натиска». Исследователи считают ее предшественницей одного из самых совершенных моцартовских созданий — симфонии №40 соль минор (тоже четырехчастной). Ее взволнованная главная тема известна даже тем, кто далек от классической музыки. Первая часть симфонии полна грусти и драматизма. Вторая часть — «островок» созерцательности и спокойствия. Особенно необычна в симфонии третья часть — Менуэт: вместо изящного галантного танца здесь еще одна драматическая зарисовка, с мужественной и решительной главной темой. Наконец, Финал возвращает слушателя к образам первой части и наполнен стремительным движением и напряженным развитием.
«Волшебная флейта» — одна из самых загадочных опер Моцарта. Романтическая сказка, где действуют как реальные, так и сверхъестественные персонажи, насквозь пронизана идеями масонства, к которому принадлежали как сам композитор, так и автор идеи и либретто Эмануэль Шиканедер. Опера с самого начала пользовалась огромным успехом (увы, автору это не помогло, он скончался через 37 дней после премьеры). Ее увертюра начинается с трех мощных, торжественных аккордов, которые затем повторяются в сценах, где действуют жрецы. Следующая за аккордами быстрая часть, наполненная блестящей моцартовской полифонией, полна светлой энергии и веселья. Она напоминает слушателю о том, что «Волшебная флейта», все же, является комической оперой.
Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана — один из старейших симфонических коллекти-вов России. В разные годы им руководили такие прославленные дирижеры как Лев Штейнберг, Николай Аносов, Лео Гинзбург, Михаил Тэриан, Вероника Дударова. Наибольшую известность оркестру принесли исполнения русской и советской классики, в том числе премьеры сочинений С. Прокофьева, Н. Мясковского, Д. Шостаковича, Р. Глиэра. С 1989 года коллектив возглавляет народный артист России Павел Коган. Под руководством маэстро репертуар МГАСО был значительно расширен: в него вошли произведения европейской и американской симфонической литературы. Визитной карточкой оркестра стали грандиозные монографические циклы сочинений И. Брамса, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Г. Малера, А. Скрябина и других композиторов.
Павел Клиничев — известный российский дирижер, заслуженный артист России, четырехкратный лауреат театральной премии «Золотая маска». С 2001— дирижер Большого театра, где поставил 17 балетных спектаклей в качестве дирижера-постановщика. Гастролировал с оперной, балетной труппой и оркестром Большого театра в Италии, Франции, США, Японии, Китае. С 2010 — главный дирижёр Екатеринбургского театра оперы и балета. С сезона 2014/15 — приглашенный дирижёр Михайловского театра (Санкт-Петербург).