В московском «Октябре» в рамках КАРО.Арт состоялась российская премьера восстановленной «Истории гражданской войны»
25.04.2022 22:19
Просто Мария

Эксклюзивный показ открыл футуроспективу «Киноглаз.Киноки.Вертов». После показа состоялось обсуждение фильма с вернувшим фильм к жизни историком кино Николаем Изволовым и Сергеем Соловьевым, кандидатом философских наук, главным специалистом Российского государственного архива социально-политической истории, ведущим научным сотрудником факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова и ведущим программы «Наблюдатель» на телеканале «Культура». Эксперты дали комментарии к картине и ответили на вопросы зрителей, а также сообщили, что фильм «История гражданской войны» будет выпущен в прокат в рамках КАРО.Арт во всех городах присутствия сети уже осенью 2022 года. Гостей премьеры волновали идеологические и технические аспекты восстановления кино. Их интересовало, добавил ли при современной сборке картины Николай Изволов что-то свое. Его ответ был отрицательным: «Если бы я стал добавлять что-то в чужое завершенное авторское высказывание, я бы предал свою профессию. Это все равно, что живому человеку пришить еще одну руку. Я не стал включать даже новые достоверные данные в интертитры и добавлять отсутствующие, хотя соблазн был высок, и, несомненно, они были бы интересны и полезны зрителю».

 Режиссер восстановленной версии рассказал, что работа была очень кропотливой и детальной, фильм собирали буквально по частям. Какие-то его фрагменты сохранились лишь в иностранных архивах. Например, один из кадров прислали из Дании. Также обсуждение коснулось и темы достоверности кинодокумента. Об этом вопросе до сих пор ведутся ожесточенные споры и утверждать однозначно, можно ли принимать за правду увиденное на экране, нельзя. Тем не менее, одним из принципов раннего творчества Вертова было показать жизнь максимально объективно и охватить глазком кинокамеры все, что недоступно глазу человека. «История гражданской войны», ставшая центром футуроспективы 2022 года, была снята Вертовым в самом начале карьеры. Он фиксировал события гражданской войны в России в 1918-1922 годах, оставляя на кинопленке ключевых участников исторического процесса, таких, как Лев Троцкий. Эпическая картина была показана лишь однажды, на закрытом показе Коминтерна в Москве в июне 1921 года. Лишь спустя 100 лет после создания фильм мистическим образом был найден и внимательно восстановлен историком кино Николаем Изволовым.

 Остальные фильмы футуроспективы можно будет увидеть в московском киноцентре «Октябрь» до 29 апреля включительно. Купить билеты на футуроспективу: https://karofilm.ru/art?&event=719

 В программу «Киноглаз. Киноки. Вертов» вошли 12 немых и звуковых картин, среди которых «Человек с киноаппаратом», «Москва», «Весной» и великая «Годовщина революции», до определенного момента считавшаяся утерянной. «История гражданской войны» считается выдающимся примером киноискусства и краеугольной работой молодого Вертова, формулирующего для себя принципы кино-правды. В рамках проекта покажут и выпуски знаменитого одноименного журнала. Каждый из них представляет очевидную ценность для киноведения и истории. Например, в «Кино-правду №13» Дзиги Вертова включены интертитры работы художника Александра Родченко. Дуэт двух икон советского авангарда представляет огромный интерес и область для исследований для всех историков искусства. «Кино-правда №19» содержит удивительную подсказку о скорости своей демонстрации в заглавных титрах. Фильм будет показан в оригинальном темпоритме.

Добавить комментарий