7 апреля в российский прокат выходит непредсказуемый хоррор «Скрежет» режиссера Ханны Бергхольм. Картина была показана на кинофестивале Сандэнс-2022 в секции Midnight, где ее назвали одной из самых запоминающихся премьер смотра.
«Скрежет» рассказывает историю молодой девушки Тиньи, пытающейся добиться любви своей требовательной матери. Подобно прошлогоднему фильму «Титан» Жюли Дюкорно, получившему «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале, «Скрежет» исследует тему женской природы в традиции боди-хоррора, где телесная трансформация неизменно означает переход героини в качественно новое личностное состояние. Картина Ханны Бергхольм представляет собой захватывающий портрет природы материнского инстинкта. Это притча о том, как пагубно навязывать своим детям свои представления о том, какими они должны быть, чтобы заслужить родительскую любовь.
Первые критики, посмотревшие картину, отметили, что «Скрежет» можно назвать чем-то средним между «Красотой по-американски», гротескной версией «Инопланетянина» с оттенком сверхъестественности фильмов Йоргоса Лантимоса, а главный монстр фильма — это причудливое существо, которое напоминает модели из «Чужого» и «Парка Юрского периода». Также критики отметили, что в последнее время достойные хорроры снимают именно женщины-режиссеры.
Сочетая в себе драму и ужас, «Скрежет» — это взрослая история об отсутствии любви, которое способно создать монстра. Фильм похож на современную версию сказки братьев Гримм. Режиссером картины стала дебютантка Ханна Бергхольм, ранее выпустившая несколько короткометражных работ, ставших хитами на фестивалях жанрового кино. Бюджет «Скрежета» превысил 3,6 миллиона долларов, что стало самым большим бюджетом для финского фильма, снятого женщиной-режиссером.
Говоря о своем отношении к жанру хоррора, Ханна Бергхольм отмечает: «Жанровое кино кажется мне особенно крутым, потому что там наши мысли и чувства могут обрести физическую форму. Меня всегда восхищало, как в таких фильмах говорят о чувствах. Для меня одних слов недостаточно. У меня всегда была мечта создать нового культового киномонстра, и, приступив к производству фильма, мы рассчитывали воплотить ее в реальность. Мне всегда нравились фильмы об инопланетянах. Думаю, что вторая часть «Чужих», помимо всего, очень женский, неуютный, скользкий фильм. Эту же идею я хотела выразить в «Скрежете», то, как ужасное и уродливое может сосуществовать с прекрасным на примере двух характеров — матери и дочери. Что также вдохновляло меня? Я всегда любила старых мастеров кино. Меня сформировали фильмы Акиры Куросавы и Лукино Висконти. Мне нравятся фильмы ужасов 70-х и 80-х годов, где все выглядело совсем не глянцево. В этих картинах чувствуется ручная работа, и именно поэтому я хотела сделать наше существо осязаемым».
В традиции боди-хоррора также видно отражение дуализма человеческой природы. Вот что об этом думает Ханна Бергхольм: «Дуализм всегда очаровывал меня как способ показать разные стороны характера, а также как механизм, обнажающий попытки человека быть совершенным, скрыть некоторые стороны себя, чтобы получить любовь. В каком-то смысле хорошо позволять себе испытывать чувство неуверенности, нужды или агрессии. Мой фильм — это история о подростке, который не находит свой путь. Конечно, в то же время вы должны контролировать свои эмоции. Неправильно злиться, выходить на улицу, бесноваться или убивать людей. Так что, в своем фильме я размышляю о том, как контролировать все эти чувства, из которых мы состоим. В идеале, мы все должны были бы прийти к балансу между этими двумя сторонами своей личности».
РЕЖИССЕР ХАННА БЕРГХОЛЬМ О РАБОТЕ НАД ФИЛЬМОМ:
Я сделала эту картину для всех любителей жанрового кино, но особенно для зрителей, которые традиционно боятся смотреть фильмы ужасов, но хотят увидеть сильные истории о женских эмоциях
Несмотря на то, что я хотела создать в фильме уникальный мир, он тоже не воображаемый. Постепенно у нас появляется тонкое ощущение, что что-то не так, но определить его труднее, так как саспенс не происходит в темноте; вместо этого всё происходит в комнатах пастельных тонов. Как и многие люди сегодня, персонаж матери в «Скрежете» освящает жизнь и семью в социальных сетях, видя мир в розовом цвете. Для нее ведение популярного видеоблога — это попытка вызвать чувство радости. Но, в конечном счете, «Скрежет» связан со страхом потерять контроль. Как и у Тиньи, у меня тоже был шкаф, полный воображаемых монстров. Я так хорошо их знала, что к ним привязалась. И не было большего страха, что однажды они вылезут из моего шкафа.
О СОЗДАТЕЛЯХ:
Для создания монстра Ханне Бергхольм удалось привлечь удивительную команду: номинант на премии BAFTA и Оскар специалист по пластическому гриму Конор О'Салливан («Спасти рядового Райана», «Часы», «Люди Икс: Первый класс», «Темный рыцарь», «Игра престолов») и дизайнер аниматроников Густав Хоген («Звездные войны: Эпизоды VI, VII и IX», «Мир юрского периода», «Прометей»).
Монстр частично был создан как аниматронная кукла, подобно существам в новейших фильмах серий «Звездные войны» и «Мир юрского периода». Кукольной версией Алли управляли профессионалы, чьи предыдущие работы включают все те же «Звездные войны», а также фильмы Тима Бертона и Стивена Спилберга.
Кастинг на роль Тиньи проводился по всей стране. Сиири Солалинна была найдена среди 1200 девушек, которые пришли на пробы. Сиири демонстрирует выдающуюся игру в образе чувствительной Тиньи, способной превратиться в разъяренного монстра Алли.
Другие центральные роли в фильме исполняют София Хейккиля, прославившаяся благодаря сериалу «Невидимые герои», удостоенного Европейской премии, Яни Воланен (двукратный лауреат премии Юсси), и актер-певец Рейно Нордин.